Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
О войне, не из сводок новостей

О войне, не из сводок новостей

На Экспериментальной сцене Театра Российской армии поставили спектакль о событиях в Донбассе
Нина Катаева
25.05.2023
О войне, не из сводок новостей

В основе постановки лежат пьесы «Серая зона» севастопольского драматурга Ольги Манько и «Ложь во спасение» Светланы Тишкиной из Луганска, написанные совсем недавно. Спектакль посвящён подвигам новых героев Донбасса, а также мужеству и стойкости мирного населения.


Серая зона – это ничейная земля, не принадлежащая ни одной из сторон конфликта. Организаторы режиссёрской лаборатории «Время героев» предложили молодым режиссёрам выбрать одну из пьес финалистов конкурса Национальной ассоциации драматургов и Главного военно-политического управления Министерства обороны РФ. Лучшим из трёх эскизов комиссия, в которую входили мэтры Театра Российской армии, назвала эскиз 22-летней выпускницы ГИТИСа (мастерская Андрея Кончаловского) Юлии Шульевой. Дебютантка выбрала пьесу «Ложь во спасение» Светланы Тишкиной.

По сюжету – это зарисовка из жизни Лисичанска военного времени. Десятилетний Рома, сколько помнит себя, видит вокруг только войну, о многом его мама умалчивает. Так, долгое время, опасаясь, чтобы сын не пострадал от проукраинских учителей и ровесников, она говорила, что отец его умер, а русских нужно бояться. Лгала «во спасение».

Но когда состояние сильно простуженного Ромы стало угрожающим, она вынуждена была обратиться к русскому военврачу. А в финале мальчик, прячущийся от обстрелов в подвале панельного дома, с радостью узнаёт, что в город, после восьми лет отсутствия, возвращается его отец-ополченец.

По словам Светланы Тишкиной, сюжет пьесы «труден психологически». Поставив себя на место этого мальчика, драматургу хотелось правдиво рассказать о происходящем тем, кто «слышит о войне лишь из сводок новостей». В Донбассе войну видят каждый день. Все характеры и сюжетные линии взяты из реальной жизни. Сын Светланы Тишкиной участвует в боях, и для неё было важно «передать эту правду».

Правду драматурга тонко почувствовала Юлия Шульева, режиссёр детально работает с актёрами, выявляя их отношение к происходящему, не делая акцента на своих режиссёрских фантазиях.

Достоверна в роли Ромы Мария Швыдко: зрители лишь на поклонах понимают, что перед ними совсем даже не подросток. Маму Ромы играет Анна Киреева, которой, по её признанию, в работе над ролью многие вещи подсказало то, что она сама мама. Илья Артамонов перевоплощается в военного врача, совершающего настоящий подвиг. Откровенничает, что он бы так не смог, а коллеги тем временем напоминают зрителям о телевизионном сюжете, в котором рассказывалось, что артист имеет поощрение от столичной полиции за помощь в громком деле. Придя за паспортом в МЦФ «Рязанский», Илья помог полицейскому задержать стрелка, убившего двух человек и ранившего четверых. В роли отца Ромы Юрий Сазонов. Вот так порой сама жизнь режиссирует важные эпизоды.

«Когда мне дали добро на постановку, – говорит Юлия Шульева, – я поняла: чтобы получился полноценный показ, нужна ещё одна часть. Из пьес, которые отобрала комиссия, я выбрала "Серую зону", потому что её героиня Анна, как и Рома, растеряна и ищет свой путь в новых обстоятельствах. Мне показалось, что пьесы в чём-то схожи, а персонажи перекликаются. И это неудивительно, драматурги находятся в очаге этих событий и, как никто другой, могут их описать. В течение апреля мы работали над постановкой "Серой зоны", так что наш спектакль состоит из двух фрагментов. Самым сложным было не потеряться, не утонуть в этих историях, в этой боли, которая в них заключена. Важно было всё время оставаться в круге света, идти на зов надежды, поэтому на каждой репетиции мы преодолевали себя. Мы знали, что упасть в страдание, очень легко, и каждый раз делали над собой усилие, чтобы вернуться к надежде».

Моно-пьесу «Серая зона» исполняет заслуженная артистка РФ Инна Серпокрыл, родом она из Донецка, поэтому многое в её монологе созвучно личным воспоминаниям. Пьеса-монолог создана в технике вербатим (от лат. verbatim – дословно).

Героиня, прожившая годы под обстрелами, собирается уехать к дочери в Луганск и прощается с родным домом. Перебирает старые вещи, перекладывает их с места на место, лишь бы оттянуть момент отъезда, не хочет она расставаться с родным домом. Каждая вещь наводит её на воспоминания, и она разговаривает вслух с дорогими людьми. Прежде всего вспоминает об августе «проклятого 14-го года», когда земля вокруг была «чёрная от пожаров», «укры» находились через лесополосу, «наши» в нескольких километрах, а она – без связи – в серой полосе. Ни воды, ни электричества, ни газа. Разговаривает с родителями, у которых и детство, и старость оказались опалены войной, вспоминает о груше, которую срезало осколком, а её ещё дед посадил, о соседях, погибших от снарядов. Успевает с соседкой, бывшей коммунисткой, поговорить об атеизме и о войне на передовой, и слышит, что «во время войны атеистов нет», а война с одинаковой силой идёт и в тылу. «Внутри себя, чтобы человеком остаться, а не в зверьё превратиться», – подводит итог соседка.

Актриса признается, что, когда её героиня рассказывает о родителях, ей трудно сдерживать слезы, а когда говорит о родственнице, которая перестала общаться с Анной из-за разных взглядов на происходящее, вспоминает свою подругу из Киева, с которой по этой же причине разорвались связи. «Мой брат, в 2014-м, бросив жильё в Донецке, уехал с семьёй вначале в Полтаву, где их обозвали «сепаратистами», а потом в Россию, – рассказала Инна. – У меня на родине могилы родителей, не знаю целы ли, там же бомбят И монолог Анны, конечно, относительно совпадает с моей жизнью, но я видела огромное количество людей, прошедших через всё это, знаю их истории, и их судьбы стоят у меня перед глазами. Училась я в Днепропетровском театральном училище, потом в ГИТИСе, с 1994 года в Театре Российской армии. «Серая зона» –- одна из наших премьер, но опыта работы в моно-пьесах, когда ты постоянно наедине со зрителями и должен делиться с ними тем, что у тебя на душе, конечно, у меня нет. Самое сложное в том, что у героини постоянно меняется настроение, когда она вспоминает то одно, то другое, то третье, упорядочить воспоминания мне помогает музыка».

Часть воспоминаний самой актрисы вошла в спектакль. Вместе с песнями, которые она пела во время поездок с творческими бригадами по госпиталям. Поёт Инна и в спектакле, в том числе на белорусском языке. Звучит в «Серой зоне» и украинская речь: героиня вспоминает не только о дне сегодняшнем, но и о временах, когда наши народы были вместе.

Спектакль ставит молодежь. Пьеса идёт в минималистичной сценографии студента ГИТИСа Николая Давыдова, ученика главного художника Театра Российской армии Анастасии Глебовой: прифронтовой быт, печка, старая посуда, железная кровать…

Композитор – Ксения Кручински, художник по свету – Валерий Кононенко.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

юрий.
13.08.2023 14:19
как хорошо наши артисты ставят фильмы и спектакли о войне, как хорошо они умеют показать героев и их подвиги, а в реальности хоть один российский артист ушел добровольно или по призыву в сво по защите наших ребежей. натренировать можно и обезьяну. а вот гражданский долг выполнить может не каждый, героем можешь ты не быть,а гражданином быть обязан. напишите о артистах которые отдают долг в сво.

Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.