Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 апреля 2024

ТВ-похмелье

Чем попотчевало нас родное телевидение в новогодние праздники
Татьяна Корсакова
13.01.2010
ТВ-похмелье

Каникулы, о которых столько спорилось и которые так напомнили нам школьные, закончились. Кто-то уже как бы и нехотя пил, кто-то бесконечно мыл посуду после гостей, кто-то плавал в проруби, кто-то до одурения водил ребенка на ёлки – и все, кроме тех, конечно, кто пребывал на горнолыжных курортах, смотрели отечественное телевидение.

Совершенно случайно на днях включила один из главных каналов, по которому шел очередной сериал с каким-то кулинарным названием: бисквит? глазурь? Боже, что же пришлось услышать из «ящика» всего за минуту! Вот только несколько перлов, причем все из женских уст: «Заткнись!», «Какая на хрен страховка!», «Урод!», «Дурацкая система безопасности» (в автомобиле, успокойтесь, не в государстве), «Сволочь! – заклинило!». Уф, выключила. Из элементарного чувства брезгливости.

Но ведь миллионы не выключили. И вот ЭТО кричит, причем бездарно, бесталанно во всех, за редким исключением, квартирах, домах, коттеджах, избушках, ночных магазинчиках, на столиках у охранников и консьержек, словом, везде, где сериал застанет телезрителя. И я думаю, памятные слова «государственная безопасность» не случайно сами собой выскочили из клавиатуры компьютера в предыдущем абзаце. Под угрозой даже не государство – это-то мы умеем защищать – под угрозой само существование нации. Что всегда больше государства.

Передачи в новогоднюю ночь давно стали притчей во языцех. Ужимки якобы комических актеров, навсегда прописавшихся на телеканале «Россия», душа не принимает даже после шампанского.

Возникает только один вопрос: что первично? «Пипл хавает» то, что выдает эфир? Или эфир услужливо выдает то, что «пипл хавает»?

Многие переключились в новогоднюю ночь на «Культуру» и не пожалели. Известный пианист Денис Мацуев без фрака, но с аккордеоном в руках и всегда прекрасная Ульяна Лопаткина, действительно, привнесли в праздник немного шарма.

Вознаграждение было получено днем первого января на той же «Культуре». В 13.15 телеканал «Россия-К» стал показывать в прямом эфире традиционный новогодний концерт Венского филармонического оркестра в Золотом зале Musikverein. Это надо было не только слышать, но и видеть. Оркестр под управлением 85-летнего французского дирижера Жоржа Претра, которого музыканты называют за его энергию «Маэстро – сто тысяч вольт», исполнял произведения Штрауса-сына, Штрауса-отца, Штрауса-брата и других композиторов. Зал был украшен тридцатью тысячами алых, белых, желтых и оранжевых цветов из Сан-Ремо. Солисты балета парижской Оперы, а также балет Венской государственной оперы и Народной оперы синхронно с исполнением великой музыки в концертном зале танцевали в залах знаменитого Венского музея истории искусств на фоне великих полотен. И все это – в прямом эфире без малейшего сбоя (как тут не отметить превосходную работу телевизионного режиссера Карины Фибих!).

На фоне этого изящества особенно заметны были тяжелые потуги родного телевидения изо всех сил развеселить своего зрителя. Обладая таким потенциалом музыкантов, танцовщиков, актеров, каким обладает Россия, лепить едва съедобное из надоевших лет десять назад компонентов, чтобы зритель не наслаждался, а «хавал» тазиками, как оливье?! Кстати, среди звезд, танцевавших под музыку Штрауса, было столько русских фамилий… Но они были написаны латиницей на чужом фоне.

Безудержное веселье и киношные вопли поутихли разве что к сочельнику. «Культура» в этот вечер показала документальный фильм Михаила Шадрина «Форпост».

В Черновицкой области, у самой границы Украины с Румынией стоит новенький, с иголочки, Свято-Вознесенский православный мужской монастырь «Банчень», где уже построены пять зданий и строится еще один храм. При монастыре – приют, в нем 140 бедных детских душ. Эти дети, румыны и славяне, брошены своими родителями или лишились их по другим причинам; иные из ребяток – полные инвалиды: слепоглухонемой больной мальчик, мальчик без рук, дети с ДЦП. Несчастья вопиющие – но нет несчастных лиц. У взрослых людей, приютивших этих детей, нашлись слова и интонации, чтобы утешить их. И они оттаивают, воскресают… Безрукий мальчик берет в зубы веревку и звонит в церковный колокол. Слепоглухой замирает от ласки строителя монастыря в рясе отца Михаила, который все гладит и гладит маленькую детскую ручонку…

Этот человек, перенесший уже три инфаркта, протоиерей о. Михаил (Жар), сам отец троих детей, усыновил еще более 20 мальчиков и девочек. Но вне зависимости от того, чью фамилию носят приютские дети, все они называют его «тата».

Фильм сделан потрясающе: ни одной фальшивой ноты. Но это тот самый случай, когда можно, наплакавшись у экрана от умиления и жалости, трезво задуматься над тем, что 140 вылеченных от беды детей – это капля в море детского горя по всему СНГ.

Мне много приходится по долгу профессии ездить по детским домам, приютам и интернатам. Там работают мужественные и добрые люди. Но при всем уважении к светскому воспитанию должна заметить, что без участия священнослужителей здесь обойтись невозможно. Священники действительно знают слово – и это слово Божье. У светских педагогов такого слова теперь просто нет. У Макаренко были слова и дела, но тогда на дворе было другое время.

Сейчас время развлечений и отвлечений от тягот окружающей жизни, время водки, как пытаются нас убедить журналисты НТВ. В зимние каникулы по этому каналу повторили «Тайну русского похмелья» и еще один фильм про известных актеров-пьяниц. Странное впечатление произвели оба фильма. Похоже, автора во время съемок совершенно не обуревали никакие идеи. Его всё словно удивляло и забавляло, а ведь речь идет о пороке – пьянстве и смертельной болезни – алкоголизме. Ах, какой змеевик в самогонном аппарате (за который 20 лет назад совершенно справедливо впаяли бы срок)! Ах, как замечательно умеют пить на привале уважаемые люди Мордовии: начальник местного отдела МЧС, дегустаторша спиртзавода и ученый, доказавший, что водку закусывать лучше картошкой – не опьянеете! У-тю-тю, как мило спился бывший мальчик, который сыграл одну из ролей в «Республике ШКИД», а как замечательно страдает всю ночь в баре «незаслуженно» обвиненный в русофобии Андрей Данилко, чей образ – Верка Сердючка – пропел независимо от исполнителя нечто англо-монгольское, а теперь вот Верка пьет, страдать же и клизмы терпеть в качестве лечения от пьянства приходится бедному Андрею.

Зачем мне все это? Зачем мне, телезрителю, знать, что кличка у Панкратова-Черного – Панкратов-Синий, что мало известный на родине и знаменитый в России Вилле Хаапасало может выпить один в лесу пять бутылок водки, потом долго бороться с деревом и выйти из зеленых насаждений ангелом, зачем слушать (и жалеть при этом) хорошего актера Бориса Галкина, который пытается понять своего сына-пьяницу Владислава? Не слишком ли создатели этих фильмов доверяют аудитории? Невозможно не понимать, что половина российских зрителей воспримут экранный «юмор» как индульгенцию от греха пьянства, как руководство к действию, что чокаться полезут к экранному стеклу с «нашим человеком – Вилле» и со страдающей Веркой-Сердючкой.

Нация под предводительством народных артистов успешно спивается. И сама же над этим, не смущаясь, ржет. Неплохой повод для веселья, не правда ли?

Первый раз менталитету русского народа был нанесен серьезный урон сразу после Октябрьской революции, когда «все стало можно», когда вместо знаменитой на весь мир культуры русского аристократизма и вообще русской культуры идеологические власти поддержали отечественного хама. Потом и государство постепенно опомнилось, да и бабушки православные, мусульманские, иудейские не дремали – спасли Отечество. А теперь кому спасать? Неужели и впрямь властям придется-таки создавать при ФСБ комиссию нравов? А ведь дождемся.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..