Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Насилие без границ

Насилие без границ

Сорок лет назад был спасен шедевр Микеланджело
Ирина Баранчеева, Рим
29.05.2013
Насилие без границ

Это случилось утром 21 мая 1972 года. В соборе св. Петра в Риме шла служба, когда из капеллы, где находилась скульптура Микеланджело «Пьета», донеслись крики. Некий Ласло Тот, австралийский геолог венгерского происхождения, перепрыгнул через балюстраду и со словами «Я Иисус Христос!» принялся колотить молотком по фигуре Богоматери...

«Пьета» - одно из первых произведений молодого Микеланджело, созданное в Риме приблизительно в 1500 году. Заказчиком скульптуры был французский кардинал Сан Диониджи, которому художника рекомендовал просвещенный римский дворянин Якопо Галли, поклонник и покровитель Микеланджело, поручившийся, что его подопечный создаст «самую прекрасную работу из мрамора, которая на сегодня есть в Риме».

Микеланджело не обманул ожиданий. Джорджио Вазари в своем монументальном труде «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» пишет о «Пьете»: «Пусть ни один скульптор, каким бы он ни был исключительным мастером, и не думает достичь совершенства этого произведения по рисунку и изяществу... До изумления удивляешься, как рукою художника может быть сделано столь божественно и своеобразно, притом в кратчайшее время, произведение столь совершенное; поистине чудо в том, как камень, первоначально лишенный всякой формы, может быть доведен до такого совершенства, какого едва ли достигает природа, создавая живую плоть».

Когда Микеланджело создал свой шедевр, ему было всего 24 года, и о том, как он ему был дорог, свидетельствует тот факт, что это единственная подписанная художником работа.

Сегодня скульптурная группа «Пьета» («Скорбь о Христе») великого Микеланджело Буонаротти - главное украшение собора св. Петра в Риме. Она установлена в правой капелле при входе, всегда окруженная толпами верующих, любителей искусства или просто туристов, которые со всего мира приезжают взглянуть на нее. Сейчас «Пьета» защищена пуленепробиваемым стеклом.

А тогда, 40 лет назад…

Несколько секунд всеобщего изумления и ужаса – и вот уже пожарник Марко Оттаджио бросился на вандала, пытаясь остановить его. С помощью охраны собора св. Петра Ласло Тот был схвачен, а заодно и огражден от ярости возмущенной толпы, уже готовой растерзать его.

С первых же минут стало ясно, что акт вандализма – дело рук психически больного человека, который провозгласил себя Мессией, призванным к особой цели обновить мир. Он ассоциировал себя с фигурой Христа и одновременно с Ангелом Мести из Апокалипсиса и свой поступок объяснял тем, что услышал «глас Божий», повелевший ему сказать правду о Богоматери, которой якобы вообще не существовало (!), поскольку Бог вечен.

Именно поэтому поврежденной оказалась лишь статуя Мадонны. Вначале Ласло Тот пытался ударами молотка разрушить ей голову, но когда мрамор, выбранный лично Микеланджело, устоял, начал колотить по лицу, отбив часть носа, повредив левое веко, складки головного убора, и под конец отколол левую руку, которая, ударившись о каменный пол, распалась на несколько частей.

Все это произошло в считанные минуты.

Бесценному шедевру был нанесен серьезный ущерб. В безумии этого поступка многие увидели даже начало новой эры – насилия без границ, которое не щадит даже святые образы.

Сразу же встал вопрос о реставрации скульптуры, хотя кое-кто хотел оставить «Пьету» в неизменном виде – как символ насилия и варварства нашего времени. Все же взяла верх точка зрения тех, кто полагал, что современные технологии могут значительно облегчить реставрационный процесс. Капелла «Пьеты» была закрыта для посещений и на несколько месяцев превратилась в лабораторию по спасению шедевра.

Первым делом были тщательно собраны все мраморные осколки (их оказалось тринадцать), два из них позже прибыли по почте из Америки, куда их увезли туристы, ставшие свидетелями акта вандализма. Перед реставраторами стояла сложная задача очистить фигуру Мадонны от следов повреждений, не тревожа мрамора (было исключено использование химических средств), и приклеить недостающие фрагменты, ориентируясь на прекрасную копию «Пьеты», хранящуюся в Музеях Ватикана.

Сорок лет, прошедшие с момента реставрационных работ 1972-1973 годов, Музеи решили отметить конференцией, во время которой публике был показан документальный фильм «Насилие и Пьета» журналиста и режиссера Брандо Джордани. Его камера пристально следила за возвращением к жизни знаменитой скульптуры, повествуя о трудностях, которые приходилось преодолевать реставраторам в процессе работы.

В конференции принял участие Надзарено Габриэлли, последний из оставшихся в живых реставраторов, который поделился своими воспоминаниями о некоторых запоминающихся эпизодах этой захватывающей работы.

Вспомнить печальное событие, произошедшее более сорока лет назад, означало для устроителей также дать ориентиры на будущее. Некоторые участники в своих выступлениях рассказали о новых методах реставрации, ставших доступными благодаря использованию виртуальных технологий. В 1991 году другая великолепная скульптура Микеланджело – «Давид», находящаяся во Флоренции, - также стала жертвой вандализма. Газеты регулярно сообщают о вопиющем поведении иных туристов, которые вольно или невольно наносят ущерб памятникам старины, разрушая то, что было создано гениями в творческих муках и при огромном духовном напряжении. Да и само время не щадит бесценные творения прошлого... 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.