Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 мая 2022
Обрученные войной

Обрученные войной

В кисловодском театре «Благодать» состоялась весьма необычная премьера
Лариса Соколова
12.05.2022
Обрученные войной

Артисты города, бывшего в годы войны сплошь военным госпиталем, поставили спектакль из жизни фронтового врача и офицера-фронтовика, чьи судьбы были обручены войной. Пьесу написал давний автор «Столетия.ру» историк, писатель, драматург Николай Черкашин.

«В истории российского театра такого, пожалуй, и не припомнишь: сын написал пьесу о своих родителях, а потом – в конце спектакля – вышел «к ним» на сцену, чтобы поздравить артистов, сыгравших его отца – гвардии старшего лейтенанта Андрея Черкашина – и воплотивших на сцене образ мамы автора – военврача Евгению Черкашину (Соколову). Это был очень трогательный момент, у многих зрителей повлажнели глаза от слез… – сказал создатель театра и его бессменный директор Валентина Петровна Интосими. – Мы приурочили премьеру к 77-й годовщине великой Победы. И хотя времени на столь сложную военную постановку оставалось немного, все артисты и музыканты работали с большим энтузиазмом, они вживались в роли своих героев с полной самоотдачей. Постановку осуществила главный режиссер «Благодати», потомственная актриса – талантливая Ольга Колчева».

В основу пьесы легла одноименная книга, в которую вошли фронтовые дневники отца и биографические заметки мамы писателя. И, конечно же, их живые рассказы, которые памятны ему до сих пор.

Они были самыми обычными людьми и самыми обычными представителями своего поколения,рассказал Николай Черкашин,Не лучше, не хуже, чем другие. Были как все: воевали, брали безымянные высотки и глухоманные деревушки, проливали свою кровь, хорошо знали «серый цвет прифронтовых госпиталей», и снова возвращались на передний край до очередного ранения. Именно так, в госпитале, как врач и пациент, они и познакомились, а потом и поженились…

У каждого из них была своя война, но мир – один на двоих, и на всю жизнь.

О подвиге отца узнал из его наградного листа:

«Командуя стрелковой ротой при овладении Старо-Сельской Рощи, тов. Черкашин смело поднял роту в атаку, выбил противника из траншей, уничтожил лично в этом бою до 10 фашистов.

В боях по овладению автомагистралью Москва-Минск при выбытии из строя командиров 8-й и 9-й стрелковых рот Черкашин смело вступил в командование всеми стрелковыми ротами батальона, и, приведя личный состав в боевой порядок, под сильным артминогнем, умело командуя, энергичным броском прорвался с ротами к магистрали, и первым водрузил на ней красный флаг.

Роты под его умелым командованием уничтожили десятки фашистов».

Невольно вспомнились стихи Юлии Друниной:

Бывает в людях качество одно,

Оно дано им или не дано —

Когда в горячке бьется пулемет,

Один лежит, другой бежит вперед…

Что делать? Видно, так заведено…

Давайте в рюмки разольем вино,

Мой первый тост и мой последний тост

За тех, кто в полный поднимался рост!

И впритык к этим строчкам песенные строфы Владимира Высоцкого:

Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,

Принял пулю на вздохе.

Но на запад, на запад ползёт батальон,

Чтобы солнце взошло на востоке.

Так оно и было – 5-я гвардейская стрелковая дивизия, в которой служил прообраз героя спектакля, шла на запад с первых июльских недель 1941 года, отбив у немцев город Ельню.

«Это был первый наш освобожденный от врага город. Это была первая победа, и в ознаменовании ее была учреждена советская гвардия. И отец всю жизнь гордился тем, что был первогвардейцем, и знак «Гвардия» носил, как орден.

Командир полка представил командира роты Черкашина к ордену Александра Невского. Однако орден отошел кому-то из штабистов, а отцу вручили Красную Звезду. До последних лет он сокрушался об этом.

Эпизод с Ельней и гвардией вошел в ткань пьесы, стал одним из главных в спектакле. Сегодня жители белорусского села в Дубровенском районе Витебской области, где воевал отец, приглашают меня почтить память бойцов, оставшихся там навсегда. И я, конечно же, собираюсь в дорогу…

Вспоминается мамин рассказ (он тоже вошел сначала в книгу, а потом в пьесу):

«Я, дежурный врач, шла по коридору мимо палаты, где лежали раненые с ампутированными конечностями. И вдруг чей-то знакомый голос меня окликает: "Женя!".

Смотрю, на койке лежит наш учитель географии – Александр Александрович. "Присаживайся, не бойся. Тут свободно – у меня ног-то нет". Тут я и разрыдалась…

Иногда так хочется забыть все это и никогда не вспоминать! Но не получается…».

Однажды случайно попалась мне на глаза книга австрийца Армина Шейдебаура. Ровесник отца, в одном чине и одной должности – командир роты – он воевал как раз в тех местах, где действовала и отцовская рота.

Было весьма интересно, весьма поучительно посмотреть на события войны как бы стереоскопически: глазами победителя и побежденного. Так возникла идея параллельного монтажа: один и тот же боевой эпизод с диаметрально разных точек зрения. Получилось…».

И в спектакле появилась новая – непридуманная! – роль – Побежденного, роль противоборца-антипода обер-лейтенанта Армина Шейдебауэра. И вот что интересно: оба противника остались в живых, оба вернулись в свои родные города, оба стали авторами книг. Армин Шейдебауэр рассказал о войне такой, какая она ему выпала. Отец же писал не о себе, а о … Пушкине Александре Сергеевиче, великом нашем поэте. Дело в том, что в боях за Полотняный завод (а это родина жены поэта Натальи Николаевны Гончаровой) двадцатилетний боец дал себе зарок, что если останется живым, то посвятит дарованную судьбой жизнь изучению творчества Пушкина, его биографии. И зарок этот стрелок Андрей Черкашин («гвардии Андрюшка» называл он себя) выполнил. Несколько десятилетий Андрей Андреевич Черкашин изучал жизнь великого поэта, его биографию, и, в конце концов, написал книгу о глубинных корнях рода Пушкиных – «Тысячелетнее древо Пушкиных: корни и крона». Он сделал то, что не пришло в голову ни одному профессионалу: объединил отцовскую и материнские ветви и тут произошло чудо – корни и крона родословного древа Пушкиных открылось во всей своей невообразимой полноте. Соединились вдруг такие имена, такие семьи, о свойственном родстве которых даже не догадывались. Вдруг протянулись родственные линии-лучи от солнца русской поэзии и к Михаилу Кутузову, и к Николаю Гоголю...

«В 1987 году я открыл еще одну линию, которая до сих пор была неизвестна другим исследователям... – рассказывал Андрей Андреевич. – Мы знаем, что Пушкин – потомок Александра Невского в 21-м колене. Но от князя Александра протянулась ниточка и ... к Наталье Николаевне Гончаровой! Я был поражен этим и никак не мог поверить. Перепроверял десятки раз, однако все сходилось! Дело в том, что во времена Дмитрия Донского прибыл на Русь свойственник ордынских чингизидов Исхар, принял христианство и женился на родной сестре Дмитрия. Этот брак стал истоком рода Загряжских, а они – прямые предки Гончаровых.

Вдруг оказалось, что великие люди России, включая и тех, кто был канонизирован Православной церковью как святые праведники, оказались в кровном ли, в косвенном ли, но в свойстве с Александром Пушкиным. Так возникла новая система отсчета генеалогических координат – от Пушкина. Именно его древо стало стержневым для русской истории, оно связало между собой и полководцев, и царей, и церковных деятелей, и политиков, и литераторов».

Более пяти тысяч имен кропотливо выписал отставной офицер на схеме, занявшей более пяти метров бумажного рулона. Туба с этим рулоном сопровождала Черкашина во всех его поездках. Держа ее под мышкой в одной руке, палку-трость в другой, он обивал пороги больших и малых чиновников, пытаясь найти средства для издания Родословия.

Когда он расстилал на полу – на столе места не находилось – свое гигантское полотнище, испещренное именами и значками, это неизменно вызывало восхищение хозяина кабинета, и тот превращался на минуту-другую из должностного лица в живого человека...

Его труд напоминал работу астронома: вглядываясь в черную бездну минувших веков, он находил в нем созвездия имен, связанных меж собой давно угасшими кровными токами. Он пытался проследить эти токи через столетия – уже в нашем времени и приходил к удивительнейшим открытиям.

Известно, что все дворяне – родня. Но вот увидеть это, убедиться в этом зримо можно именно на примере полного Пушкинского древа.

За свои подвижнические труды Андрею Андреевичу Черкашину было присвоено звание «Заслуженный работник культуры России». Его именем названа одна из малых планет нашей галактики.

…Уходит поколение фронтовиков. Пусто без них стало, неприютно. Не хватает их тепла, их песен, их единения. И вот сегодня они вернулись – вышли на театральные подмостки и снова будто улыбнулись нам.


P.S. На премьере присутствовал мэр Кисловодска Евгений Иванович Моисеев. Он вручил драматургу почетный адрес, в котором сказано: «Выражаю искреннюю благодарность за ваш великий дар наблюдательности к внутреннему миру людей. Спасибо за стремление к полной правдивости в изображении исторических событий, что помогает современному читателю понимать не только героев произведений, но и людей вокруг себя»…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Виктор Т.
19.05.2022 14:58
Хочется поздравить Николая Андреевича Черкашина с очередным его произведением, нашедшим воплощение на театральной сцене. И хотя в нашей семье подвижническая деятельность пушкиниста Андрея Андреевича Черкашина хорошо известна (с книгой "Тысячелетнее древо Пушкина: корни и крона" мы знакомили свои родные школы в городах Калужской области), но рассказ о спектакле в Кисловодском театре "Благодать" позволил узнать новое в судьбе героев - Евгении Соколовой и Андрее Черкашине. А умело подобранные фотографии дополняют интересный рассказ Л. Соколовой, за что хочется сказать ей спасибо!
Наташа
12.05.2022 13:00
Спасибо огромное и низкий поклон за столь необычную пьесу и драматургу Николаю Черкашину и основательнице театра в Кисловодске чудесной Валентине Петровне!!!
Ее обязательно нужно показать и в других городах, связанных с жизнью героев пьесы: в Ельне и Смоленске, Москве и Калуге, Волгограде и Петербурге! Как было бы хорошо, если бы к этому проекту подключилось Военно-историческое общество России.

Эксклюзив
20.05.2022
Яков Выговский
В угоду Западу киевский режим давно ведет против России тайную войну.
Фоторепортаж
17.05.2022
Подготовила Мария Максимова
В Царицыно проходит выставка «Романовы. Воспоминание о Крыме».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.