Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 июля 2024
Сокровища пустыни

Сокровища пустыни

Русское искусство из бывших союзных республик представлено в Италии
Ирина Баранчеева, Рим
25.06.2024
Сокровища пустыни

Как бы ни хотелось кому-то убедить Европу, что она легко может обойтись без русской культуры, – это невозможно. Во всяком случае, в Италии этот «эксперимент» провалился. И пока прямые контакты между музеями наших двух стран заморожены, русское искусство прибывает в Италию из других мест.

 

Ярким событием итальянской культурной жизни стало открытие выставки «Узбекистан. Авангард в пустыне», которую подготовил Культурный фонд Узбекистана и Центр изучения русского искусства Венецианского университета «Ка’ Фоскари» при участии российских коллег. В Италию привезены свыше ста работ, в основном картины и графика, русских и советских художников конца XIX-первой половины XX веков из собраний Музея искусств в Ташкенте и Нукуского музея им. И.В. Савицкого.

Выставка разделена на две части: одна экспонируется в Венецианском университете, а другая – в Палаццо Питти во Флоренции. Помимо хорошо известных на Западе имен, таких как В. Кандинский (в Италию привезены две его картины, прежде не выставлявшихся за рубежом), Р. Фальк, А. Лентулов, А. Родченко, публику ожидает знакомство с художниками более позднего поколения, работавшими уже в советскую эпоху, хотя часто и не в гармонии с ней. Этот пласт культуры еще мало изучен, и здесь исследователей ожидают многие открытия. 

В Италии неоднократно и с неизменным успехом проходили выставки русского авангарда из музеев России, а теперь итальянцы смогут убедиться, что русское искусство процветает даже в пустыне. 

Создание двух узбекских музеев также связано с русским присутствием в Средней Азии. Основой для Ташкентского музея послужила частная коллекция великого князя Николая Константиновича Романова, двоюродного брата императора Александра III, включавшая в себя живописные и скульптурные произведения русских и европейских мастеров XVIII-XIX веков.

После Октябрьской революции это собрание, переданное государству, пополнилось за счет работ, поступивших из фондов музеев Москвы и Ленинграда, среди которых оказались и картины не востребованных тогда художников-авангардистов, которые долгое время пылились в запасниках.

У Музея в Нукусе совсем иная судьба: его создание, по сути, принадлежит одному человеку, а именно Игорю Витальевичу Савицкому (1915-1984), художнику, реставратору, этнологу, искусствоведу и коллекционеру, которого часто называют «среднеазиатским Третьяковым».

Уроженец Киева, он получил художественное образование в Москве, а в 1944 году в первый раз попал в Самарканд, оставшись навсегда завороженным среднеазиатским светом и яркостью красок. В 1950 году Игорь Витальевич присоединился к археологической и этнографической экспедиции Академии наук СССР, чтобы изучать народно-прикладное искусство каракалпаков, и вскоре переселился в Среднюю Азию.

Сначала он начал коллекционировать предметы народного быта, заслужив среди местного населения прозвище «старьевщик», а в 60-е годы заинтересовался неофициальным искусством и стал покупать работы непризнанных художников, положив, таким образом, начало своей уникальной коллекции. 

В то время это был своего рода подвиг, поскольку среди авторов встречались репрессированные, прошедшие ссылки и лагеря, хотя и признанные мастера, которые занимали видное место в советской культурной жизни. 

Савицкого интересовало, прежде всего, само искусство, талант художников, а не их регалии, поэтому в его коллекции мирно «сожительствуют» как вполне традиционные авторы типа Павла Бенькова с его моделями в народных узбекских костюмах и пейзажами Бухары, так и приверженцы абстрактного искусства, таких как Иван Клюн или Вера Пестель. А рядом – многочисленные зарисовки повседневной жизни среднеазиатских городов и аулов, сделанные художниками самых разных национальностей, живших в Российской империи или уже в СССР, многие из которых переехали, как и он, в Узбекистан или, по крайней мере, испытали на себе непередаваемое очарование этого древнего края.

Музей в Нукусе был открыт в 1966 году, и Савицкий стал его первым директором. Зарубежные журналисты теперь называют его «Лувром в пустыне». 

Предметы народного искусства в музее счастливо сочетаются с работами авангардных мастеров, хотя термин «авангардный» можно использовать лишь в том смысле, что И.В. Савицкий отбирал тех авторов, которые не вписывались в узкие рамки социалистического реализма. 

Среди картин и рисунков, привезенных в Италию, много предметной живописи. Очаровательны лирические восточные пейзажи Рихарда-Карла Зоммера, русского художника немецкого происхождения, и сказочные хлопковые поля или восточные базары Николая Карахана, художника с армянскими корнями, родившегося в Нахичевани и учившегося в Ташкенте у русских преподавателей. Узбеки в народных костюмах Ивана Казакова прекрасно гармонируют с выставленными рядом образцами старинной узбекской одежды. А восточные женщины в бело-розовых платьях и покрывалах Елены Коровай, как будто парящие над землей, неожиданно воскрешают в памяти иные образы импрессионистов.

Яркие, новаторские работы Александра Волкова, будь то сцены охоты или рабочие на сборе хлопка, вносят дополнительную ноту динамизма в общий строй, а зарисовки собравшихся в чайхане людей Михаила Курзина, наоборот, погружают в манящий спокойный мир Востока, который кажется волшебным сном.

Открытием выставки стал несомненно Урал Тансыкбаев, один из немногих художников, который принадлежал коренному населению, но учился живописи в Москве. В столице он познакомился с западноевропейской живописью и увлекся в особенности французским постимпрессионизмом. В его работах, изображающих предметы народного быта или хлопковые поля, явно ощущается влияние Анри Матисса.

Теперь споры о путях искусства начала и середины прошлого века отошли в прошлое, и время, самый мудрый и справедливый судья, вынесло свой вердикт, выбрав достойных. 

Однако выставка, прибывшая из Узбекистана, значима еще и тем, что позволяет понять европейцам, какими тесными связями была объединена центральная Россия с ее окраинами, образуя с ними практически единое культурное пространство. 

Через Россию новые культурные веяния доходили из Европы до Грузии, Армении, Средней Азии и там пускали глубокие корни в первую очередь благодаря обильному присутствию на этих территориях деятелей русской культуры. Сейчас европейское искусство, обогащенное новым опытом на азиатской почве, возвращается обратно в Европу. И без русских просветителей и художников ничего бы этого не произошло.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.