Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 мая 2024
«Уж нынче всё не то, что в наше время было…»

«Уж нынче всё не то, что в наше время было…»

Начало Года семьи в Театре им. Моссовета отметили премьерой легендарной пьесы
Нина Катаева
05.03.2024
«Уж нынче всё не то, что в наше время было…»

Как и в наше время, вся культура и наука в пушкинские времена были сосредоточены в центре, в Санкт-Петербурге и в Москве, а нравы и быт «века нынешнего» и «века минувшего» менялись так быстро, что искрило в глазах. Поколения, сменявшие друг друга, становились антагонистами чуть ли не во всех социальных вопросах.


Новые традиции не успевали сформироваться и, собственно, стать этими самыми традициями, как их уже сменяли новые веяния, возникавшие во всех сферах жизни – в вопросах офицерской службы, армии, моды, образования. Особо остро стоял «женский вопрос», касавшийся положения женщины в обществе. Дамы готовились отвоевать себе равноправное положение с мужчинами, и о том, что из этого вышло, мы могли бы сегодня рассказать много интересного своим пра-, пра-прабабушкам.

Было бы преувеличением называть «Замужнюю невесту» этакой предвестницей великой комедии Грибоедова «Горе от ума», которую он напишет пять лет спустя, бичуя пороки общества, цветущие пышным цветом, и отправит своего героя залечивать раны в ту самую провинцию, где воевали с ними герои «Замужней невесты» Любим с Наташей. Но отголоски противоборства между «новой» и «старой» жизнью, вечного конфликта поколений, гордой собой провинции в водевиле присутствуют.

В императорских театрах «Замужняя невеста» стала спектаклем-долгожителем, в Петербурге она то и дело возвращалась на разные сцены, в роли Наташи блистали звёзды Семёнова и Савина. Комедия с успехом шла и в советские времена – в Ленинградском театре комедии, на малой сцене Театра Советской Армии, в Вологодском драмтеатре. Популярна была радиопостановка с музыкой Сергея Анашкина, с участием Аллы Казанской, Валентины Телегиной, Юрия Яковлева, Алексея Кузнецова, Светланы Немоляевой.

Само название этой комедии в стихах «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817) звучит как парадокс, и, несомненно, уже привлекает внимание. Не удивительно, что эта миниатюра из дворянской жизни XIX века 207 лет не сходит со сцены.

Пьесу о «Замужней невесте» князь Александр Шаховской, руководивший в ту пору Петербургской императорской труппой, стал писать для бенефиса актрисы Вальберховой. Молодые драматурги – Александр Грибоедов и Николай Хмельницкий должны были сочинить стихи по предложенному им сюжету. Дипломат Грибоедов, уже не мысливший себя вне театра, – а театральное дело в России только начиналось, свой репертуар был невелик, и как иронизируют историки, «драматургами, заделывались все желающие», – откликнулся с особым энтузиазмом. Его пером написано всё начало второго действия, пять явлений. То есть, самые сложные сцены, где «замужняя невеста» противоборствует грозной Фёкле Саввишне. Сценами этими Грибоедов гордился и опубликовал их ещё до премьеры в «Сыне Отечества».

По сюжету, столичный офицер Любим (Сергей Зотов), наследник всех своих родных, женился по взаимной любви на Наташе (Екатерина Девкина), воспитаннице высокопоставленного семейства. Девушка умна и хороша собой, но, по завещанию, Любим должен согласовать женитьбу со всеми тётушками и дядюшками, иначе наследства ему не видать. Провинциальные родственники, едва заслышав о столичной невесте, приходят в ужас: нет, нет и нет, столичная и дурному научит, и всё, что родичи накопили на свадьбу племяннику, промотает, не приведи господи!.. И как им сказать, что свадьба уже состоялась? Наследства тогда точно не получат, а жить молодым больше не на что. Новобрачные в трансе: что делать?!.. Ситуация, пожалуй, похлеще тех, что обсуждаются на сегодняшних ток-шоу, когда делят наследство.

Выход один – Наташе, как на корриду, следует вступить на территорию Семьи и претерпеть судьбу, то есть понравиться всем – и вдовам, и старой деве, и майору в отставке, и школьному зануде Бирюлькину. Как это творит Наташа и составляет оригинальную ткань спектакля (постановщик и сценограф, худрук Театра имени Моссовета, заслуженный деятель искусств РФ Евгений Марчелли). Сценография лаконична: спектакль идёт на сцене-трансформере «Под крышей», на которой на сей раз задействованы и чердачные окна, вечером в них светится иллюминирующая Москва. А сейчас под окнами обеденный стол, застеленный белой скатертью, над которым ловко орудует, раскладывая кушанья по тарелкам, строгая крепостная девушка Грунька (Евгения Лях).

Семейство рассаживается за столом, впечатляя нас великолепными костюмами Андрея Климова. Все дамы в настоящих кринолинах! Художник по костюмам в разговоре с журналистами назвал их «колокольчиками», которые при движении «летают» вокруг актрис, подчёркивая их женственность. Андрей Климов – сценограф и художник-постановщик более чем двухсот драматических спектаклей, опер, балетов и мюзиклов, и мы чувствуем руку мастера. А слух зрителей перед началом спектакля услаждает аккомпанементом к романсам з.а. Матвей Костолевский.

Собственно, идея спектакля родилась среди актёров, предложила её актриса Татьяна Родионова, исполнительница роли вдовы Вельдюзовой в одном из составов, к которой обратился с письмом Любим. Когда замысел окончательно оформился, артисты пришли к худруку – помогите сделать постановку.

Евгений Марчелли поставил «Замужнюю невесту» в жанре сентиментальной комедии. «Задача была, – говорит он, – построить спектакль на достаточно лёгком материале, в котором, конечно, были противоречия, писали три автора, каждый в своём стиле. И всё это нужно было свести в одну композиционную форму и, самое главное, создать ощущение текучести жизни. Сюжет нестандартен, в пьесе нет отрицательных персонажей, нет негатива».

Это добрая, нежная, почти рождественская сказка про большую семью, члены которой с ответственностью относятся к появлению в их круге нового человека. Каждый в этой семье одинок, жены и мужья у всех умерли, потому они так тесно и объединяются вокруг единственного племянника.

«Самым сложным было справиться с архаичным текстом, – отметила з.а. Мария Кнушевицкая, исполнившая роль всеобщей руководительницы, помещицы Матрёны Карповны Звонкиной. – Если возьмёте в руки эту пьесу, у вас непременно родится вопрос: «Как это можно играть?». Евгений Марчелли очень хорошо «почистил» пьесу, «вылепил» все характеры и отношения…». Собственно, моссоветовцы и посвятили спектакль своей старейшей артистке, – Мария Кнушевицкая отметила в ноябре 90-летие.

Наблюдать за тем, как Наташа, жена-невеста Любима, представившаяся всем дальней родственницей Вельдюзовой, отбивает «мячи», посылаемые ей родичами мужа-жениха, одно удовольствие. Вот она хорошенькая дурочка в общении со старым воякой, отставным секунд-майором Карпом Саввичем Искриным (з.а. Александр Бобровский), который не прочь приволокнуться за ней. Девиз жизни этого «Скалозуба»: «Служи, пока есть мочь, жена ж помеха службе», и он откровенно заявляет, что терпеть не может «умников» и не уверен, что мужу-то нужен ум, не говоря о жене. А вот она – истинная скромница, трудолюбивая золушка, которая, разумно экономя на всём, и обед на всех приготовит, «дешёвый и вкусный», и платье себе из лоскутков сошьёт, да ещё на продажу что-нибудь изладит, денежку заработает. Именно эту сцену написал Грибоедов. Его Наташа настоящий обличительный монолог произносит в адрес своей воспитательницы-графини, мотовки и прожигательницы жизни. И этими речами так очарует суровую блюстительницу нравов, «трёхмужнюю вдову» Фёклу Саввишну (з.а. Валентина Карева), что та только и может произнести: «Вот ум не девичий», «Клад сущий!», «Как судишь ты умно!»

А столкнувшись с истовой любительницей природы, старой девой Раисой Саввишной (Марина Кондратьева), мгновенно превратится в романтичную, на грани истеричности, ценительницу ландшафтов, готовую встречать рассветы и бесконечно воспевать цветы. Что уж говорить о сцене с «экзаментом», который устраивает Наташе всеобщий зять Максим Меркурьевич Бирюлькин (Андрей Рапопорт): Наташа сражает всех знанием грамматики, словесности, истории, а умением разбираться в философских течениях просто «срезает» Бирюлькина. Теперь ни у кого нет сомнений, что Любим не промахнулся с выбором. Ликуют все, и больше всех Матрёна Звонкина (Мария Кнушевицкая), от которой только и можно было услышать фамусовское: «Уж ныне всё не то, что в наше время было!», именно она благословляет пару на женитьбу.

Общение с родней Любима, заканчивается на такой высокой ноте, что невеста впадает в истерику, лишний раз доказывая нам, сколь сложно во все времена выстраивать взаимоотношения в семье.

Лёгкий водевиль, демонстрирующий нам череду ярких провинциальных характеров, о многом заставит задуматься зрителей. Сколько же поколений сменилось за 200 лет, но нельзя не отметить, что волновало и заботило наших пращуров то же, что и нас сегодня: каждый хотел быть счастливым, и далеко не у всех это получалось.

Со спектакля уходишь, неся в душе весь этот сонм образов, формировавших когда-то в кипении страстей черты будущей жизни.


Фото Владимира Коробицына

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Станислав Зотов
10.03.2024 10:38
Прекрасная постановка и с блеском написанная рецензия, и в театр ходить не надо - всё очень доходчиво рассказано - прочитал, как-будто сам побывал на премьере. И действительно - наряды великолепные, в стиле эпохи Александра Благословенного, но вот "колоритец мрачноват, учитель", как говаривал один из персонажей "Рембрандта" Дмитрия Кедрина. Почему всё идёт на таком непроницаемо-чёрном фоне? Авангардизм! Да, без этого нельзя. Но художник так видит. И пусть видит - спектакль очень заинтересовал зрителя, а это главное, ведь эта пьеса - поучение и имеет воспитательную идею, что было характерно для старой русской сцены, а теперь, как видно, возрождается вновь. И это хорошо.

Эксклюзив
27.05.2024
Максим Столетов
От Норвегии до Польши протянется антироссийская «стена дронов»
Фоторепортаж
24.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье проходит выставка, посвященная работе людей, глазами которых мы видим войну


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.