Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
9 ноября 2025
Писатель и его дом утраченных иллюзий

Писатель и его дом утраченных иллюзий

К 100-летию Юрия Валентиновича Трифонова
Станислав Зотов
28.08.2025
Писатель и его дом утраченных иллюзий

                                                                                                                 «Он ненавидел те времена, потому что они были его детством»

                                                                                                                                                         (Ю.Трифонов «Дом на набережной»)

В 1951 году вождь страны победившего социализма Иосиф Сталин рассматривал новые произведения советских писателей на предмет присуждения им государственной премии своего имени. Он сам читал и производил отбор произведений, не доверяя литературным советникам, и часто решения его бывали парадоксальны и непредсказуемы. В этом же году оканчивал курс в Литературном институте имени А.М.Горького молодой начинающий писатель Юрий Трифонов...

 

Ему тогда было 26 лет ((28.08.1925-28.031981). Немного. А за плечами уже стояла сложная и во многом трагичная жизнь, тесно связанная с жизнью его поколения. Он, правда, не прошёл через фронт: в 1941 году ему было только 16. Но пережил расстрел отца, Валентина Андреевича Трифонова в 1938 году, старого большевика, обвинённого в троцкизме; арест матери, Евгении Абрамовны Трифоновой (в девичестве Лурье), как «члена семьи изменника родины» и её заключение в карагандинский лагерь. С началом войны эвакуация в Ташкент, а с 1942 года он, вернувшись в Москву, уже трудился на оборонном предприятии – авиационном заводе в Тушино. После ареста родителей от отправки в детский дом для «детей изменников родины» его спасла бабушка по матери Татьяна Александровна Лурье, в девичестве Словатинская. Тут завязалась сложная история, связанная с личными отношениями между еврейским семейством Лурье и самим Иосифом Виссарионовичем. В смутном 1917 году, перед Октябрьской революцией семейство меньшевика Абрама Павловича Лурье проживало в Петрограде, на Васильевском острове, и их квартира часто использовалась и большевиками, и меньшевиками как конспиративная для укрытия от возможных арестов. Ведь в состав Временного правительства входили и те, и другие. Много там перебывало деятелей революционного движения, но запомнился Иосиф Джугашвили, невысокого роста человек, весёлый, любивший грузинскую музыку и танцы. Он был вдовец и присматривал себе новую жену. Очень ему понравилась молоденькая дочка Абрама и Татьяны Лурье Евгения. Но она была совсем маленькой, ей тогда было 13 лет. Позднее Сталин, а это был он, взял себе в жены девушку из другого семейства большевиков, Аллилуевых, Надежду Аллилуеву, та была только на 3 года старше Евгении Лурье. Как знать, могло случиться ведь и так, что не Аллилуева, а Евгения Лурье стала бы женой «отца народов», тогда Юра, сын Евгении Лурье, мог быть сыном Сталина... 

Нет сомнения, что Сталин помнил всю эту историю, и когда ему попалась повесть выпускника Литературного института Юрия Трифонова «Студенты», хорошая, правильная повесть, где осуждались космополитические взгляды, начинавшие тогда зреть в студенческой среде, то, на удивление многим, он определил молодому, и никому не известному, автору Сталинскую премию 3-й степени.

А ведь знал наверняка, что отец этого студента «враг народа», расстрелян, а его знакомая бывшая маленькая девочка из Петрограда, которой он некогда симпатизировал, отсидела без всякой вины восемь лет в лагерях...

Тут многое сошлось. Наверное, не только история симпатий Сталина и девочки Евгении, матери будущего писателя, но и то, что мама Евгении, бабушка Юры Татьяна Словатинская (после смерти своего супруга она вернула себе девичью фамилию), числилась в партии как старая большевичка с дореволюционным стажем.

Во время Гражданской войны она служила в политотделах разных частей Красной Армии, и знала многое такое, о чём предпочитала помалкивать. А после гражданской работала техническим секретарём в ЦК партии, даже вела протоколы заседаний Политбюро и, конечно, лично общалась со Сталиным.

Но, тем не менее, Татьяна Словатинская, была, разумеется, отстранена от работы в ЦК после ареста её зятя Валентина Андреевича Трифонова и её любимой дочери. Подрабатывала печатаньем на пишущей машинке и другими случайными заработками, но тянула внука Юру и внучку Таню. Как старая большевичка была с началом войны вместе с внуками отправлена в эвакуацию в Ташкент.

А судьба её дочери Евгении всё-таки сложилась благополучно. Она была освобождена из заключения в мае 1945 года, на радости от Великой Победы. Возможно, и тут было некое влияние со стороны «вождя»? Кто знает?

Жестокость же, с какой расправились с его отцом, Юрий Трифонов запомнит на всю жизнь, это и будет началом его душевных мук и постепенной утраты иллюзий, свойственных молодым людям его поколения.

А ведь детство будущего знаменитого писателя складывалось очень хорошо. Он рос в необычайных для 30-х годов прошлого века тепличных условиях. Его отец, выходец из «красных казаков», уроженец станицы Новочеркасской на Дону, но начавший свой жизненный путь рабочим, рано сблизился с большевиками, активно воевал на фронтах Гражданской войны, а после разгрома белых стал даже на два года руководителем военной коллегии Верховного суда СССР (1924 – 1926 гг.). Именно в это время в его семье в 1925 году родился сын Юрий. Впоследствии Валентин Андреевич стал крупным хозяйственником – возглавлял до 1937 года Главный концессионный комитет при Совнаркоме, контролировал работу иностранных концессий на территории СССР (были и такие в сталинские времена, иностранный капитал помогал, получается, строить социализм в одной единственной стране), был по статусу приравнен к народным комиссарам (так тогда именовались министры правительства) и имел роскошную квартиру в специальном правительственном доме, выстроенным напротив Кремля. Теперь этот дом именуется «Домом на набережной», после выхода одноименной повести Юрия Трифонова. Интересно, что в этой повести, её главный герой, некто Глебов, от лица которого ведётся повествование, не жил в детстве в этом важном доме, а жил рядом, в коммуналке, в каком-то неприглядном строении. Однако ходил в правительственный дом в гости к своему школьному товарищу, некоему Лёве Шулепникову, пасынку крупного деятеля, и поражался роскоши его апартаментов. Но ведь Юра Трифонов на деле сам жил в таких апартаментах, пока не грянул 1937 год, и получается, что Лёва Шулепников – это и есть будущий писатель Трифонов? Этот Лёва Шулепников описан в произведении, как довольно неприглядная личность – заносчивый, избалованный, самонадеянный «мажор», который постоянно выставляется перед сверстниками своими возможностями, притом всё время врёт и приписывает себе всякие подвиги. Впоследствии, уже в 70-е годы, герой повествования видит этого Лёву спившимся, окончательно опустившемся, почти бродягой (в советское время таких называли бичами – бывшими интеллигентными человеками), зарабатывающим себе на водку, погрузкой шкафов и диванов в мебельном магазине. Возникает предположение, что Трифонов точно спроецировал через этого Лёву свою собственную судьбу, которая могла его постигнуть, если бы его отец оставался важной шишкой, а сам Трифонов так бы и пребывал в разряде «золотой молодёжи», не привыкшей трудиться, избалованной и никчёмной. Но так не случилось. Судьба повернулась иначе к его заслуженному отцу. В 1936 году «хозяйственник» Валентин Андреевич Трифонов разразился рукописью «Контуры грядущей войны», где попытался представить себе будущий военный конфликт с Германией, уже готовившейся к такой войне под властью гитлеровцев. Он проанализировал в этой рукописи возможный ход такой войны между СССР и нацистской Германией и пришёл к выводу, что официально принятая тогда доктрина о том, что «воевать будем на чужой территории большим ударом» неверна. Он предположил, зная реальную военную мощь Германии, что война может начаться внезапно с неспровоцированного нападения немецких вооружённых сил на СССР, а наша армия будет к этому не готова. Потому предлагал усиливать насколько возможно нашу приграничную оборону, строить укрепления вдоль границ, создать мощный флот бомбардировочной авиации, чтобы сильнейшими воздушными ударами парализовать военный потенциал врага, а уж после перейти в решительное наступление, так как затягивать войну тоже не следует, это принесёт тяжёлые экономические и людские потери для страны. Предлагалось также заранее эвакуировать оборонную промышленность на восток и там создать мощную оборонную базу. В общих чертах ведь так всё и произошло впоследствии, но в 1936-37 годах его никто в сталинском руководстве не понял. Ведь совершенно же ясно было нашим вождям, что как только Гитлер нападёт на СССР, так в ту же минуту немецкий пролетариат поднимет революцию в Германии, а после с цветами будет встречать нашу Красную Армию освободительницу в Европе. Не напоминает ничего?

Но «красный казак» Валентин Андреевич был так уверен в своей правоте, что отпечатал на машинке несколько экземпляров своего трактата и разослал их лично Сталину, Молотову, Ворошилову и Берии... Закономерно, что эту рукопись сочли провокационной.

А так как отец будущего писателя не унимался и всё пытался доказать свою правоту, досаждая Сталину письмами, то 21 июня 1937 года (ровно за четыре года до «внезапного» нападения немцев!) его взяли «под белые ручки» и отправили к тому же Берии, где старый большевик был быстро «разоблачён» как сподвижник Троцкого. В марте 1938 года он осуждён военной коллегией Верховного суда (той самой, которую он когда-то возглавлял, но в которой теперь заправлял держащий нос по ветру Ульрих), к «высшей мере социальной защиты». Приговоры приводились в исполнение сразу, в день вынесения решения, прямо в здании суда...

И вот скажите, как со всем этим было жить писателю Трифонову, Юрию Валентиновичу? Горькая слава «сына врага народа» будет преследовать его до 1955 года, когда и его отец, и его мать будут окончательно реабилитированы. Но боль за судьбу отца не оставит его всю жизнь.

Эта боль выплеснется на страницы его самой известной книги «Дом на набережной», вышедшей уже под закат жизни самого писателя в 1976 году. Вы не найдете в ней никакого особого политического диссидентства, хотя и поднимается тема репрессий.

Эта книга не написана против «сталинизма», чем прославился тот же Солженицын, это скорее исповедь человека того поколения, который был воспитан на идеях построения нового социального строя в своей стране, и искренне верил в эти идеи, а к концу жизни разочаровался и утратил иллюзии. И всё это передано, через обычный московский быт, что характерно и для других «московских повестей» Трифонова, через личные взаимоотношения людей из числа советской интеллигенции, какие-то всё время не складывающиеся, часто нелепые, безрадостные. Читаешь эти повести, и порой кажется, что сама почва уходит из-под ног рефлексирующих героев Трифонова. Но вовсе не из-за происков властей, а из-за ощущения утраты надежд и разочарования.

И всё-таки нельзя не сказать, что Юрий Трифонов был до мозга костей советским писателем, писал романы и повести не только о московском бестолковом быте, но и о революционном прошлом России, судьбах революционеров.

В серии «Пламенные революционеры» вышел его роман «Нетерпение» о народовольцах, убивших царя, о террористе Желябове. О гражданской войне роман «Отблеск костра», во многом раскрывающий судьбу его отца. Могила старого большевика Валентина Андреевича Трифонова неизвестна и прах его смешан с прахом многих жертв террора 1937-38 годов, но его сын поставил ему символическое надгробие на Кунцевском кладбище в Москве, рядом с могилой своей матери Евгении Абрамовны, умершей в 1975 году. Сам писатель пережил свою маму ненадолго, умер от болезни почек в марте 1981 года и похоронен там же, на Кунцевском... В том году ему могла бы быть присуждена Нобелевская премия, но до этого события он не дожил, а покойникам эту премию не присуждают.

Книги Юрия Трифонова, может быть, грустно читать современному поколению молодёжи, но тому, кто хочет разобраться не в политических, а, скорее, в морально-этических причинах крушения нашей бывшей великой страны через 10 лет после смерти писателя, их прочесть стоит, ведь эти причины не исчезли и поныне.

 

Фото: Литературный институт имени А.М. Горького

litinstitut.ru

 

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

АлександрС.
29.08.2025 7:15
Желаем мы это признавать или не желаем, но морально-этические причины крушения большой страны впрямую связаны с политическими последствиями, всего лишь оформившими это крушение. А вообще, если уж серьезно копать внутрь в то, что именуется морально-этическими факторами, то мы увидим их отражение не только в политике, но и в экономике. Но это означает и другую вещь: мораль, нравственность являются определяющими факторами умственного состояния общества.
Яр
28.08.2025 16:32
Проблема разоблачения сталинизма в перестройку была в том, что главными жертвами были объявлены старые большевики, ленинская гвардия, красные командиры, а так же их родственники. Но они получили по той мере, которой другим мерили. А истинные жертвы революционных бесов - это русские люди, которые жили и трудились на благо народа и страны.
Яр
28.08.2025 16:31
Весьма интересный очерк. О судьбе замечательного писателя Юрия Трифонова стоит сказать, что он пожал бурю, которую посеяли его предки - большевики и меньшевики. Они сознательно разрушали государство, запускали машину беспощадного террора, жертвами которой в итоге и стали. Они не считались с чужой кровью и думали, что стали хозяевами жизни. Но расплата застигла их ещё при жизни.

Тема недели
30.10.2025
Актуальное интервью
Взгляд итальянского журналиста на украинский конфликт
К Дню Победы (1941-1945)
28.10.2025
Станислав Минаков
К 145-летию со  дня рождения военачальника  Дмитрия  Карбышева
Фоторепортаж
07.11.2025
Подготовила Мария Максимова
В Манеже открылась уникальная выставка, посвященная Великой Отечественной войне




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.