Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 мая 2024
Трагический голос XX века

Трагический голос XX века

К 100-летию со дня рождения Марии Каллас
Ирина Баранчеева, Рим
24.11.2023
Трагический голос XX века

Мария Каллас остается непревзойденной вершиной на оперном небосклоне, а ее трагический, неповторимый по красоте голос волнует до сих пор. Возможно, ни об одной другой певице нашего времени не написано столько книг и воспоминаний, исследований, романов и театральных пьес. Образ оперной дивы часто появляется в фильмах и в изобразительном искусстве. Ей посвящали и посвящают стихи поэты, среди которых был и Пьер Паоло Пазолини. «Когда она не будет петь, она оставит о себе легенду», — написал о ней итальянский поэт Эудженио Монтале. И его слова оказались пророческими...


Великая певица родилась в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года в семье греческих эмигрантов. Ее детство прошло в Америке, а незадолго до начала Второй мировой войны она с мамой вернулась в Грецию, где начала учиться пению в Афинской консерватории.

Ее необыкновенное дарование обнаружилось очень рано. Уже в пятнадцать лет Каллас дебютировала в Афинском оперном театре в партии Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Однако карьера будущей примадонны складывалась далеко не просто, и она не сразу добилась успеха на международной сцене.

Настоящей творческой родиной Каллас считают Италию, где она родилась как оперная «звезда». Сюда певица прибыла в 1947 году после неудачной полосы в ее жизни, когда она, вернувшись в Америку, тщетно старалась обратить на себя внимание местных импресарио. Два человека в тот момент сыграли решающую роль в ее творческой судьбе: выдающийся итальянский дирижер Туллио Серафин и промышленник Джованни Баттиста Менегини, который два года спустя стал мужем певицы. С их помощью Каллас с успехом дебютировала в античном театре «Арена» в Вероне, а в 1950 году — на сцене знаменитого Ла Скала.

С миланским театром певицу связывали долгие, хотя и не всегда безоблачные отношения, но именно в этих исторических стенах она познала свои величайшие триумфы.

С 1950 по 1961 годы Каллас выходила на его прославленную сцену двадцать восемь раз, исполняя ведущие партии в двадцати трех различных операх; шесть раз она открывала здесь театральный сезон.

Неудивительно поэтому, что Ла Скала трепетно сохраняет память об актрисе и к нынешнему юбилею подготовил весьма оригинальную экспозицию под названием «Фантасмагория Каллас». В воображаемый диалог с певицей вступают современные артисты разных жанров… Известный стилист Джорджио Армани создал для Каллас платье, алый цвет которого, по его мнению, выражал характер примадонны: сильный и страстный. А франко-марокканская художница Латифа Эшакч постаралась показать образ певицы через инсталляцию из прозрачных жемчужин, как поток льющихся слез, поскольку в жизни Каллас было много горя.

Американский композитор Элвин Каррен посвятил диве новое музыкальное сочинение, художник Франческо Веццоли — свои картины, режиссер Марио Мартоне — документальный фильм… И надо всем царит, конечно, уникальный, незабываемый голос Каллас, переносящий нас во времена ее триумфа, о котором напоминают и ее фото в разных ролях.

А портрет певицы перед зеркалом встречает и провожает посетителей выставки. Особенно интересен раздел, на котором представлены театральные костюмы Каллас, принадлежащие архиву миланского театра. Среди них выделяется костюм Медеи в одноименной опере Луиджи Керубини, который в 1953 году создал для певицы выдающийся итальянский художник Сальваторе Фьюме.

Можно по-разному относиться к современному искусству, но нельзя отрицать того, что личность и трагическая судьба Марии Каллас волнуют и притягивают молодых артистов, которые никогда не видели певицу на сцене. И это поистине чудо. В этом она может соперничать разве что с Федором Ивановичем Шаляпиным.

Поставить эти два имени рядом будет отнюдь не преувеличением. В некотором смысле, Марию Каллас можно считать «духовной дочерью» нашего выдающегося соотечественника, поскольку ее учительницей по вокалу была певица Эльвира де Идальго, в свое время выступавшая вместе с Федором Ивановичем. Она имела возможность наблюдать за игрой гения, за его полным перевоплощением в исполняемый образ, и это она постаралась передать своей талантливой ученице.

«Ты актриса и должна уметь передать всю гамму человеческих чувств», — говорила ей Эльвира Де Идальго и советовала никогда не жестикулировать, если руки не продолжают пение. О том, что «жест есть движение души», говорил и Шаляпин, и Каллас вслед за русским гением пыталась создать на сцене свой театр, где каждая роль была бы «омыта кровью собственного сердца».

Современники называли ее «la divina», «божественная»; ее сравнивали с великими певицами прошлого Джудиттой Пастой и Марией Малибран…

К сожалению, век Каллас на оперной сцене оказался очень коротким, но за это время она успела сделать столько, сколько другим певцам не под силу за долгую карьеру.

В своих героинь в известных операх она вдохнула новую жизнь, сделала их близкими и понятными людям двадцатого, отнюдь не романтического века. Одновременно она возродила к жизни полузабытые шедевры прошлых веков. Ради Каллас в оперную режиссуру пришел Лукино Висконти, создавший для нее незабываемые спектакли. Позже с ней работал молодой Франко Дзеффирелли, который в 2002 году снял в память об актрисе фильм «Каллас навсегда» с Фанни Ардан в главной роли. Наконец, Пьер Паоло Пазолини, весьма далекий от оперного мира, снял Каллас в художественном фильме «Медея» (1969), в котором она появляется на экране как драматическая актриса.

Елена Образцова вспоминала, какой фурор произвел приход Каллас на спектакли Большого театра, гастролировавшего в Париже в 1969 году. Год спустя певица приехала в Москву в качестве члена жюри IV Конкурса им. П.И. Чайковского, на котором зажглись многие будущие «звезды» российской сцены — Елена Образцова, Тамара Синявская, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко…

Трудно отделаться от мысли, что если бы на пути великой певицы не повстречался ее «черный ангел», греческий миллиардер Аристотель Онассис, ради которого она пожертвовала своей артистической карьерой и в ответ была брошена, унижена и растоптана, то она прожила бы дольше и еще многое успела бы сделать. Но гениальная Мария Каллас угасла в Париже после нескольких лет тяжелой депрессии 16 сентября 1977 года в возрасте 53-х лет, и ее смерть до сих пор окутана тайной…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
27.05.2024
Максим Столетов
От Норвегии до Польши протянется антироссийская «стена дронов»
Фоторепортаж
24.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье проходит выставка, посвященная работе людей, глазами которых мы видим войну


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.