Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 сентября 2025
Николай Цискаридзе: «Тяжело постоянно говорить правду в глаза»

Николай Цискаридзе: «Тяжело постоянно говорить правду в глаза»

Беседа с народным артистом России о его новом амплуа и не только
17.09.2025
Николай Цискаридзе: «Тяжело постоянно говорить правду в глаза»

Новый сезон в МХТ им Чехова начался с сенсации: в премьере «Кабалы святош» Булгакова в роли Людовика XIV выступил... премьер Большого театра, народный артист России, ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе.

 

Премьера состоялась в начале сентября, и в первых отзывах рецензенты отметили, что исполнитель сыграл Короля-Солнце «сдержанно и иронично, а атмосфера царствования на сцене создана убедительно». Это дебют Николая Максимовича в драматическом спектакле, где он играет под псевдонимом — Максим Николаев.

2025-й год вообще был щедр на события в творческой жизни Цискаридзе. Помимо спектакля «Кабала святош», вышел в свет его автобиографический двухтомник «Мой театр» («АСТ»), в Кремле состоялись концерты выпускного женского класса Николая Цискаридзе, впервые за сто с лишним лет, надо заметить, сформированного педагогом-мужчиной. В программе был второй акт «Лебединого озера», посвящённый 100-летию выпуска великой балерины Марины Семёновой из Вагановской академии, а также балет «Гаянэ» на музыку Хачатуряна, восстановленный по архивам 1942 года, и Гран-па из балета «Пахита». Цискаридзе три года учил этот класс, вложил в него, по его признанию, огромное количество сил и приготовил такую обширную программу, чтобы его подопечные «блистательно вошли во взрослую жизнь».  

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о роли Людовика XIV и новом для вас опыте на театральной сцене, — попросили мы, журналисты, в первую очередь при встрече с артистом на пресс-конференции.

— Играть в булгаковских пьесах — счастье! А «Кабала святош» — фантастическая пьеса, она бессмертна. Когда только раздавали реплики, сидели, читали их за столом, а ощущение было, что говорим о сегодняшнем театре, сегодня ведём диалог власти с художником. Эта фабула, на самом деле, существовала всегда, и проигрывалась много раз в разные века. Диалог власти с искусством — очень интересная тема.

Репетиции начались в конце февраля, когда я пришёл первый раз, на меня с интересом посмотрели — ну пришёл новый человек, а потом привыкли, и, по-моему, сейчас уже всё нормально. Прислушиваюсь ко всему, что говорят на репетициях режиссёр Юрий Квятковский и исполнитель роли Мольера, худрук МХТ Константин Хабенский. Стараюсь чему-то научиться, для меня на сцене драматического театра всё немножко другое, другие ощущения. Режиссёру я с первой секунды сказал, что я артист балета, исполнитель, и если в балете точно знал, с какого ракурса как выгляжу, что сделал, и в какую позицию приземлился, то здесь пока ничего не понимаю, вот вы мне скажете — я сделаю.

В интервью меня всё время пытали насчёт кино и театра, и я говорил, что это не моё, что мне не нравятся мои коллеги, которые открывают на сцене рот. Этому надо учиться, и как-то тому, кто меня допёк, я сказал: «Ну, если я сойду с ума, обязательно выйду на сцену под другим именем. Я никогда не посмею встать рядом с артистами драмы под своим именем, у которого есть шлейф заслуг в другом жанре, какое я на это имею право?! Поэтому, когда мне позвонил Константин Юрьевич Хабенский, у меня были примерно такие ощущения: вам звонит ваш кумир и предлагает роль в вашем любимом произведении (у Булгакова обожаю две вещи: «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман»)! Да ещё роль человека, который тебе безумно интересен, и который породил твою профессию, балет — создание Людовика XIV. Поэтому я произнёс: «Не знаю, что вам сказать, Костя, потому что зарекался этого не делать, но давайте попробуем, потому что надо быть идиотом, чтобы отказаться от Булгакова, Мольера, Людовика XIV, Хабенского и МХТ. Это какая-то фантастика была...

Про имя. Назваться Максимом Николаевым будет честнее, подумал я, ну нельзя переступать через какие-то вещи, я честно служил сцене, и, наверное, единственный в мире артист балета, который ушёл, не переработав ни дня. Сказал, что рейтузы больше не надену, и не надел. Когда снимал грим, сказал гримерше: «Это всё!» А она: «Не зарекайся, настанет сентябрь, пойдешь в класс». Я посмотрел на неё и подумал: «Ой, Ленка, плохо ты меня знаешь, хоть и гримируешь 21 год». И я не вышел больше на балетную сцену.

— Есть ли у вас страх сцены, или с вашим опытом, это осталось в прошлом?

— Всю жизнь перед выходом на сцену я очень нервничал, и когда пришло время, с большим счастьем это прекратил. Ну, устаёшь волноваться, потому что несёшь ответственность перед людьми, которые купили билеты, ты не можешь обмануть их доверие, а это очень затратно энергетически.

Хотя… Волнуются все, даже самые знаменитые. Как-то моя подруга в Лондоне купила билеты на Мадонну, а я тогда был глубоко танцующий человек. И вот с репетиции бегу на стадион, страшно хочу есть, один хот-дог съел, второй намереваюсь. И в пять часов — бахх — всё зажглось, люди побежали к сцене, мы оказались в первом ряду, и толпа придавила меня к барьеру... И в этот момент с потолка стал спускаться шар, потом он развалился, и я, на расстоянии одного метра, увидел миниатюрную тётю. Вьетнамец рядом со мной заплакал и заорал — ааа! — одновременно, и я понял, что это Мадонна.

Она стояла спиной, в руке держала микрофон, и я увидел, что у неё трясётся рука... «Ну, если Мадонна, собирающая дикие стадионы, волнуется, — подумал я, — то, что же мне остаётся...» Дальше она развернулась и стала петь, но этот трогательный момент с трясущейся рукой навсегда остался в моей памяти.

— Увидят ли зрители Цискаридзе в кино?

—В кино меня никто ещё не позвал, а я не хожу туда, куда не зовут. Я хорошо себя чувствую: если позовут, и это устроит мой внутренний мир, и мне будет интересно, конечно, да, но вы же понимаете, что кино — режиссёрская история, ты должен чётко понимать, к кому идёшь и что играешь. По сравнению с балетом, всё остальное — выходной день, если вы понимаете разницу хотя бы в количестве физической нагрузки. Никому не пожелаю стать артистом балета.

— Расскажите, как родился двухтомник «Мой театр». Летом в издательстве подводили итоги: тираж перевалил за 250 тыс экз., количество читателей — за миллион, книга лидировала в сегменте «Биографии и мемуары».

— Родился, можно сказать, из-под палки. Каждый день в одно и то же время мне звонила педагог по истории балета Ирина Павловна Дешкова и говорила: «Рассказывай». И хотя, отвечал я весьма сухо, по «дневничку», в котором фиксировал лишь то, где, что и с кем танцевал, поминутно комментируя, что это «никому не нужно», и многое нужно вычеркнуть, вроде всё получилось.

Есть такой анекдот про чукчу, который «писатель», а не «читатель», так вот, у меня наоборот: я читатель и не очень понимаю всю эту шумиху. Как вспомню, как из меня вытрясали фотографии для книги, или уточняли количество спектаклей, мне всё это кажется ненужным. А когда получаю обратную реакцию людей, которые, оказывается, прочитали всё это, я думаю, может, мне всё это снится... И не ассоциирую с собой.

— Пишут даже, что продажи со временем не падают, а растут, ни одна книга современного автора не может сравниться по объемам продаж, и всё это противоречит закономерностям рынка...

— Это я ещё плохое не описывал, а если бы описал, книга, наверное, была бы чёрной, а сейчас она белая. Ха-ха!

— Тем не менее, издательство и читатели требуют третий том, вы готовы?

— Но я ещё не прожил это время, как говорят французы, «времени надо дать время», а описывать, как мне тяжело «бить девочек» на репетициях, я не могу.

— Фонд общественного мнения сделал заявление о том, что одной из наиболее влиятельных персон в российском искусстве и культуре 2024 года является Николай Цискаридзе, как вы это восприняли?

—  Смеялся. Но, с другой стороны, когда много работаешь на ТВ и постоянно даёшь интервью, реакцию встречаешь разную, кто-то недоволен: как его много, надоел. А что мешает выключить телевизор? Вот я, например, кого не хочу видеть — не вижу, не хочу знать новости — я их не знаю, хочу — знаю, кому позвонить из знакомых, чтобы через пару минут «быть в курсе». Но шутки шутками, а быть «влиятельной» персоной — большая ответственность, и я это почувствовал, когда стал ректором Академии русского балета. Я понял, что, давая интервью, отныне должен думать о том, что меня могут прочесть дети, и когда я завтра зайду в парадное, они спросят, в своём ли я уме? А дети очень строгие судьи, я сам был строгим критиком своих педагогов...

—  Разве не подвигает такое звание на ещё большие свершения?

— Подвигает только к тому, чтобы ты оставался честным. Когда мне исполнилось 50, журналист Даша Златопольская, с которой дружу много лет, составила передачу из моих ответов разных лет. И сказала: «Приятно, что прошли годы, а ты нигде не слукавил, отвечаешь одно и то же на один и тот же вопрос, говоришь правду». Это очень ценно, потому что скольких людей ловят на том, что в один год они говорят одно, а в другой другое.

— А как в этом году прошли выпускные экзамены на сцене Кремля?

— Выпускные спектакли всякий раз забирают неимоверное количество сил, но когда всё заканчивается, сначала чувствуешь облегчение, а потом горечь — дети разъехались в разные части света... Утешением, конечно, может служить то, что никакая школа ни в одном городе не сможет сделать ничего подобного, хотя мне будут подражать, «заимствовать» эскизы костюмов, повторять репертуар. Но тщетно: если мы берём шедевр, то не делаем купюр, не облегчаем его, недостающих исполнителей приглашаем из театра. В балете ничто не должно быть исполнено плохо. И те девочки и мальчики, которые танцевали в «Вариациях из «Раймонды» Баланчина, в восстановленной «Лауренсии» и первом акте «Спящей красавицы» в 2015 году в Кремле, куда мы впервые поехали с выпускными экзаменами, сегодня — главные артисты Мариинского театра и Театра Станиславского и Немировича-Данченко. В этом году выпускаю женский класс, учил этих девочек три года, и они — моя большая гордость.

Выпуск женского класса — событие, конечно, выдающееся, более ста лет такого не было, и мне хотелось показать, как надо всё делать. Дело в том, что я возглавляю Учебно-методическое объединение в области балета, и все программы восьми последних лет проходили через моё одобрение. И я обеспокоился одной вещью: все вы, бывая на балетных спектаклях, слышите топот, когда балерины бегут, а слышен он потому, что поменялось покрытие пола, и пуанты теперь делают не из мешковины с клеем, а из пластика. Неслучайно все великие балерины прошлого говорили в интервью, что готовят для спектакля 5-6 пар обуви, теперь в одной паре можно танцевать полгода, а то и больше. Даже сам момент вскока на палец стал другим, занимает другое количество времени, мышцы и связки работают по-другому. Это щёлочка в нашу кухню, но она влияет на зрительское восприятие спектаклей, я столкнулся с этим в балете «Светлый ручей», который танцевал на пуантах, и с таким количеством технических сложностей, которые не под силу ни одному танцовщику в мире. Именно тогда я почувствовал, как тяжело балерине прыгать в этой обуви, и стал пересматривать программу, говоря, что нельзя сдавать экзамен в непальцевой обуви, потому что мы выдаём диплом, в котором написано — «артист балета», а не «участник мастер-классов» в Томбукту.

И я взял класс, чтобы объяснить миру, что г-жа Ваганова была одним из самых прогрессивных деятелей балета, она никогда не стояла на месте, призывая и своих учениц менять всё и идти дальше. То же самое приходится делать мне, я согласен с тем, что сказал Вахтангов: «Традиции — это хорошо сохранившийся труп». Дело в том, что уважать традиции — это одно, а реалии жизни — другое. И, если мы через призму традиций будем смотреть на дорогу, не понимая, что уже нет гужевого транспорта, а в машине 200 л и более, мы — идиоты.

Я безумно люблю своих девочек, но не могу не заметить: если у мальчиков есть две кнопки — вкл. и выкл., то у женщин модель управления, как у космического корабля, и она всё время дымится и не контактирует...

— Чем отличалась выпускная программа этого года?

— Во-первых, мы показали второй акт «Лебединого озера», визитную карточку великой балерины Марины Семёновой, любимой ученицы Вагановой и моего педагога, которая выпустилась из училища сто лет назад. Зрители увидели восстановленный по архивам балет «Гаянэ» на музыку Хачатуряна и Гран-па из балета «Пахита». Мало кто знает, но то «Лебединое озеро», которое знаем мы с вами, с его знаменитым «белым» актом, придумали Ваганова вместе с Семёновой. То положение рук, те комбинации, встреча Зигфрида с Одеттой — это никакой не XIX век, это хореография Агриппины Вагановой. И мы посвятили своё исполнение этой дате.

Конечно, я не мог обойти тот факт, что 80 лет Победы для моих мамы и няни был одним из самых важных праздников. А в 1942 году по заказу партии и правительства, с целью показать единение народов, Нина Анисимова поставила в Ленинградском театре оперы и балета балет «Гаянэ» на музыку Арама Хачатуряна. Фантастически красивая музыка, но балет 1942 года исчез, а те, что ставились после него, мне не нравились. А музыка блистательная, один «Танец с саблями» чего стоит! К тому же, мой отчим был армянином, и мы регулярно ездили на свадьбы, похороны и другие события в Ереван и Ленинакан, там от Тбилиси недалеко. Очень колоритные были поездки. Ориентируясь на свои воспоминания, я собрал хореографию Нины Анисимовой, поднял все архивы, а то, что не нашёл из танцевальной сюиты, поставил сам. Я хорошо знаю этнос, и, в отличие от людей, которые в Ленинграде рассказывали мне про «традиции», но при этом не могли отличить курдский танец от армянского и грузинского, мог прочитать целую лекцию на эту тему. Рассказываю всегда, что армяне пришли со стороны Индии, курды — Ирана, а грузины вообще никуда не ходили. Три разных этноса, у них и танцы очень разные.

А наш гениальный Хачатурян вырос в Тбилиси, в историческом районе Сололаки, где такая плавильня была, что мама не горюй, потому он и знал все эти танцы. И был в этой сюите блистательный русский танец, ноты которого с большим трудом мы нашли в Ереване, и восстановили его. Когда его слушаешь, невозможно представить, что эту музыку написал тбилисский армянин Хачатурян. А в третьем акте прозвучало знаменитое Гран-па из балета «Пахита».

— Когда вы начали серьёзно заниматься педагогикой и что, по-вашему, важнее всего в этой профессии?

— Преподавать я начал с апреля 1995 года. А самое ценное — когда видишь, что из заложенного тобой что-то реализовалось. Например, я очень много работал с Анжелиной Воронцовой, которая была балериной Большого театра, потом стала прима-балериной Михайловского, и однажды она пригласила меня на балет «Ромео и Джульетта», где танцевала Джульетту. Я был противником этой версии, но пришёл и увидел великолепно исполненный спектакль, который вдруг заиграл другими красками. А главное, я увидел всё, что вкладывал в Анжелину. Я был просто счастлив: когда видишь, что твоё зернышко проросло, это счастье!

При этом, не могу понять позицию нашего государства: в стране есть несколько удивительных общеобразовательных институций, например, наша академия, которые не должны ни с кем соревноваться из-за бюджета, потому что подпадают под закон о подушевом финансировании. Так давайте создадим ценз: просуществовало учебное заведение 250 лет, оно достойно того, чтобы ему выделили бюджет в госказне, и чтобы сотрудники стабильно получали хорошую зарплату, а не зависели от того, как у нас, сколько одарённых детей придёт поступать в хореографическое училище.

Постоянно об этом говорю, и недавно, благодаря Валентине Ивановне Матвиенко, удалось сдвинуть кое-что с мёртвой точки. Представьте, у нас есть учебные заведения, в которых учим несовершеннолетних детей, а интернаты и столовые для них «не предусмотрены». Выпали при перемене законодательства. Спасибо Валентине Ивановне, она прониклась нашей проблемой.

— Вы бы приняли юного Нико Цискаридзе в училище?

— Конечно, такие дети не рождаются даже в каждом десятилетии. Это же не только гибкие ножки, длинные ручки, это комплекс функций мозга, помимо крепкого здоровья, у тебя должен быть танцевальный слух и феноменальная координация на движения. Например, я не учу «порядок», а все мои ученики учат, многие трудятся над маленькими отрывками по неделе, и ничего не получается. Это потрясало и моих педагогов, они сразу заметили, что я «знаю», как танцевать. Другое дело, что я попадал к уникальным педагогам, без участия которых никакие мои способности не реализовались бы. Всегда их вспоминаю и говорю, что мама с папой неплохо поработали, но потом ещё очень долго работали многие хорошие люди.

— Расскажите, а как публика относится к вашей гражданской чёткой позиции относительно единства Русского мира?

— На этот счёт вокруг меня было много разных инсинуаций. Я в 1991 году, когда развалилась наша страна, столкнулся с большим количеством сложностей. Мои двоюродные сёстры — это было последнее лето, когда мы с мамой вместе доехали до Грузии, — кричали: «Он грузин, и должен работать в Грузии, почему вы сидите в Москве?!» Мне настолько странно было слышать это, что я вывел для себя формулу: не хочу что-то слышать, и не буду. Помню дискуссию с одним человеком, который рассказывал мне, как я должен себя вести, поскольку я ещё никто, а он взрослый. Но поскольку народным артистом я стал в 27 лет, я спросил его: «А ничего, что я в своей профессии генералиссимус, тогда как вы в своей ещё лейтенант?! И что из того, что вам больше лет: у меня заслуг больше!»

Дело, видимо, в том, что я рано остался один, мне надо было многим помогать, и я привык нести ответственность. Внутри меня как-то ладно всё скроено. Общество, в котором я вырос, было многонациональным: отчим армянин, мы с мамой грузины, няня украинка. И люди, окружавшие нас, были представителями разных национальностей: греки, евреи, французы, немцы. Говорили только на русском, Тбилиси — многонациональный город, и внутри себя я очень тяжело переживал развал Советского Союза, когда из города стали уезжать люди. Где-то в глубине души у меня осталось понятие прекрасного, когда всем было тепло, уютно и хорошо.

— Известно, что Юрий Николаевич Григорович хотел, чтобы вы занимались Международным конкурсом балета, написал даже письмо в Министерство культуры...

— Которое так и осталось без ответа. Дело в том, что в прошлый раз, когда завершался конкурс, все ждали, что Григорович придёт на финал, но он написал письмо, в котором заявил, что, зная мои заслуги в Отечестве, доверяет мне от его лица что-то сказать лауреатам, поскольку и я лауреат этого конкурса. И я, действительно, вышел за него, говорил слова приветствия, и потом, когда мы закончили судейство, ночью составлял программу, то есть, выполнил работу председателя жюри. Но дальнейшие решения будет принимать правительство.

— Кого из участников вы бы пригласили на конкурс?

— Не представляю, кто сегодня сможет приехать, а раньше приезжали очень многие. На территории нашей страны зарегистрировано 192 международных конкурса балета! А должен быть один, Vaganova-PRIX, — для учащихся, созданный исторически, и второй — Московский международный конкурс. Тогда это престижно, а иначе профанация.

— Слышали, что вы увлеклись психологией, нет желания написать книгу?

— Безумно увлёкся! Стал слушать и читать психологов, отчего в голове сделалась каша, собираюсь пойти на психфак и во всём разобраться. Вот в детстве всех наказывали, но у меня обид на педагогов не осталось, хотя со мной обращались очень жёстко, а вот у моего одноклассника Илюши Кузнецова — да. И когда мы закончили учёбу, он с нашим педагогом семь лет не общался, в такой был обиде, хотя ко мне Пётр Антонович относился гораздо строже, но я понимал, что он желает мне добра, выколачивает результат. И когда мы с Ильёй выросли, нам уже по 50, сидим за чаем, вспоминаем детство, анализируем поведение взрослых, размышляем, почему он так понял это так, а я эдак. И всё это очень интересно, потому что мы вскрываем детские болячки и понимаем, из-за чего он обиделся, а я нет.

— Вы счастливы?

— Не могу сказать, что такое счастье. Счастье — вещь эфемерная, а с какого-то момента я стал читать умные книги, где было сказано, что счастье в голове. Мне всегда хорошо, потому что я вижу и слышу только то, что хочу. Один мой товарищ называет меня «тефлоновым», но нет, я — человек разумный.


Записала Нина Катаева
Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

ус
17.09.2025 15:41
Большое Спасибо.Приятно было читать мнение умного,ответственного и не равнодушного к судьбам страны и людей человека.Успехов Вам Николай.Педагогика самое трудное и там не обойтись без знаний по возрастной и..и.. психологии

Тема недели
12.09.2025
Актуальный комментарий
Беспокойный сентябрь
К Дню Победы (1941-1945)
18.09.2025
Владимир Малышев
80 лет назад в одном строю прошли эмигранты-белогвардейцы и советские солдаты
Фоторепортаж
18.09.2025
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию вступления на престол Николая I




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.