Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 августа 2022
Непобедимый Попенченко

Непобедимый Попенченко

В прокат вышла спортивная биографическая драма «Мистер Нокаут»
Нина Катаева
01.03.2022
Непобедимый Попенченко

Фильм посвящен жизни легендарного советского боксёра Валерия Попенченко, чемпиона СССР, Европы и победителя Олимпийских игр 1964 года в Токио. В главной роли Виктор Хориняк, известный зрителям по картине «Последний богатырь». Накануне премьеры режиссёр фильма Артём Михалков и исполнитель роли тренера Валерия Попенченко Григория Кусикьянца – Сергей Безруков рассказали журналистам, как снимался «Мистер Нокаут».

Славу Валерия Попенченко (1937-1975), спортсмена-интеллектуала, по воле обстоятельств не закончившего докторскую диссертацию, автора поэтического сборника, сравнивали со славой Гагарина, но немногие сегодня даже вспомнят его. Своих героев в России умеют забывать, а это имя ещё и овеяно трагическим флёром: уйдя из спорта в возрасте 37 лет и имея в активе 200 побед в 213 поединках, Валерий Владимирович погиб при невыясненных обстоятельствах.

Родился будущий выдающийся боксёр 26 августа 1937 года в Кунцево, ныне район Москвы, в семье военного лётчика. Отца не помнил, тот погиб в 1942-м году на Великой Отечественной. Благодаря отцу-герою, мальчишку приняли в Ташкентское суворовское училище без экзаменов и на полное довольствие. И он оправдал ожидания матери: был одним из лучших учеников, с 12 лет занимался боксом, принимал участие в турнирах. Его поддерживал тренер Юрий Матулевич-Ильичёв, и в 17 лет парень одержал победу на Всесоюзном юношеском первенстве.

Окончив учёбу с золотой медалью, поступил в Ленинградское высшее военно-морское пограничное училище и начал тренироваться у известного тренера – Григория Кусикьянца. Легко освоил классические приемы в боксе, но уже в это время прорезался его собственный стиль, его методы ведения боя были особенны. Об этом его периоде специалисты пишут: «Валерий провоцировал соперника на атаку, а потом молниеносно ловил его встречное движение. Его коронным ударом был правый прямой, который он наносил от подбородка, и всё выглядело, словно выстрел из пушки: коротко, сухо и сокрушающе. Правая «рабочая» перчатка боксёра всегда находилась не как в классической стойке – сбоку, а прямо перед лицом, что сокращало расстояние до цели и защищало спортсмена от прямого удара, а также сбивало с толку оппонентов».

Интерес к учёбе, к разным искусствам и вообще к жизни уже в эти годы перебивал спортивные амбиции Валерия: он забросил бы бокс, если бы не тренер, который держал его в ежовых рукавицах. И успехи не заставили себя ждать, очень скоро спортсмен стал шестикратным чемпионом Советского Союза.

В 1963-м одержал победу на европейском первенстве, а год спустя получил звание Заслуженного мастера спорта СССР. Ещё через год во второй раз стал чемпионом Европы. А в 1964-м году на Олимпийских играх в Токио выиграл «золото» и получил Кубок Вэла Баркера как самый техничный боксёр.

Вернувшись из Токио, на выставке в музее чемпион познакомился со студенткой кораблестроительного института Татьяной Вологдиной (в фильме ее сыграла Ангелина Стречина. – Н.К.). Это была любовь с первого взгляда: обаятельный Валерий покорил Таню интеллектом и эрудированностью – разбирался в живописи, скульптуре, поэзии. Заявление в загс подали через несколько дней после знакомства. Сына назвали Максимом.

Через год на европейском первенстве, проходившем в Берлине, Валерий одержал пять побед, причем, всех соперников нокаутировал в первом раунде. Правда, с финальным боем вышел казус: британец Уильям Робинсон, как показалось всем, оказался в нокауте в результате точного удара Валерия, но позже выяснилось, что, испугавшись, он всё имитировал. Британца обвинили в трусости, а Валерий Попенченко на следующий день объявил о завершении спортивной карьеры. Объяснил тем, что перед глазами у него стали появляться «мушки», и он не хочет усугублять ситуацию.

Но жизнь, как оказалось, существовала и после бокса, как существовали и скрытые противники. Спортсмен намеревался заняться наукой, хотел защитить докторскую, но влиятельные люди не простили ему своевольных выходок и не позволили сделать это. Его перевели в столицу, и в результате он оказался заведующим кафедрой физвоспитания в МВТУ им. Баумана. Это надломило спортсмена, а 15 февраля 1975-го года Валерия Попенченко не стало. По некоторым данным, в тот день он обсуждал-таки с ректором защиту своей докторской.

Что случилось потом, доподлинно неизвестно. Попенченко оказался в корпусе университета, строительство которого контролировал, и сорвался с лестницы без перил с третьего этажа. Произошедшее квалифицировали как несчастный случай. Похоронен спортсмен на Введенском кладбище.

Признаться, в последнее время зрители, заслышав, что снимается новая спортивная драма, пожимают плечами: «Если честно, уже достало, что все вдруг бросились, как по заказу, фильмы о спорте снимать, будто других тем нет». Фильм о Попенченко, несомненно, не из этой серии.

Картину снимали на протяжении трёх с половиной лет. «А началось всё с того, что, увидев документальный фильм о боксёре, я заинтересовался его судьбой, – рассказал режиссёр Артём Михалков на творческой встрече, – прочёл книгу "И вечный бой" и был крайне удивлён, что о нём нет художественного кино. Братьям Пресняковым, с которыми знаком давно, было дано задание написать сценарий. Мы познакомились с вдовой боксёра Татьяной Игоревной и его сыном Максимом, они показали нам фотографии и рассказали о жизни Валерия Владимировича, которая осталась за рамками книги. Фильм наш художественный, но в основе лежит правда о жизни великого боксёра».

Фильм понравился вдове и сыну Попенченко, незначительные расхождения с реальными событиями их не напрягли, всё же группа снимала не документальное кино. «Сейчас молодёжь забыла о легендах спорта, – заметил Максим Валерьевич, – фильм будет полезен, прежде всего, молодым».

Виктора Хориняка на встрече не было, и Сергей Безруков отдувался за двоих, подробно рассказывая о взаимоотношениях боксёра и его тренера Григория Филипповича Кусикьянца. Филиппыча не стало в 2002 году после тяжелой болезни, ему было 87 лет.

«Был рад, когда мне предложили роль тренера, – рассказал Безруков. – Скольких мастеров он воспитал! Но для нас было важно рассказать о главном воспитаннике Кусикьянца – Валерии Попенченко, о котором, действительно, говорили, как о Гагарине, и молодежь вряд ли знает, что он, единственным в СССР, кто обладал Кубком Вэла Баркера, и что только с ним хотел встретиться Мухаммед Али, когда приезжал в Советский Союз».

Безруков сам занимался боксом, и ему доводилось встречаться с тренером Кусикьянцем. «Когда мы приходили к Филиппычу, он, будучи больным, всё время шутил, поддевал ребят, говоря, что "боксёр никогда не сдаётся". Характер у него был непримиримый, многие не любили его за это. Он же выступал против боксёрской стойки, то есть всё делал левой, а не правой рукой. Неслучайно его называли "тренером уличной драки", потому что в драке не показываешь, куда будешь бить. Знаменита его цитата: "Предупреждён – значит, вооружён", то есть, если ты в стойке, уже предупреждаешь противника. Кроме того, он был великим шахматистом – гроссмейстером, учил просчитывать бои и своих подопечных, заставлял играть в шахматы. Его фраза – "Сильных много, умных мало" – о том, что боксёрам требуется процентов 30 силы и 70 – ума и тактики, хотя, казалось бы, надо наоборот – выйди большим, накачанным и - побеждай. Правда, подвижность у тебя будет нулевая, если будешь совсем уж огромным, но о Тайсоне Кусикьянц говорил, что "эта машина идёт и бьёт до конца".

А ещё Филиппыч увлекался биомеханикой, которую артисты проходят в театральных вузах: это же Мейерхольд и все его постановки, а также гениальный Игорь Ильинский, всё идёт, как говорится, от индивидуальности человека. Кусикьянц говорил: "Мы ходим по-разному, у каждого боксёра своя походка, почему я должен всех стричь под одну гребенку?! Не лучше ли, исходя из внешних данных спортсмена, выбирать только ему свойственную технику поведения на ринге?!" Это сильно отличало Филиппыча от других тренеров и не могло не раздражать коллег. Он был истово предан спорту и, действительно, был великим.

Мне рассказывали, что Филиппыч настолько мастерски настраивал Валерия Попенченко на бой, в фильме показано, что просто раздражал порой, чтобы разбудить боевой дух, и человек делал верный удар и – вот он, Мистер Нокаут. В эти моменты тренер становился отцом подопечного. Напомню реальный факт, когда Кусикьянцу чиновники не выдали командировочные в Токио, и он окольными путями за свой счёт полетел на Олимпиаду, ночевал в номере Попенченко, потому что не мог оставить Валерия одного. Боксёр выиграл "золото", но это речь уже о человеческих взаимоотношениях».

Кстати, идея позвать на роль Попенченко профессионального боксёра была отвергнута по той причине, что бои профи, несомненно, сделал бы хорошо, но в кадре ему, по признанию Михалкова, было бы «сложновато». Чудом нашли Виктора Хориняка, который идеально подошёл по фактуре, темпераменту и внутреннему состоянию, кроме того, энергетически сильный артист занимался боксом. На первых же тренировках поняли, что выбор правильный.

Оценку фильму дали и специалисты. Президент Международной ассоциации бокса (AIBA) Умар Кремлёв поблагодарил создателей картины, но не согласился с Максимом Попенченко, что молодёжь якобы забыла о легендах спорта.

Сообщил, что перед Новым годом во Франции местные боксёры спрашивали его о фильме, задавал вопрос на эту тему и Президент Международной ассоциации военного спорта, когда в Москве проводили чемпионат мира среди военных. «Уровень Мухаммеда Али и Валерия Попенченко одинаков, – сказал Кремлёв, – они известны всему миру, а вот внутри страны нам следовало бы больше славить своих спортсменов. Благодаря Попенченко, дети пошли в бокс, он же не только в СССР развивал этот вид спорта. Демонстрировал красивые бои, технику, а также нокауты на ринге. Иные тренеры взяли на вооружение его метод».

«Чем больше будем снимать таких фильмов, тем лучше будет наше молодое поколение», – подытожил гендиректор хоккейного клуба «Динамо» (Москва), автор идеи и руководитель проекта «Легенды и судьбы» Михаил Тюркин. И поддержал Максима: «Мы, действительно, мало рассказываем молодым, как становятся великими наши спортсмены». И поведал, как семь с половиной лет назад в продюсерском центре «Динамо» занялись популяризацией забытых великих людей, и, не имея финансирования, сняли 25 документальных фильмов, написали 13 книг о хоккее и футболе. «Можно, конечно, найти, за что покритиковать наши работы и «Мистера Нокаута», – сказал Тюркин, – но я благодарю создателей фильма за то, что не побоялись взять эту тему, сняли кино и сумели установить взаимоотношения с родственниками, вспомните, сколько проблем было на съемках "Легенды № 17" и "Движения вверх". Тюркин рассказал, что Борис Михайлов, капитан великой тройки – Михайлов, Петров, Харламов фильм "не воспринял", но Тюркин поспорил с ним: «Ты не воспринял, потому что играл рядом с Харламовым, а внуку твоему, знаю, понравилось, и он пойдёт в хоккей, так как, цель достигнута?» Его друг согласился.

В планах проекта «Легенды и судьбы» ежегодно снимать 3-4 фильма и писать 2-3 книги. В ближайшие годы решили заняться темой бокса, с Умаром Кремлёвым, поскольку больше половины боксёров РФ из «Динамо», подписали договор. В списке более 150 спортсменов самого высокого уровня, есть чем заняться.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
17.08.2022
Подготовила Мария Максимова
В России проходит VIII Международный военно-технический форум.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.