Свет надежды

В церкви св. Агнессы на площади Навона, одной из самых оживленных в итальянской столице, открылась выставка «Иконы надежды» из собраний Музеев Ватикана. Основную часть ее составляют иконы из России.
Все они оказались в музейной коллекции разными путями, в основном как подношения и подарки. Как свидетельствует инвентарная запись, первая русская икона появилась в Ватикане в 1762 году,. Это небольшой триптих XVII века, в центре которого изображено сошествие Христа в ад, а по бокам — основные русские святые. В 1763 году к нему присоединилось изображение, пожалуй, самого любимого на Востоке и на Западе святого — Николая Чудотворца. На обратной стороне этой иконы, предположительно новгородской школы, сохранилась запись по-церковнославянски, из которой следует, что до 1571 года она принадлежала Евдокии, дочери воеводы Михаила Годунова.
Бесспорным украшением экспозиции стала икона «Нерукотворный Спас» (1900-07), написанная маслом по дереву и облаченная в позолоченную ризу с многоцветной эмалью. Печать удостоверяет, что она вышла из московской фабрики Семена Галкина, в свое время одного из самых знаменитых «золотых дел мастера» в России.
Другим примером высочайшего мастерства художников и ювелиров этой фабрики является икона Святого князя Владимира (ок. 1898). На ней Креститель Руси изображен в полный рост, с крестом в одной руке и опущенным мечом в другой.
Наравне с фабрикой братьев Галкиных (Семена и Петра Григорьевичей) в дореволюционной России славился Торговый дом Оловянишниковых. Его глава Порфирий Иванович Оловянишников был придворным поставщиком, ему принадлежал большой колокололитейный завод в Ярославле и фабрика церковной утвари в Москве. После его смерти дело продолжили сыновья. В начале XX века их фирма широко пользовалась рисунками художников, которые соединяли в своем творчестве мотивы древнерусского и современного искусства, как об этом свидетельствует представленный в Риме триптих «Деисус» (1909-1911).
Многие из выставленных икон — небольшие по размеру, дорожные иконы. Их брали с собой в путешествия и паломнические поездки, в виде медальонов носили на груди, чтобы предохранить себя от бед.
К последним, относится миниатюрная икона Божией Матери Казанской (1908-1917) финского ювелира Хенрика Вигстрема, работавшего для знаменитой ювелирной компании «Дом Фаберже» в Петербурге. Нежный лик Богоматери написан маслом по металлу и заключен в восьмигранную оправу, украшенную золотом, эмалью и аквамарином. Эта иконка принадлежала царю Болгарии Фердинанду I. В 1922 году во время визита в Ватикан он подарил ее Папе Римскому Пию XI.
Еще одна работа «Дома Фаберже» в экспозиции — это триптих «Христос со святыми Ольгой и Петром» (1901), попавшая в Рим из Китая. Её автор известный ювелир финского происхождения Иохан Виктор Аарне, работавший в Петербурге на рубеже XIX-XX веков. В свое время созданные им ювелирные изделия — рамки для фотографий, шкатулки, брелки в виде пасхальных яиц и многое другое — необычайно ценились в России. Произведения «Дома Фаберже», как замечает американский писатель Роберт Масси в своей книге о царской семье, «напоминают нам теперь о канувшей в вечность эпохе — эпохе не только изобилия, но также высочайшего мастерства, добросовестности и красоты».
А на большой иконе русского письма, датируемой 1881 годом, изображены 144 известные на Руси образа Богоматери, включая Божию Матерь Козельщанская, явившую чудо именно в том году. В 1993 г. ее подарил Иоанну Павлу II премьер-министр Ливана Рафик Харири.
К наиболее интересным примерам критской школы можно отнести две иконы XVI и XVII веков. На одной изображен Симеон Столпник, а на другой — отцы Восточной церкви: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Великий и Кирилл Александрийский. Сцены Рождества Богородицы и Иисуса Христа представлены образцами румынского и славяно-македонского иконописания (XVI и XIX вв.). Заметим, что все надписи на них сделаны на кириллице.
Из Западной Украины происходит образ Божией Матери «Одигитрия» (XVII-XVIII вв.). На нем хорошо сохранился только лик Богоматери, поскольку в советскую эпоху эту икону прятали, и она служила… полкой в шкафу. Устроители выставки поместили ее рядом с иконой князя Владимира в напоминание об общих корнях двух славянских народов и в надежде на долгожданный мир.
Все экспонирующиеся иконы были недавно отреставрированы. Барбара Ятта, возглавляющая сегодня Музеи Ватикана, известна своими симпатиями к русской культуре. Это неудивительно, поскольку ее бабушка была русской и происходила из аристократического рода Олсуфьевых.
Несколько лет назад Барбара Ятта получила премию Международного культурного фестиваля «Русский Рим» за «продвижение русского искусства». И нынешняя выставка — еще один знак ее любви к России. В планах музея — выделить для этих икон постоянное выставочное пространство, поскольку на сегодняшний день они находятся в запасниках. Таким образом, они всегда станут доступны.
Эта публикация как жемчужина украшает прекрасные исторические традиции уважения и любви к богатству хранимого творческого наследия, открывающего нам мало известные и мало доступные творения великого народа!