Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2022
«Надо положить конец чужепоклонству…»

«Надо положить конец чужепоклонству…»

Памяти Валентина Григорьевича Распутина. Слово из Болгарии
Минчо Минчев
05.06.2015
«Надо положить конец чужепоклонству…»

Валентин Григорьевич Распутин покинул этот мир, словно испустив огромный вздох по нему. И по России, для которой всем своим творчеством он являлся духовной мерой совести, человечности и любви к родине... Писатель непомерной глубины и проникновенности, автор потрясающих повестей «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Деньги для Марии», «Последний срок», «В ту же землю» и многих других, запечатлел свое имя в каждом русском сердце. Запечатлел его там нетленными кириллическими буквами своего писательского слова, своего таланта, соизмеримого только с масштабами необъятной Сибири, чьим родным сыном и чьей гордостью и болью он был, есть и будет.

Писатель и человек Валентин Распутин сумел в духе великой российской традиции превратить вечную русскую тройку – дар, жизнь и творчество – в символ подлинной сыновней любви к отчизне, кровной связи с родной землей и вечного долга перед ней.

Даже писательское молчание в его случае было не выражением творческой исчерпанности или застоя, а сокровенным знаком той энергии, в которой гнев, протест и угроза составляют взрывную смесь, понятную каждой славянской душе, и которая передается словосочетанием: «Народ безмолвствует!».

Именно это еще со времен Гоголя, Пушкина и Лермонтова, Толстого, Достоевского и Тургенева, Блока и Есенина заставляло сыновей России поднимать глаза к небу, а затем осенять себя крестным знамением и следовать дорогой долга. «Зачем нам патриотизм? – вопрошал Валентин Григорьевич. – А зачем нам любовь к матери, зачем нам святое чувство к ней на всю жизнь?» И отвечал: «Она тебя родила, научила ходить, вывела на дорогу жизни... Любовь к родине то же самое, что и чувство к матери, вечная благодарность и вечная тяга к самому близкому на земле существу. Родина наделяет нас всем, что у нас есть, каждой клеткой тела, каждой родинкой и каждой извилиной мысли. Патриотизм – это не только постоянное ощущение связи со своей землей, но прежде всего – долг перед ней, радение о ее духовном, моральном и физическом благополучии, сверение сердца, как часов, по ее страданиям и радостям...».

Привожу цитату из проникновенного слова Валентина Григорьевича о родине-матери, о любви к отечеству и сыновнем долге – этой самой святой для каждого православного народа теме, – и испытываю сердечное волнение. Оно вызвано стальным звоном той неразрывной духовой цепи, которая нас связывает и превращает в братьев. И которая выбила зубы не одной оскаленной волчьей пасти.

«Человек у себя на родине похож на огромную семейную фотографию в раме, где предки следят за жизнью и поступками потомков. И где по большому счету прописаны родовые заповеди.... – продолжает великий словотворец. – Именно поэтому безродство стремится уподобить весь мир себе, ведь так им легче править – с помощью денег, обмана и оружия. Все беды России проистекают из того, что ей не позволяют жить собственным умом...».

15-го марта над Россией и славянским миром пронеслась скорбная весть о конце земного пути этого крупнейшего современного писателя кириллических народов. 16 и 17 марта Москва простилась с ним, оплакала его вместе со всей Русью. По нем отзвонили упокойную колокола храма Христа Спасителя. И полетела к небесам молитва Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: «Упокой, Господи, новопреставленного раба твоего Валентина, и сотвори ему вечную память».

18 марта в Иркутске, рядом с могилой трагически погибшей Марии, дочери писателя, Валентин Распутин слился с русской землей, чей духовный код он сохранил в своих книгах. Вещий исследователь русской души, провидец и негромогласный прорицатель тревожных процессов в русском обществе и в мире, русский во всех смыслах этого понятия, он жил одной тревогой: судьбой России.

Валентин Григорьевич знал о так называемом глобальном проекте то, о чем многие из современников только догадываются: «После открытия Америки, – писал он, – и создания там могучего государства космополитизма, сокрушение России стало главным событием во второй половине прошлого века... Отечество было повержено и хищники набросились на него – картина отвратительная и невиданная... Наступила эпоха на грани жизни, единственный образ которой обрисован в Апокалипсисе в откровениях Иоана Богослова».

Это утверждение вселяет отчание, если бы великий писатель не указал и на путь спасения: родина, дух, память и вера.

«Родина – это прежде всего земля духа, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, и только вслед за этим она – территория... Родина больше нас. Сильнее нас. Добрее нас. Ее судьба в наших руках и мы должны быть достойными ее».

Какой неподражаемый и мудрый урок патриотизма! Какое целебное снадобье для каждого израненого человеческого сердца, ищущего лекарство, и исцеление от ран и ядов безродства, во времена, когда столкновение сокрушительно и потери страшны, а отчаявшихся, попавших в плен и отравленных черной магией бездуховности становится все больше, когда имя им – легион. Но большой писатель Валентин Распутин, этот сибирский император русского духа, словно повторяет пророческое напутствие святого князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде!» И Валентин Григорьевич дополняет: «Национальную идею не нужно искать. Она у нас на глазах. Это – управление во имя наших, а не чужих интересов. Восстановление и защита традиционных ценностей, выбрасывание всего, что развращает и оглупляет народ, упор на русское имя, которое вбирает в себя ныне невостребованную и неиспользованную силу… Надо положить конец чужепоклонству, остановить нашествие чужеродной уродливой "культуры", навести порядок, который способствовал бы нашему историческому и духовному созиданию, а не его развалу. Политические плуты все время норовят подстроить все так, чтобы заменить коренную национальную идею чужой, или же до такой степени ее обессилить, чтобы от нее не осталось и единой буквы».

Когда-то Илья Эренбург написал, что его знакомство с Пикассо не является моментом биографии великого художника, в том смысле, что для биографов автора «Герники» его встречи с художником останутся всего лишь ничего не значащим многоточием.

Да простит меня Бог за дерзость сослаться на пример общения между двумя большими творцами, но мне предстоит поделиться с читателями нескромностью далеко более вызывающего масштаба. Да, я знал Валентина Распутина. И не будучи Эренбургом, могу повторить его слова, что делюсь этим фактом, как удивительным даром в моей жизни. Здесь я не буду рассказывать о том, как он гостил у меня дома, о болгарском присутствии в его рабочем кабинете, о словах благодарности, повторяемых каждый раз, когда мы созванивались, о моем невероятном изумлении и волнении, когда однажды в Софийском Дворце культуры, в антракте «Лебединого озера», внезапно зазвонил мой телефон и я услышал его приглушенный голос, повторяющий: «Минчо, держись!».

Он любил Болгарию так искренне, как ее любили и его близкие товарищи Василий Белов и Эрнст Сафонов. С Валентином Распутиным и с ними нас связывало то необъяснимое электричество, протекающее между людьми, которые служат идеалу правды, но их сердца чувствуют затаенную злость капканов и леденящее дыхание бездны.

Было время, когда Болгария и Россия удалялись одна от другой, как дрейфующие льдины в море лукавой ненависти, называемом оттепелью. Во время праздника славянской письменности в Минске в 1990 году я был в составе болгарской культурной делегации. Некоторые из недавних, всего лишь несколько месяцев назад, ревностных постоянных участников подобных форумов культурные мужи, уже предчувствовали судьбу корабля и обостренный инстинкт самосохранения уже проделал брешь в их в, казалось, непробиваемой до недавних пор идейной броне. У одного такого «велемудрого мужа» из «Союза византийских художников, секции чертежников», как бы сказал поэт, внезапно свело поясницу и, таким образом, мне повезло оказаться на его месте. Это каким-то образом слилось и с эйфорией, которую я переживал по причине выхода первого номера газеты «Зора» 14 мая 1990 года – газеты, которой я грезил, которая мне снилась и чей выход я праздновал, словно рождение первородного сына. Так, на крыльях молодости и радости, я долетел до Мурманска в связи с открытием памятника святым братьям Кириллу и Мефодию – там, далеко на севере. Оттуда я улетел в Минск, где и состоялась первая моя встреча с Валентином Григорьевичем. Из речи, которую он произнес на открытии праздников, мне запомнились слова о том, что «человек рождается из клеток добра». Я подарил ему первый номер газеты «Зора» и попросил у него текст (он помещен в №3 «Зоры» от 7 июня 1990 г.) Так началось наше знакомство.

Я слушал, как автор «Денег для Марии» говорит о великом деле славянских просветителей, о нас, болгарах, как наследниках и продолжателях этого духовного подвига, о нашем месте в культурной и духовной жизни России – слова, созвучные единственно тем, которые до тех пор произносил только ещё один друг Болгарии, академик Дмитрий Лихачев. «У России и Болгарии могут быть разные политические системы, но все равно – самое главное будет существовать: наши духовные связи. И главная наша опора – славянские первоучители Кирилл и Мефодий – создатели алфавита, которым все мы пользуемся. Мы все произошли из этой священной азбуки. Нам кажется, что мы пишем с ее помощью, продолжаемся во времени благодаря ей. Это не случайно. Так что нашим судьбам не суждено разойтись. Вы, болгары, наследники этой культуры, вы ее продолжаете и показываете нам, как одновременно можно быть и наследниками, и продолжателями».

Я не веду дневника. Но 12 марта с. г., составляя план следующего номера газеты, я позвонил главному редактору газеты «Словото днес» («Слово сегодня») Наде Поповой, чтобы напомнить ей со своей стороны, ссылаясь на напоминание писателя Кирилла Момчилова, не пропустить ненароком даты 15 марта, дня рождения Валентина Григорьевича Распутина. Затем позвонил в Москву Ольге Николаевне, мы опять поговорили о дне рождения писателя и вместе посетовали на неудобство, создаваемое огромной часовой разницей с Иркутском, для телефонной связи с Валентином Григорьевичем. Никто из нас и подумать тогда не мог о том, что за этим последовало.

И все же, может быть, души действительно общаются? И может быть, на самом деле, смерть не ставит точку? Но чем бы ни были – тире, точкой или многоточием, – телеграммы с ее морзянкой всегда прибывают по адресу и в любом случае находят адресата.

Тут уж ничего не поделаешь. Кажется, пора заканчивать этот довольно сумбурный рассказ. Тем более, что Она уважает только эпитафии. Иногда и приписки. Бросаю взгляд на мартиролог с дорогими моему сердцу именами, к которым прибавилось и имя Валентина Григорьевича Распутина и чувствую, как сердце мне диктует приписку на белых полях моей совести. Благодарю Тебя, Всеблагий и Всемогущий, что указал мне идти по жизни рядом с достойными мужчинами: Николаем Хайтовым, Валентином Распутиным, Георгием Близнаковым, Василием Беловым, Венелином Мечковым, Эрнстом Сафоновым, Христо Малеевым, Венцеславом Начевым, Тодором Цоневым, Ленко Милановым, Христо Цачевым, Стойчо Стойчевым...

Человек рождается из клеток добра, а день – из лучей зари.

Лето 2015-е. Сие писал я, недостойный Минчо Минчев.

Перевод Нади Поповой

Газета «Нова Зора», № 12

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.
ortodox-y
11.06.2015 10:45
А вы почитайте досье бывшых сотрудников ДС (Госсударственная безопасность)....
ortodoх-
10.06.2015 10:58
Арабаджиев  08.06.2015 11:16
те, которые в свое время доносили в коммунистическую Государственную безопасность на своих жен, дерзнувших войти в церковь, теперь тоже стали верующими християнами...////

       Хотел бы узнать, зачем атеисту "доносить на свою жену" ?  Да ещё в какую-то "коммунистическую безопасность" (кстати, что это ?), если  УК СССР веру в Бога не преследовал ? (А вот разрешённые ныне изуверские секты и разрешённое ныне мужеложество- преследовал). Может Вы на ЭТО намекаете, говоря о "безопасности" ?
       Лично я в советский период входил в церковь довольно часто и боялся только церковных старушек, которые в своей ретивости не по уму могли напасть на любого и по любому поводу. Боялся ещё во время крестных ходов на Пасху быть задавленным в толпе соотечественников.
Вели они себя не очень прилично.

P.S. Чтоб не спятить окончательно от нынешней пропаганды, почитайте Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев", посмотрите фильм "Бриллиантовая рука" Гайдая- там есть характерные приметы советского времени и отношения общества к церкви.
ВЕРА
09.06.2015 0:36
В.Распутин : «… в народе и надобности не стало. Не звучит ... зов мобилизации на жизненно важные стройки... рабочих набирают в Турции и Таджикистане...И бродит остатками своими народ неприкаянно; в родной стране не лучше, чем в изгнании... Голосовать. Одно применение народу осталось.»
Арабаджиев
08.06.2015 11:16
Все идет к лучшему - даже те, которые в свое время доносили в коммунистическую Государственную безопасность на своих жен, дерзнувших войти в церковь, теперь тоже стали верующими християнами...
var
08.06.2015 9:09
Для чуждого римского права необходим как минимум мораторий на его общезначимость.
Временный.
До тех пор, пока прямые наследники не подадут пример неукоснительного следования его принципам.
С контрольным интервалом в два века.
Марфа
07.06.2015 20:59
Только тогда, когда перестанут преклоняться перед страшными извергами русского прошлого, предков и пращуров, навязанные германо-романским игом, Екатериной II, ПетромI, "величие" которых признано Европой! Только сильные правители в Древней Руси и средневековой Руси, в молодом Московском царстве, Иван Грозной, в СССР - Сталин, вызывает "ужас" у западноевропейцев, как же, они были "непослушными", отстаивали самодостаточность Руси, Москвы, России (Александр III прожил самую короткую жизнь из всех императоров, кроме ПетраIII). Теперь "ненависть зашкаливает в отношении ВВПутина, как их корежит от усиления России. Не может возвеличивание этих уничтожителей русского менталитета, Русского мира, способствовать патриотизму, молодежь уже не такая наивная, как в 19 веке, знает цену каждому историческому лицу.
? ? ? ? ?
07.06.2015 9:00
И чужому Римскому праву надо положить конец?
var
06.06.2015 19:06
Петр, ответ на вопрос о причинах многократных предательств Болгарии прост: там служили простые русские военные.
Которые хорошо (с точки зрения народа) решали насущные задачи.
Но при этом мешали туземным ылитариям набивать свои карманы.
Потому те и спешили избавиться от опеки.
Что с нашей стороны выглядело как «предательство».
Петр Лановой
06.06.2015 16:24
В Болгарии много памятников событиям и людям связанным с Россией, отношение простых людей к нам действительно братское , но правительство зачастую продажное, только не понятно почему?
var
05.06.2015 22:35
ИльяС, на чужой стороне — да, печально.
Но надо вспомнить и то, чем увенчались все попытки австрийского художника послать войска союзника (Болгарии) на Восточный фронт.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 13 найденных.

Эксклюзив
28.11.2022
Максим Столетов
Минобороны РФ заявило о создании в США нового коронавируса с 80-процентной смертностью.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.