Сергей Есенин в 9-й роте
Сразу скажу: я не являюсь поклонником фильмов "Сергей Есенин" и "9 рота", но удивляет вот что. Так называемая оппозиционно-патриотическая печать поняла значение этих фильмов для зрителя настолько же плохо, насколько хорошо это поняли все остальные.
…С незапамятных времен мудрецы понимали разницу между реальной жизнью и мифом, который нередко сильнее реальности. Кинематограф – идеальное средство для создания мифов. Хоть ты тресни, но в народном сознании жил именно тот Чапаев, которого изобразили в кино. Поэтому идеологи и власть имущие понимают значение кинематографа. И замечательно его используют его в своих целях.
К примеру, в "Школе злословия" на НТВ киновед и просто влиятельный персонаж по фамилии Дондурей очень сокрушался о том, что богатые люди не понимают, что общество их ненавидит, не понимают того, что нужно тратить как можно больше средств на сериалы, в которых богатые были бы показаны с хорошей стороны. По его уверениям, в России не было снято ни одного такого сериала. Не знаю, что уж случилось с киноведом, почему он пропустил большинство современных фильмов, где богатые просто ангелы во плоти.
И вот появляются фильмы "Сергей Есенин" и "9 рота". С точки зрения современного мифотворчества, эти фильмы – нечто удивительное. И я все ждал, когда хоть кто-то всерьез поговорит об этом. Но вместо этого начались поиски ошибок в этих фильмах и разговоры о том, что, дескать, и Есенин не тот, и 9 рота сражалась не так, а по-другому.
Есенин, кончено, не тот, потому, что это не Есенин, а Безруков. И прав режиссер Сергей Соловьев, который посчитал успехом уже то, что экранный образ поэта не вызывает отвращения. Но ведь в сериале "Сергей Есенин" впервые с 1925 года озвучена истинная версия гибели поэта! Это – факт почти невероятный. Может, случайность? Но какая эта случайность, если среди продюсеров сериала значится руководитель Первого канала Эрнст. Думаю, что стоит оценить это обстоятельство по достоинству. Ведь в сериале говорят открытым текстом, просто вбивают в головы зрителям, что Есенин, русский национальный поэт, был уничтожен наднациональной, враждебной России властью.
Можно было бы понять, если бы подобный фильм появился в конце 1980-х или начале 1990-х годов, когда борьба с коммунистами была в самом разгаре. Но ведь он появился сейчас. Троцкий для части высоколобых "западников" до сих пор фигура культовая. И если Лениным они временно пожертвовали, то этот – гений, жертва кровавого Сталина…
А весь сериал построен на противостоянии Есенина Троцкому и Блюмкину. Причем, в фильме передана жуткая атмосфера 1920-х годов. Жуткая для всякого мыслящего русского человека, который оказался под игом тех, кто ненавидел историческую России, откровенно призывал к ее уничтожению. Жуткая, потому что машина смерти не была остановлена, по сравнению с гражданской войной она лишь замедлила ход. Какие-то отголоски этой жути доходили до зрителя в фильме "Собачье сердце", но там, в зрительском восприятии все было сведено к придурку Шарикову, которому жилось в СССР, кстати говоря, комфортно.
Многие возражают, что действительность в сериале извращена потому, что для советской власти Есенин был свой, и что ни с каким другим поэтом так не носились, как с ним. Но тут надо понимать, что Есенин был "за революцию", но для него невыносимо было то, что к власти пришли люди, которые использовали русский бунт в своих целях.
А "носились" не только с Есениным. Коммунистам тогда всякий "попутчик" из писательской среды был важен. К Есенину был повышенный интерес по одной причине – поэт был популярен. Стихи его, кроме понятной массам кабацкой лирики, были сложными и глубокими. И тем удивительнее была его всероссийская слава. Зощенко вспоминал, как они с писателями после смерти поэта ездили с выступлениями по России, и не было зала, где читатели не спрашивали: "А вы с Есениным были знакомы?"
Власть Лениных, Троцких и Дзержинских была умная. Она пошла на перемирие с народом после Кронштадтского мятежа и Тамбовского восстания, перестала лезть с грабежами к крестьянам и вернулась к капитализму, давая людям возможность передохнуть. Но Есенин понимал, что передышка эта временная, о глубочайших и непреодолимых противоречиях между русскими и Чекистовыми он написал в своей "Стране негодяев".
Так вот, в сериале все вышесказанное было. Другой вопрос, как удалось это отразить в художественных образах. Глубинный конфликт поэта и чужой для России власти явился главным для фильма. Была и понятная развязка этого конфликта. Почувствовали ли это зрители? Похоже, что да. С кем не поговоришь – людям больно за Есенина. И страшно.
А вот здесь мы и переходим к главному. Сериал затронул главный нерв нынешнего политического момента. И тогда 90 процентов населения были за Советы, но против коммунистов, и сейчас 90 процентов ничего не имеют против демократии, но нынешнюю власть воспринимают, как чужую.
Удержались бы тогда большевики без террора? Выиграли бы в войне идей? Да, никогда! Что они и сами прекрасно понимали. Они были не нужны России, Россия прекрасно обошлась бы без них. Они навязали себя стране точно так же, как уже пятнадцать лет навязывают себя России те, кого раньше называли либералами и демократами, а сейчас… уж и не знаешь, как их назвать. Ну, не нужны нам ни с кого боку ни Гайдар, ни Чубайс, ни Швыдкой, ни Греф с Кудриным, ни Илларионов. Но власть по-прежнему видит в них поводырей. Или уже не видит, а просто использует их в своих целях? Вот главный вопрос нашего времени, ответа на который никто, кроме Путина, пока не знает.
При этом понимании нынешней ситуации, по-другому смотришь и на сериал "Сергей Есенин". А будет ли реванш? Мы народ не мстительный, нам чужого не надо, но наше не трогайте.
Не менее значителен в общественно-политическом смысле и фильм "9 рота". Первоначально Бондарчук собирался сделать ремейк фильма своего отца "Они сражались за Родину", затем решили делать голливудский "блокбастер", в итоге получился неплохой фильм для юношества. Говорю не об эстетическом восприятии; как кино политическое, как мифотворчество – это явление весьма полезное.
Когда я посмотрел фильм, то афганские события вовсе не вспомнились. А вспомнился 1999 год, дома, взорванные в Москве, вторгшиеся в Дагестан чеченские боевики, и чувство бессилия… Адекватной власти нет, милиция продажная, армия деморализована тем, что ее в течение нескольких лет "подставляли" в Чечне, в верхах воры и взяточники. И некуда даже пойти в случае чего, чтобы тебе дали оружие, и чтобы ты мог сам защитить свой дом.
…И вот Путин развязал армии руки. Ненадолго, всего на несколько месяцев. И все встало на свои места. Либеральные СМИ долго создавали миф о непобедимых чеченских воинах, о том, что Россия всегда и во всем не права, какой-то Хаттаб заявлял, что у русских полно оружия, но нет солдат, способных сражаться и умирать. И вот оказалось, что солдаты есть.
Я нисколько не умаляю мужество офицеров-профессионалов, но войну выиграли мальчишки, те самые, которых мы увидели в фильме "9 рота". Мы почувствовали психологию молодых русских, которые готовы погибать за свою страну, в независимости от того, кто стоит во главе этой страны. У меня в памяти два эпизода из тогдашних теленовостей, и думаю, что я их никогда не забуду.
Эпизод первый. Дагестан. После разгрома банд Басаева в поезд грузятся наши десантники. Они торжествуют, они друг с другом, как братья. И вот уже в окно уходящего поезда выставлена рука юного десантника: "Мы их сделали!" крикнул он в камеру всему миру.
Эпизод второй. Идут тяжелые бои в Чечне, в селении "Комсомольское". Показывают солдата, по виду совсем подросток. Рассказывает, как ночью лежал на пороге дома, как через него перешагнул боевик; по словам солдата, тот решил, что он мертвый. А дальше солдат двинулся за "духом", сбил его прикладом, и чеченского бойца связали офицеры. При этом рассказе солдат едва сдерживал смех, ему смешно казалось, что его приняли за убитого. У этого мальчика была шея цыпленка, а сердце льва.
Именно этих ребят увидела страна в фильме "9 рота".
Что удалось Бондарчуку? Он показал дедовщину, но он показал и юношеское братство, без которого нет армии. У матерых мужиков, которым далеко за 20 и за 30, чувство воинского единства уже другое, а у мальчишек оно пронзительное. Оно было таким всегда. И поэтому "скользкие темы" в фильме не очень уж коробят.
Что касается батальных сцен, то в фильме опять же это Чечня, а не Афганистан. За девять лет афганской войны в горах мы потеряли убитыми всего около 15 тысяч человек! И армия там действовала, как отлаженная машина. И никто никакую роту никогда там бы не забыл. В первые годы боевых действий министр обороны отчитывался перед Политбюро за каждого погибшего солдата.
И в реальном последнем бою реальной 9-й роты, было много раненых, но погибли единицы, если судить по воспоминаниям участников. А вот противник потерял несколько сотен человек.
…Что касается главного вывода, то уж очень нам, русским, надоело ходить битыми. И ещё. Я бы перестал героизировать жертвенность русских. Мы не пушечное мясо, и не кролики для экспериментов.
Может быть, эта тема для будущих сериалов?