Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
На задворках острого сюжета

На задворках острого сюжета

Как «Девятный Спас» оказался бестселлером
Анна Петросова
15.02.2008
На задворках острого сюжета

Появлению этого издания на прилавках предшествовала мощная рекламная кампания: разве что на заборах не воспроизводились отрывки из произведения. Конечно, книгу можно раскрутить, правильно прорекламировав, но как заставить прочитать до конца и не чертыхнуться?

 «Девятный Спас» (М.: «АСТ» 2007), вопреки ожиданиям, оказался чтивом завлекательным. Лихо закрученный сюжет держит внимание до последней страницы. И многие поклонники Григория Чхартишвили (он же Борис Акунин) решили, что их кумир всего-навсего взял еще один псевдоним под новый проект и именно он - автор «Девятного Спаса». Кто такой Анатолий Брусникин — неизвестно (издательская группа «АСТ» псевдоним не раскрывает), а роман - авантюрно-исторический, да и отзыв Акунина о нем едва не восторженный: «Лучше, чем у Брусникина, у меня вряд ли получится».  

Действительно, роман написан в «акунинском стиле», но без изысков последнего. Достаточно того, что трех главных героев книги зовут Ильей, Дмитрием Никитиным и Алексеем Поповым (в них легко распознать архетипы былинных богатырей) – столь прямолинейные отсылки совсем не характерны для Григория Чхартишвили.  

Да и яркость, и неоднозначность второстепенных действующих лиц перечеркнута шаблонностью центральных персонажей. Три друга – молодой дворянин, ставший казаком, сын священника, пошедший по стезе разведчика, крестьянин, вышедший в механики-самоучки, - три амплуа «приключенцев», но не три полноценных характера. Они завязли в перипетиях сюжета.

Мало того, что попали однажды в самую что ни на есть сказочную историю – с подменными младенцами, сокровищами, чудотворной иконой да кознями зловредной царской челяди, - но завертела их фортуна, бросая то в избушку колдуньи, то в Запорожскую Сечь, то в Европу.

Помимо прочего, молодцы нашли клад, обезвредили тайный альянс шведов и стрельцов, обрели чудотворный образ. В общем, все в одном флаконе. Какие тут характеры, которые пытаются найти здесь литературные критики? Автору бы сюжетную канву удержать. Даже мистическую линию, которая была столь ярко обозначена в начале романа, Анатолий Брусникин умудрился где-то потерять. Кажется, что действие может быть сосредоточено вокруг судьбы чудотворной иконы Спаса (призванной оберегать династию Романовых и полученной ею еще во времена Михаила Федоровича; в петровское время царствующий дом ее утратил). Но выходит иначе: икона фактически оказывается на задворках сюжета.  

Смущает и стилевой разнобой текста (такого Борис Акунин себе не позволял), и излишняя стилизация речи - авторской и героев - то под XVII, то под XVIII века с внезапным переходом на современный язык.  

В отличие от западника Бориса Акунина, Анатолий Брусникин придерживается, якобы, прямо противоположных воззрений: заявленные «оригинальные» воззрения автора на ход исторического развития России ничто иное, как славянофильские взгляды 150-летней давности. Вместо «кровавого и бешеного» Петра I романист пытается заставить восхищаться гуманной Софьей, которая с Василием Голицыным тоже задумывала большие дела по обустройству «русского терема», безо всякой спешки, лет этак на двести в перспективе. Да неуемный Петр помешал им, «разметал терем по бревнышку и выстроил на его месте корявый военный гарнизон». Иными словами, задушил в колыбели намечавшееся «стабильное развитие»: «Если бы Петр выждал совсем немного, европейцы вцепились бы друг другу в завитые парики, и, пока они терзают друг дружку, Россия могла бы, не тратясь чрезмерно на оборонные нужды, переиначить все свое домоустройство в соответствии с духом времени – без войны, без крови и ломки, а спокойно и основательно, как это намеревались делать Софья с Василием Голицыным. Пусть новшества вводились бы не столь быстро, но ведь нам, северным обитателям, самой природой не предписано поспешание».  

И все бы терпимо в историко-приключенческом романе, но фактические неточности, которые встречаются в тексте, - это уже, знаете ли... Так, автор забывает о разнице между грегорианским и юлианским календарем: «9 мая 7119 года, а по-польски 1611 года» (как правило, если дается подобное разъяснение, то оговаривается и разница в 10 дней, которая существовала в XVII веке). И в своем панегирике правительнице Софье он слегка переусердствовал: царевна у Брусникина «крымцам острастку дала». Оба похода князя Голицына на Крым были настолько неудачны, что и вспоминать о них в данном контексте - стыдно.  

В общем, как-то с трудом верится в «тонны сосисок», съеденных Анатолием Брусникиным в столовой Российского государственного архива древних актов (о чем он заявил в своем интервью, утверждая собственную компетентность).

Впрочем, уличение в исторических неточностях не столь опасно для автора, как… обвинение в краже сюжета. Так, писательница Елена Чудинова заявила, что Анатолий Брусникин частично переписал ее роман «Ларец», впервые изданный в 2004 году.  

Визитная карточка «Ларца» - дружба трех девушек-подростков из разных сословий: дворянки, крестьянки и цыганки. У Брусникина девушки превращаются в юношей, лишь вместо цыгана - поповский сын. Схожи характеры героев: крестьянин научился у колдуньи лечить травками, как и Парашка из «Ларца»; попович Алеша ловко выпутывается из сложных ситуаций, как цыганка Катя.  

В обоих романах герои по воле случая становятся обладателями чудодейственных предметов, за которыми охотятся отрицательные персонажи: в «Ларце» это старинный ларец с драгоценными камнями, в «Девятном Спасе» – икона Спасителя. У Елены Чудиновой в сюжете важное место занимает тайна рождения мальчика (царевича Георгия, сводного брата Ивана Грозного), у Анатолия Брусникина – появления на свет девочки (дочери царевны Софьи). Раскрытие этих секретов может повлечь за собой смену правящей династии. И тут и там пробежал даже карлик на посылках у негодяя, те же расставания героев в детстве и встречи их взрослыми…  

Ну, что ж, судя по всему, у автора нового бестселлера впереди нескучная жизнь.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.