Спасенные песней
Этот театр не жалуют критики. Его считают «красной» цитаделью, что абсолютно не так. Если в театре идёт булгаковский «Бег», то «красной» цитадель быть не может. Булгаков – автор золотопогонный, имперский. «Содружество актёров Таганки» – театр трёхцветный, как государственный флаг. Поскреби красного Губенко, найдёшь имперца, и это не великий секрет.
«Содружество», которому стукнуло 25, это, конечно, цитадель культуры, цитадель рамок, без которых культуры не существует. И ясно, что причина богемной нелюбви к театру кроется в этом. Не гламурный это театр – ершистый, непокорный, упёртый. И юбилей, на который пожаловали именитые гости, где произносились точные, трогательные слова и потекли слёзы воспоминаний, стал прямым отражением его характера.
«Содружество» вломило спектакль «ВВС». Вот именно «вломило» его на праздник. И эхо пропетых песен пронеслось по уютной, полусонной столице, напомнив о том, что кроме круассанов и кофе латте есть что-то ещё. Есть то, без чего нет ни круассанов, ни жизни.
«ВВС» (или «Владимир Семёнович Высоцкий») – это спектакль хитрый. Его разбег выглядит абсолютно понятным – как постановка по песням Высоцкого. Театр заявляет: таганский поэт для каждого свой. Его каждый любит за что-то своё, созвучное, сокровенное. Он показывает, ЧТО такое Высоцкий? Он обнажает его суть, отражённую в песнях о солдатах и книгах, о бедной, бойкой и загадочно неправильной стране. Театр показывает Высоцкого во всём его разнообразии – как певца кривых переулков и незлого сатирика, в чьих песнях народ узнавал себя.
И вдруг ты, как зритель, понимаешь, что говорится и нечто другое. Театр говорит о том, ЧТО такое Высоцкий для него самого. Он адресуется к золоту особенных слов, оставленному ушедшим поэтом.
Он адресуется к духу песен Высоцкого, который вдохновлял, призывал упереться рогом и выстоять. Ты понимаешь, что так они и спаслись, так и смогли пережить весь мрак девяностых: маски-шоу, суды, отключение света. Так смогли на руинах поставить соловьёвскую «Чайку» и постепенно пошли на взлёт.
Сегодня у театра – полный зал зрителей. На «ВВС», к примеру, билет лучше купить заранее, поскольку в кассе могут и огорчить. Театр, который считают консервативным, коммунистическим, не просто обратился к Булгакову, к трагедии красно-белого раскола, а влил в это новое полотно изящество красок, представил массу режиссёрских находок.
То есть «Содружество» не бронзовеет и на месте явно не топчется. Оно живое и катит своей колеёй, занимая в нашей культуре уникальное место.
?>