Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
9 мая 2021
Уве Нольте: «Я немец с русским сердцем»

Уве Нольте: «Я немец с русским сердцем»

Беседа с поэтом, музыкантом, лидером группы германского неофолка Orplid
30.12.2019
Уве Нольте: «Я немец с русским сердцем»

Мы живем в период постмодерна с его дегуманизацией, разрушением ценностной иерархии и постоянным переформатированием реальности. Тем не менее даже в этом культурном хаосе появляются рыцари, которые отстаивают вечные ценности, раскрывают глубину и смысл нашего бытия и тем самым дают нам надежду на возрождение. Уве Нольте, известный немецкий деятель искусства и большой друг России, «немец с русским сердцем», как он себя сам называет, поделился своими размышлениями с читателями «Столетия».

– Область твоей творческой деятельности весьма разнообразна – это поэзия, музыка, живопись. И везде ты проявляешь высокий уровень своего таланта. Такой полиморфизм в искусстве и творческая самоотдача крайне редкое явление в наше время. Расскажи об истоках своего пути, что послужило главным стимулом и какой вид творчества для тебя первичен?

– Искусство спасло меня. В молодости я был панком и металлистом. Вместе с искусством в моей жизни появились смысл и мера. Искусство – это образование. Для меня и для других. Искусство – это путь из хаоса и победа над бренностью бытия. Я – только орудие Бога и ничего больше. Я играю интуитивно с формами, цветами и звуками, как ребенок. Меня вдохновляют встречи с людьми и походы по лесам и горам. Каждая поющая птица или шелестящий лист могут рассказать мне больше, чем все книги в мире. Божье слово записано в книге природы. Открой свое сердце, и ты сможешь прочитать его!

Люди искусства не могут жить без традиций. Дерево может вырасти, только если у него сильные корни. Эта метафора применима и к культуре. Вот почему я не хочу поклоняться пеплу прошлого, но хочу разжечь огонь Традиции. Как художник, я хочу навести мосты между классикой и современностью, между Россией и Германией.

Что касается моего творчества, я вижу себя поэтом. Мои духовные братья в поэзии – Эйхендорф, Гельдерлин и Ленау. Поэзия – это основа культуры, божественный танец стихий и ткань, соединяющая Вселенную, это мой образ жизни. Легенда о Парсифале всегда вдохновляла меня, и Святой Грааль я нашел в России.

– В своих живописных работах ты применяешь современную технику, но при этом неизменно обращаешься к образам, существующим вне времени...

– Важен дух искусства, а не инструмент, поэтому современные технические средства, такие как компьютер или камера являются для меня лишь подспорьем для выражения творческой идеи.
Европейская символика многое значит для меня, и, оживляя эти образы, я оживляю лучшее, что есть в европейской традиции. При этом мой духовный брат в живописи – русский художник Михаил Врубель. Не зная его работ, я испытал в молодости такие же видения и мечты. А дух Ильи Репина, который я уловил на берегу Волги, считаю, благословил мои творческие поиски.

– В России тебя знают, прежде всего, как музыканта, лидера группы Orplid, создателя культового лейбла Eis&Licht, и называют «альфой и омегой» германского неофолка. Скажи, почему ты выбрал именно это направление, и насколько оно актуально сейчас?

– Неофолк – это для меня не музыкальный жанр, а ментальный настрой. Неофолк – это лучший способ донести мою поэзию до сердца слушателя. Неофолк – это духовное пламя Европы. Пока горит это пламя, душа и гордость Запада не потеряны. Неофолк – это прекрасное начало для молодых людей, ищущих свою идентичность, а без национальной идентичности жизнь невозможна.

– Как продолжатель немецкого классического романтизма, ты считаешь, что настоящее искусство – это космогонический акт, преобразующий реальность в соответствии с замыслом художника-творца, который выступает как орудие Бога, а твоя главная задача – возрождение Традиции. Но что для тебя значит Традиция? Какой смысл ты вкладываешь в это понятие?

– Пикассо сказал, стоя в пещере Ласко и глядя на рисунки шаманов каменного века: «Мы ничему не научились!». Действительно, искусство – это лишь напоминание о более ранних фазах человеческого существования, когда люди были еще близки к небесам, звездам, Богу. Это напоминание о рае, райском саде, детстве человечества. Вот почему художник должен всегда оставаться ребенком и увлеченно танцевать со стихией. Настоящее искусство в том, чтобы всегда оставаться ребенком и улыбаться. Если ты улыбнешься миру, мир улыбнется тебе в ответ. У Бога дружелюбное лицо, когда ты смотришь ему в глаза.

Да, я немецкий романтик. Я верю в красоту, в форму и разум. Я вижу мир глазами поэтов, художников и пророков, тех, что ушли в ночь еще до моего появления. Но я должен идти своей дорогой. Я лишь часть великого дела, осколок божественной мечты.
Античное и классическое искусство было очень близко к Богу. Сейчас, в это безбожное время, западное искусство восхваляет нигилизм и разрушение культуры. Я борюсь с этим! Традиция для меня – единственный путь к просветлению. Я исхожу из опыта, накопленного прошлыми поколениями, и несу ответственность, как художник, за продолжение Традиции в будущих временах.

– То есть Традиция в твоем понимании – это сакральное знание, существующее вне времени, которое сохраняется в естественной природной жизни, в мифах и легендах, в народных песнопениях, в религиозных практиках. И твоя миссия состоит в том, чтобы уловить эти тонкие вибрации вечности, заглушаемые какофонией современности, зафиксировать их в творчестве и тем самым указать путь к гармонии?

– Да. Совершенно верно.

– Это замечательно, но, увы, сейчас на нашей планете осталось не так много мест для жизни в гармонии с собой и окружающим миром. Тебе посчастливилось найти такое «место силы» в России, на берегу Волги, в Ширяево. Расскажи, как это случилось, и что значит для тебя этот опыт?

– Как немецкий романтик, я живу мечтой. В 2009 году у меня был концерт в Москве, и там ко мне обратилась талантливая художница из Самары Кристина Цибер. Она твердила своим ангельским голосом: приезжай в Ширяево! И я последовал за ней, пронзенный стрелой Купидона, пущенной с Востока. К сожалению, наш путь не привел к семье и детям. Два художника – конкуренты, и мы оказались в состоянии войны, а, как известно, Россия выигрывает все битвы. Я вернулся на Запад. Мое сердце разбилось в России, но моя любовь осталась там. Она растет, как голубой цветок в глубинах гордого русского сердца. Кто знает, может быть, когда-нибудь русская женщина снова пленит мое сердце? Немецкие женщины потеряли свою женственность и живут цифрами. Им не хватает поэзии! Моя душа дышит и все еще пребывает в Ширяево. Россия – мое духовное Отечество!

– Название места твоего вдохновения весьма символично – Ширяево, от слова «ширь». Получается, что именно там ты расширил свое сознание…

– Да, я очень хорошо знаю, что означает слово «ширь». Одна из моих любимых песен «Ой, ты степь широкая», и я перевел эту песню еще смолоду. Ширяево стало для меня своего рода инициацией. Там я вырос как поэт. Я жил там по соседству с домом Ильи Репина. Моя русская семья дала мне простор для мечтаний и творчества. Каждый день мы ездили далеко в заповедник Жигули. Ночью я видел, как светятся глаза волков в зарослях, а днем орел благословлял меня своим полетом. А еще у меня был ручной сокол. Я даже посвятил ему книгу. Часто я мечтаю о Ширяево и хочу вновь оказаться там, на пульсе жизни, воспетой волнами Волги. Там была свобода мысли и чувств, совершенно чуждая немцам. Честно говоря, только сейчас я понял, что в то время жил в раю. Я заглянул в сердце русской красоты и узнал, что такое русское гостеприимство. Но тоска по родителям и друзьям заставила меня покинуть матушку Волгу. Это все еще причиняет мне боль. Может быть, меня там похоронят, чтобы моя душа, наконец, обрела покой…

Ширяево

Место, где слово любое
Вольно. Просторы в тиши,
Где я опять стал собою,
Сбросив оковы с души.

И, бесконечно участлив
К хлопотам добрым твоим,
Снова – свободен и счастлив,
Снова – любим и храним.

Здесь по-над Волгой, разлитой
Ширью меж мраморных круч,
Древней восточной молитвой
Дышит, угрюм и могуч,

Бронзовый лев. Охраняет
Сны он. В бесстрастных очах –
Вечность. А чайки роняют
Крики в рассветных лучах.

Как легендарные скифы
Здесь, среди волжских дорог,
Правду впитавших и мифы,
Я отыскал свой исток.

Высь в небесах – заглядеться!
Там, в золотых облаках
Видится вновь, словно в детстве,
Крыльев орлиных размах.

Край из великой легенды,
Либо край света – что ты?
Берег извилистой лентой
Будни связал и мечты.

Струги ли Разина встали,
Репин ли возле холста?
Сталин ли кровью и сталью
Властвовал – эти места

Помнят всё. Прочей не надо
Памяти. Словно в Раю
Степи дыханием Лады
Жизнь овевает мою.

С древней традицией свидясь,
Жди. И в полночную тишь
Здесь на распутье, как витязь,
Зов отдаленный услышь:

В шорох, как море, бескрайней,
Росной травы он разлит.
В нём – приглашение к тайне,
В негу: на остров Орплид.

Время нещадно преломит
Посох. Меня отпоют
Ветры, а небо уронит
Слёзы на скорбный приют.

Но в час последний, недолгий,
К новым заботам спеша,
Здесь, над просторами Волги,
Пусть пронесётся душа!

(Перевод Дмитрия Гордиенко)

– Надо сказать, не каждый европеец способен так глубоко чувствовать и так искренне любить Россию. При этом ты весьма критично относишься к сегодняшнему состоянию Германии и выступаешь против нигилизма и меркантилизма, захватившего современное западное общество. Вероятно, нелегко быть независимым идеалистом и идти против западного мейнстрима?

– Конечно, это не так просто. Запад духовно мертв и прогнил. Жизнь свободного эстета очень тяжела: я немецкий патриот и люблю Россию. Эти два факта являются основанием для запрета в Германии. Но я принимаю все жертвы ради своих идеалов. Те, кто хочет найти золото, должны копать глубоко, с потом и силой, а те, кто плывет против реки, найдут свой источник и свою сущность. Вряд ли есть возможность показать мое искусство в Германии. Мне это запрещено. Здесь много говорят о свободе искусства, особенно когда оно направлено против России. Типичным примером стала реакция на эту сумасшедшую выходку «Pussy Riot»! Сколько громогласного нытья о свободе искусства раздавалось, хотя ее не существует в Германии. Кстати: я бы еще сильнее наказал этих глупых женщин за их богохульство!

Материально я небогат, но я верю в возвращение красоты в культуру – и это делает меня богатым. Природа – мой учитель. Каждая маленькая прогулка может предложить мне больше, чем год в университете. Кстати, я никогда не учился в университете и являюсь самоучкой, как некий симбиоз Уильяма Блейка и Данте Габриэля Россетти.

– И очевидно, что кровь Лютера, которая течет в твоих венах, играет заметную роль в твоем нонконформизме, хотя ты являешься, скорее, пантеистом и консервативным революционером.

– Да, именно так.

–Знаешь, когда я думаю о традиционализме, то неизбежно сталкиваюсь с такой дилеммой. С одной стороны, прогресс создал невиданный в истории человечества материальный комфорт, от которого трудно отказаться. Благодаря прогрессу мы избавились от многих болезней, голода и нищеты, имеем свободный доступ к образованию, можем путешествовать и изучать другие культуры. Но, с другой стороны, прогресс разрушает священное, мистическое, духовное начало, без которого человек чувствует себя опустошенным, потерянным и одиноким, превращаясь в элементарную частицу потребительской гонки. Как ты думаешь, можно ли устранить это противоречие или нам все-таки придется сделать сложный выбор?

– У меня, как у потомка Лютера, в жилах течет реформаторская кровь. Каждый рождает своего Лютера и каждый должен признать новаторство в себе. Необходима динамика в мышлении и чувствах. Голое копирование – это тупик. История и философия – дикие хищники. Мы должны заново открывать, ловить и пересчитывать их снова и снова. Статика убивает! Будда и Иисус не хотели делать копии, но хотели принести в сердце каждого человека искру божественного вдохновения. Каждый традиционалист – Прометей, и возвращает этот огонь людям. И вот мы снова в начале творения: «Да будет свет!».

Как я уже говорил, живая Традиция – это не копирование прошлого, а сохранение и посев семян ушедших эпох. Я не вижу противоречия в том, чтобы жить в современную эпоху и любить классику. Мои стихи – это мосты, ведущие от романтизма к новому дню. Я архивирую звучание старого языка, но работаю с новыми языковыми образами. Как поэт, я стараюсь быть вневременным и не служить никаким тенденциям. Сидеть между всеми стульями – на самом деле значит сидеть на троне собственных мыслей. И Бог любит свои собственные мысли. Он отражается в них. Он видит своими глазами свое вечное лицо...

– Европа долгое время для многих была цивилизационным ориентиром. И в этом смысле влияние немецкой культуры на русскую трудно переоценить. Немецкие поэты, композиторы и философы играли важную роль в формировании интеллектуального и творческого дискурса в дореволюционной России. Потом наши пути разошлись, что привело к величайшему столкновению на фронтах двух мировых войн. Сейчас мы словно заново открываем друг друга, и, несмотря на разницу в менталитетах и трагический исторический опыт, находим общие точки соприкосновения. Скажи, как ты оцениваешь перспективы взаимоотношений России и Германии?

– Россия и Германия – братские народы. Россия – это сердце, а Германия – мозг в организме мира. Когда мы вместе, мы – великая сила. Враги мира тоже это знают и постоянно провоцируют Россию и Германию.

Солнце садится на Западе. Только тьма господствует в западном безбожии. Материализм убил души. Солнце встает на Востоке, и начинается новый день. Может быть, новый день для человечества? Учиться у Востока – значит учиться побеждать. Мне грустно, когда я вижу западные и нигилистические тенденции в России. Российская аудитория – лучшая аудитория в мире: достойная, страстная и культурная. Я был в туре один в течение многих недель и испытал в полной мере ваше замечательное гостеприимство. Мои концерты всегда были хорошо посещаемы. Я был гостем во многих школах и университетах, в том числе в Москве в Университете. Где готовят православных священников. И везде встречал радушный прием и искренний интерес к немецкой культуре

Германия и Европа могут выжить и сформировать будущее только в мирном контексте с Россией. Если Россия побратается с Германией и останется верной своей душе, мир будет спасен.

– Спасибо, Уве! В конце нашей беседы я попрошу тебя поделиться творческими планами и выразить пожелания твоим российским друзьям.

– На данный момент вышел диск с моим музыкальным проектом Orplid. Этот релиз является апогеем моей работы и продается по всему миру через Prophecy Productions.

Кроме того существует международный проект, в результате которого артисты со всего мира положили мои стихи на музыку. Для меня это особая радость, и я очень горжусь тем, что русские исполнители тоже адаптируют мои песни.

Я немец с русским сердцем. Уже после своего первого концерта здесь десять лет назад я влюбился в вашу страну и менталитет. В России люди настоящие. Мужчины – это мужчины, женщины – это женщины, а дети – это дети. Я наслаждаюсь каждым моментом в России, и хочу внести вклад своим искусством в дружбу русского и немецкого народов.

Надеюсь, что в 2020 году я снова смогу выступать в вашей стране. Мне хотелось бы расширить свою аудиторию и географию концертов и выставок в России. Поэтому я всегда готов к сотрудничеству со спонсорами, организаторами и участниками творческого процесса. Солнце встает на Востоке. Будущее за Россией. Я приветствую своих слушателей, друзей и читателей и с нетерпением жду новых встреч с вами.


Беседу вела Наталия Баженова

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.04.2021
Алексей Чичкин
Наследие выдающегося ученого-экономиста остается невостребованным.
Фоторепортаж
27.04.2021
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реконструкции снова открыт знаменитый Лионский зал Екатерининского дворца.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.