Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июня 2021
Мастер «домашнего» портрета

Мастер «домашнего» портрета

Василий Тропинин согревает сердце русского человека каким-то особым светом
Станислав Минаков
09.04.2021
Мастер «домашнего» портрета

Воистину, портреты Тропинина — это украшение русских музеев. А «по точности отбора социальных типажей русского общества середины XIX века и глубине их воссоздания не имеют себе аналогий в отечественном искусстве своего времени». Кто не помнит «Девушку с розами», «Кружевницу», «Гитариста», «Портрет сына художника» и, конечно же, знаменитый портрет Пушкина. Известно более полутысячи полотен Василия Андреевича Тропинина.

В портретах Тропинина современники отмечали его умение передать «характерность» каждого жизненного типа. Мастер стоял у истоков целого самостоятельного направления в русском искусстве, связанного с внимательным анализом народного характера. Искусствоведы утверждают: будучи «последним сыном XVIII века», в конце жизни Тропинин уловил основные тенденции середины XIX века — верность натуре, аналитический взгляд на мир — и вплотную подошел к критическому реализму второй половины столетия. Это направление потом подхватят передвижники.

Художник и исследователь изобразительного искусства А.Н. Бенуа писал: «Что дает Тропинину особенно почетное место в истории русской живописи, это то, что он посеял семена того реализма, на котором вырос и окреп впоследствии чисто московский протест против чужого и холодного, академического, петербургского искусства. Все его "девушки-садовницы", "кружевницы", "швеи", "молочницы", "гитаристы" и прочие предвещали своими "жанровыми" ужимками, почти анекдотическим заигрыванием последующее блуждание москвичей в "типах" и "рассказиках" и являлись прямой параллелью той непосредственности взгляда на природу, которая была драгоценнейшей чертой, например, в венециановском творчестве».

Будущий художник родился 245 лет назад, 30 марта по нов. ст. 1776 г. в селе Карпово Новгородской губернии. Его родители были крепостными крестьянами графа Миниха. Отец за хорошую службу получил вольную, но остальные члены семьи оставались «в крепости».

С детства Василий много рисовал. Искусствовед А. Амшинская рассказывает: «По семейным преданиям потомков Минихов ... известно, что рисунки дворового мальчика забавляли господских детей, были своего рода курьезом для взрослых. Однако никто никакой пользы в них не видел». Начальное образование художник получил в народном училище в Новгороде. После учебы вернулся в родное село, которое уже перешло в собственность к зятю Миниха — графу Моркову.

Граф отправил Тропинина в Санкт-Петербург учиться на кондитера. В свободное время будущий живописец посещал Императорскую Академию художеств — изучал анатомию и копировал гравюры. Двоюродный брат Моркова узнал об увлечении Тропинина и за свой счет определил его в Академию. С 1799 г. Василий стал в ней вольнослушателем, студентом мастерской портретиста Степана Щукина, посещал занятия Григория Угрюмова, Иоганна Лампи-младшего и Габриэля Дуайена.

В 1804 г. картина Тропинина «Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке» была выставлена рядом с картинами уже знаменитых Ореста Кипренского и Владимира Боровиковского. Выставку посетила Императрица Мария Федоровна. Картину высоко оценили критики, и за сходство с гравюрами французского художника Жана-Батиста Грёза прозвали Тропинина «русским Грёзом».

Однако в сентябре того же года граф отозвал живописца и велел переехать в свое имение в селе Кукавка. Как писали в журнале «Искусство в Южной России» за 1913 г., «возвращенный в дом графа Тропинин занял место среднее между поваром-кондитером и личным лакеем графа Моркова. И если бы Тропинин проявил хотя бы малейшее стремление к независимости своего положения и таланта, после того когда талант получил правильное, хотя и незаконченное воспитание, то он рисковал бы потерять окончательно всякую возможность заниматься живописью».

По приказу графа Тропинин построил в селе церковь и расписал ее. Написал «Портрет мужчины в польском костюме», скопировал несколько картин Рембрандта. Представляется, что влияние великого голландца ощутимо в тропининских полотнах.

В Кукавке молодой художник познакомился с вольной поселенкой Анной Катиной, с которой в 1807 г. обвенчался, и после свадьбы молодая супруга тоже стала графской крепостной. В 1809 г. у пары родился сын Арсений.

С началом Отечественной войны вместе с семьей графа Тропинин переехал в Москву. В московском пожаре 1812 г. погибли многие из его ранних работ.

После окончания войны мастер писал портреты московских дворян, в том числе писателей Николая Карамзина и Ивана Дмитриева.

Написал Тропинин и семейный портрет Морковых.

Живописец стал широко известен в Москве. Журнал «Отечественные записки» про него писал: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

В 1821 г. Тропинин продолжил работу над «народными образами» — портретами украинских крестьян. Написал «Девушку с прялкой» и «Мальчика с дудкой».

Почитатели творчества Тропинина требовали у Моркова дать мастеру вольную. Друг живописца Михаил Дмитриев даже предлагал графу простить крупный карточный долг за освобождение. Вольную художник получил только в 1823 г. Но его семья осталась в крепостных.

Вскоре за картины «Кружевница», «Старик нищий» и «Портрет художника Скотникова» Тропинину было присвоено звание «назначенного в академики». «Кружевницу» и «Старика нищего» в свою коллекцию «Музеум» купил писатель и журналист Павел Свиньин, который писал о «Кружевнице»: «И знатоки и не знатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное, счастливое освещение, колорит ясный, естественный, сверх того в сем портрете обнаруживается душа Красавицы и тот лукавый взгляд любопытства, который брошен ею на кого-то, вошедшего в ту минуту».

И о полотне «Старик нищий»: «Мастерская, свободная кисть, сильный правильный тушь, широкие тени, эффект поразительный — вот главные достоинства сей картины».

В статье «Мастер русского портрета» искусствовед М. Петрова пишет: «Наиболее ярко и сам жанр как новое явление в русском искусстве, и позиция самого художника, его отношение, его понимание цели и задач жанра проявились в одной из самых первых работ этого рода живописи — знаменитой "Кружевнице" (1823). Природа жанра определила и сам характер композиции. Мы как бы вместе с художником заглянули туда, где трудится эта красивая молодая девушка. И она на наш неожиданный визит, словно на мгновение, отвлеклась от своих коклюшек и внимательно, как это и присуще портретам Тропинина, смотрит на нас. Но в ее взгляде нет ни кокетства, ни любопытства. Напротив. В этих широко открытых глазах — какой-то свой потаенный мир, какая-то полнота чувств и мыслей, которые тесно переплелись в ее душе, как это тонкое, прозрачное кружево, что не выставлено на показ, как свидетельство ее труда, а виднеется маленьким фрагментом, теряющимся в широких складках белой ткани — основы. Эта картина не о социальной характеристике труда, а о его творческом начале, рождающем красоту, обогащая окружающий нас мир. Тонкий нос, красивые очертания припухлых губ, мелкие завитки волос, выбивающиеся из-за ушей, и какой-то глубоко сокрытый темперамент, сила жизни в этих глазах и в этом взгляде. И сама эта девушка — вся как бы соткана из ощущения красоты, которую художник привнес и в живопись ее лица, и в этот плавный, изысканный изгиб ее руки, эти пальцы, легко, изящно перебирающие коклюшки, и в эту ткань, ниспадающую красивыми изломами. И лицо девушки, тронутое нежным румянцем, и фисташковый отлив ее платья, красиво гармонирующий с кисейным платком, будто сотканным из солнечных лучей, и руки, тонко прописанные прозрачной лессировкой, да и сам предмет ее труда — все это залито здесь светом. Им, можно сказать, живет, дышит портрет, обнаруживая, как писал тогдашний критик, "чистую, невинную душу"».

Осенью 1824 г. художнику было присвоено звание академика. Остаться преподавателем в Академии художеств он отказался и до конца жизни жил и работал в Москве, где стал одним из самых популярных портретистов, написал картины «Гитарист», «Каменщик», «Дама в зеленом платье».

Скульптор Николай Рамазанов писал о нем: «Все обидное переносил с высоким терпением и посреди всех художественных занятий совершенно забывал все окружавшее его неприятное и трудился до упаду; случалось, где работал, там и засыпал».

Портрет Елены Щепкиной, жены крепостного актера Михаила Щепкина, женщины с удивительной судьбой — один из лучших портретов художника, притягивающий, заставляющий остановиться, будто изображенная на портрете женщина своим теплым взглядом зовет нас, чтобы успокоить.

На портрете Елене Дмитриевне 37 лет. Благородный и светлый лик, от которого исходит тепло и умиротворение — так мастер запечатлел ее. Глядя на портрет Щепкиной, мы видим особое душевное расположение автора к своей модели. Великий художник обессмертил эту прекрасную женскую душу.

В квартире с мастерской в доме на углу улиц Ленивки и Волхонки мастер проработал большую часть жизни. Именно сюда зимой 1826–1827 гг. приходил позировать Пушкин.

1820–1830-е годы — время творческого расцвета Тропинина. «Художник сумел выразить некоторые специфические черты умонастроения московского общества, противопоставлявшего свободный стиль общения официальной регламентированности петербургской жизни. Портреты 1820-х годов — Н.А. Майкова, П.А. Булахова и особенно Пушкина — отличаются романтической воодушевленностью, внутренней динамикой, яркой эмоциональностью цветового строя. Тропинин мастерски передавал индивидуальность моделей».

Критики считали Тропинина создателем особого жанра живописи — «домашнего» или «халатного» портрета. Художник изображал своих героев в простой одежде и непринужденной обстановке. Василий Андреевич изобрел этот полюбившийся москвичам «халатный жанр», и нередко, заказывая портрет для семейной галереи, местные дворяне просили изобразить их непременно в халате.

В этом стиле Тропинин создал портрет А.С. Пушкина по заказу поэта Сергея Соболевского.

Художник Николай Щекотов писал о портрете Пушкина: «Голубые глаза поэта здесь исполнены особенного блеска, поворот головы быстр, и черты лица выразительны и подвижны. Несомненно, здесь уловлены подлинные черты Пушкина, которые по отдельности мы встречаем в том или другом из дошедших до нас портретов. Остается недоумевать, почему этот прелестный этюд не удостоился должного внимания издателей и ценителей поэта».

Обратим внимание, что в 1827 г. были написаны сразу два портрета «солнца русской поэзии», которые стали по-настоящему каноничными, несмотря на большое различие в интонациях.

А. Сидельникова замечает: «Портреты Кипренского и Тропинина не похожи так, как не похожи Петербург и Москва. Официальный, мундирный, застегнутый на все пуговицы, гордый, величественный, погруженный в свои мысли, торжественный — это Пушкин столичного художника Кипренского. Домашний, взлохмаченный, порывистый, трогательный, мечтательный и собранный, но при этом все равно величественный и торжественный в своем домашнем халате — это Пушкин москвича Тропинина. Портрет Тропинин писал с натуры — и в первый же день знакомства создал очень живой этюд к будущей работе, по первому впечатлению. Он слабее в живописном, колористическом, композиционном решении, но гораздо ценнее для литературоведов и читателей, которым важно увидеть настоящего Пушкина. С готовой же картиной случилась запутанная и почти детективная история — по пути к Соболевскому ее подменили подделкой, а подлинник нашелся случайно только спустя 30 лет в меняльной лавке. 80-летний старик Тропинин его опознал, почистил и вскрыл новым слоем лака, но наотрез отказался подновлять то, что создал в молодости и при личной встрече.

Современники признавали поразительное сходство портрета с натурой. И домашний халат на Пушкине не выглядит пошло, это, говорят искусствоведы, скорее римская царственная тога, это скорее свободная одежда свободного человека. Очень важный смысл в те годы для обоих — для вернувшегося из ссылки поэта и получившего вольную художника».

Тропинин изобразил Пушкина другом каждого из нас, прикоснулся к чему-то личному. Портрет полно передает и внешность, и духовную сущность поэта. Своеобразный итог творчества Тропинина и его неразрывная связь с Москвой выражены в «Автопортрете на фоне Кремля».

В 1833 г. Тропинин был приглашен преподавать в недавно созданном публичном художественном классе (позднее — Московское училище живописи, ваяния и зодчества). Создатели этого заведения хотели обучать живописи представителей малоимущих сословий — небогатых мещан, крестьян. Спустя десять лет преподавания Тропинин был избран почетным членом Московского художественного общества — за то, что он «без всякой обязанности, из особого усердия постоянно посещал класс и содействовал своими советами в его успехах». Его ученик И. Тучнин вспоминал: «Какой прекрасный человек, отец милосердный к ученикам, портретист великий, натуралист неподражаемый; авторитет, всеми любимый. Мы приходили к нему, он нас, учеников, принимал, как отец принимает детей».

В 1840-х Тропинин создал серию портретов небогатых московских горожан из низших слоев общества. Он изображал ямщиков, цыган, куртизанок. В картинах из этой серии художник стремился реалистично передать их быт, акцентировать внимание на социальной проблематике.

В 1855 г. скончалась супруга Тропинина. Художник тяжело переживал утрату, часто болел. Купил окруженный фруктовым садом маленький домик на Большой Полянке (не сохранился). В том же году переехал в собственный дом в Замоскворечье, где жил до своей смерти.

Н. Рамазанов вспоминал в журнале «Русский вестник» в 1861 г.: «Было много цветов и деревьев, в клетках чирикали и пели птички, поскакивая с жердочки на жердочку; в просторных и уютных комнатах, украшенных сверху донизу произведениями кисти славного художника, все имели спокойный, веселый вид. Я заметил это Василию Андреевичу, но он, тяжело вздохнув, сказал мне: "Нет, не говорите этого; вот старуха моя умерла…", и что хотя птички все-таки хорошо поют, но его уже более не занимают».

Спустя два года, 15 мая 1857 г., Василий Тропинин ушел из жизни. Похоронили художника на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1969 г. в Москве был открыт музей Василия Тропинина и московских художников его времени. Основой экспозиции стало собрание купца и коллекционера Феликса Вишневского. В музее представлена большая часть картин Тропинина, в том числе «Портрет на фоне Москвы» и «Кружевница».

Работы художника также хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, других музеях страны.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Ситливая Евгения
11.04.2021 22:10
Очень люблю. Помню в детстве прочитала еще про него книгу "Казачок графа Моркова". Так обидно тогда было за него.
Юрий
11.04.2021 21:35
Прекрасный рассказ, замечательная галерея картин.
Елена
11.04.2021 20:08
"Всё обидное переносил с высоким терпением"... Не всякому дано.
Е.В.
11.04.2021 17:25
"Кружевница" - наипрелестнейший в русской живописи женский образ.
Анна
11.04.2021 13:17
С детства люблю женские портреты Тропинина (особенно "Кружевницу"). А портрет Пушкина помню со школьных лет. Хорошо, что на репродукции разместили рядом два портрета Пушкина (Тропинина и Кипренского): очевидна разница в видении образа поэта художником-романтиком Кипренским и более реалистичным Тропининым. Неслучайно о портрете Кипренского Пушкин сказал: "Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит".
Саша
11.04.2021 13:14
Сколько любви в картинах!
Р. И.
11.04.2021 13:13
Очень тёплый! Любимый!
О.
11.04.2021 13:11
Как хорошо, что у нас есть Пушкин и тропининский, и кипренский!
Игнат
11.04.2021 12:34
Один из любимейших русских портретистов.
ус
09.04.2021 14:44
Огромное,Огромное Спасибо автору статьи за замечательную,выраженную прекрасным литературным языком статью.Желаю чтобы Он чаще радовал нас такими шедеврами.(всегда восхищался картинами Тропинина,но не знал о его своеобразной судьбе).Спасибо Станислав,что вы так образно рассказали о личной и творческой судьбе русского гения.Спасибо редакции Столетия,что всегда несёт в массы лучшие образцы Культуры,свободомыслие и подлинную интеллигентность.

Эксклюзив
17.06.2021
Юрий Алексеев
Все больше россиян готовы покинуть мегаполисы.
Фоторепортаж
15.06.2021
Подготовила Мария Максимова
Грандиозное событие в Новой Третьяковке – выставка «История России глазами художников. К 800-летию Александра Невского».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.