Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Мы – в зеркале эпохи

Мы – в зеркале эпохи

Размышления над кино-циклом «Семейный портрет»
Ирина Ушакова
19.01.2022
Мы – в зеркале эпохи

Известный русский историк Василий Ключевский говорил: «Центр России находится в провинции». Вот и решил автор кино-цикла «Семейный портрет» режиссёр-документалист Валерий Тимощенко, руководитель Краснодарской киностудии им. Н. Минервина взглянуть на историю страны именно из региона.

После ряда созданных им фильмов в цикле «Крестьянская история» – о судьбе крестьянства и казачества на Кубани в 1920-е годы, режиссёр и автор сценариев попытался осмыслить историю советского периода через историю конкретного города, отдельно взятой семьи. «Россия. Ставрополь. Семейный портрет» – первый фильм в новом цикле «Семейный портрет» уже прошел на телеканале «Культура-Россия». Этот проект будет охватывать, как и предыдущий цикл фильмов «О времени и о реке», всю страну.

Можно выдумать сюжет художественного произведения, можно ошибиться или приукрасить, пересказывая изустную историю, но кадры документальной киноленты не исправишь, не дополнишь, не исказишь. В них достаточно только вглядеться – пристально, пытливо, непредвзято.

Киножурналы советских лет сегодня в открытом доступе в архиве кино-фотодокументов. Важно только, каким взглядом мы будем смотреть на них. Понятно, что снимали тогда в основном официальные события. Понятно, что нужны были кадры, отражающие мощь страны, пролетарский задор строителей коммунизма. Но даже на этих официальных кадрах лица людей – не лгут.

Они запечатлели всё: и передел земли 1920-х годов – самые первые, «немые» кадры; и хронику военных и послевоенных лет – со всеми тогдашними стройками; и людей труда – за заводскими станками, у электроприборов; и художника Гречишкина – гордость Ставрополья, и 200-тысячного жителя Ставрополя, родившегося в 1970 году...

На последнем событии автор фильма остановился особо. Грандиозное празднование столетия со дня рождения Ленина. Председатель горисполкома Николай Наумов дарит родителям 200-тысячного жителя Ставрополя ключи от квартиры… Спустя полвека этот старик скажет: «Я думал: а вдруг этот мальчик будет новый Ленин»…

Чего-то не додумали эти честные, искренние, доверчивые люди, не смогли заглянуть чуть дальше, потому и ошиблись в чём-то важном. Юность Володи Одинцова пришлась на развал Союза, молодость – на войну в Чечне. К счастью, он вернулся с войны, только здоровье уже было загублено: контузии, обморожения. А внук председателя горисполкома почти совсем мальчишкой на той войне погиб …

В чём новизна фильма Валерия Тимощенко? А в том, что если бы режиссёр и автор сценария не смог найти героев тех документальных киножурналов пятидесятилетней давности – и Володю Одинцова, и 200-тысячного жителя Ставрополя, и председателя горисполкома Ставрополя в 1970-е годы – мы не узнали бы их судеб, и что кроется за теми скупыми кадрами с ними.

Те официальные кадры советских киножурналов как бы обрели живую плоть, новую жизнь, некую законченность, а, быть может, и новый смысл.

«Чтобы стать хорошим агрономом, во-первых, нужно любить землю, любить свой народ, хорошо знать своё дело и самому быть трудолюбивым», – говорит в кинохронике агроном одного из ставропольских совхозов. И вот, полвека спустя, мы снова видим этот совхоз, и поля, на которых трудятся новые специалисты по сельскому хозяйству. (Кстати, давно ли зритель видел на экране телевизора современного хлебороба, комбайнёра?) «Мы работаем по советским учебникам», – говорит молодой агроном. И его дети, совсем юные, тоже рядом, рады быть ответственными за свою работу, по сути – хозяевами родной земли… Есть у нас сегодня и такая молодёжь». «Вот золото, – говорит мужчина, держа в руках пшеничный колосок, – а не то, что блестит».

Наверное, самое тяжёлое переживание, связанное с советской историей – это судьба Церкви и духовенства. Что это было? Откуда вдруг такая жестокость по отношению ко всему православному? Верующий человек скажет – духовное ослепление, помрачение. И точка. А как неверующему разобраться? Как молодёжи это всё уяснить для себя?

Выходит, нужно было споткнуться и так больно ушибиться, чтобы понять, что «без Бога не до порога», что «на крови» ничего построить не получится. Может, ради прозрения дано нам было пережить те же 1990-е годы? Кто-то скажет – бандитские, а кто-то – святые. Всё у нас так, на грани.

Не могли тогда не войти в киножурнал по Северному Кавказу за 1960 год и кадры борьбы советской власти с религией. Удивительный выпуск! Готовился он как антирелигиозная агитка. «Двадцать веков внушают христианские проповедники веру в Бога!..», «а все нити преступлений ведут к владыке епархии» – звучит наигранно злобный голос диктора.

Именно благодаря этой «агитке», где запечатлён показательный судебный процесс над митрополитом Антонием (Романовским), якобы за взятку, у нас есть сегодня возможность увидеть в видеосъемке 1960 года одного из истинных духовных пастырей и молитвенников тех атеистических лет.

Митрополит Ставропольский и Бакинский Антоний (в миру Василий Антонович Романовский, 1886-1962) – один из сотен и тысяч духовных лиц, пострадавших в годы советской власти. Владыка прошёл три лагеря ГУЛАГа, в том числе самый тяжёлый – Вишерский. (Вот бы сегодня так судили за взятки!) Чтобы узнать подробнее о личности владыки Антония, о том, что же происходило на самом деле в Ставропольской семинарии в 1960-е годы, автор фильма «Россия. Ставрополь. Семейный портрет» обращается к нынешнему преподавателю семинарии священнику Евгению Шишкину.

В фильме Валерия Тимощенко участвует и протоиерей Алексей Парфёнов (до своей недавней кончины – клирик Андреевского архиерейского подворья). Именно он, в 1960-е годы семинарист Ставропольской семинарии, попавший в кадр киножурнала, выступает на судебном процессе в защиту владыки Антония. Всё против них, против нескольких людей, оставшихся верными Церкви. Автор фильма убеждён, что в этом пространстве развернулся вечный евангельский сюжет.

А те «взятки», которые шли по копеечке к владыке Антонию со всех концов Кавказа, и не только на развитие семинарии, на помощь храму, помощь нуждающимся – поступали на счёт епархии. Значит, оставались ещё люди истинно верующие, которые перечисляли и приносили эти пожертвования тайно. Огромную по тем временам сумму власти конфисковали и перевели в Фонд мира. А митрополит Антоний как жил монахом в служебной каморке, так и скончался там. Его вину никто ни в чём не смог доказать. «На похоронах владыки улица была заполнена массой народа. На кладбище оказалось столько же народа. Гроб с телом владыки передавался по рукам», – рассказывает в фильме священник Евгений Шишкин.

На самом деле для идеологов того времени на руку было то, что вся эта история, произошедшая в Ставрополе, касалась Ставропольской семинарии. Просто нужно было закрыть это учебное заведение и завхозом туда назначить своего человека.

Кино-проект Валерия Тимощенко побуждает зрителя, прежде всего, оглянуться на свою семейную историю. Мне лично, хотелось бы видеть в цикле «Семейный портрет» серию о Твери, о Смоленске, с которыми связана история моих предков. А ещё – об Урале, о Челябинске, ведь именно туда, в Копейск, уезжал на заработки в 1950-е годы на угольные шахты мой дед...

Зарплата, между прочим, была у него 700 рублей в месяц – возможность молодой семье честным трудом заработать на собственное жильё, без ипотек и драконовских процентов по кредитам. А главное – было уважение к человеку труда.

В замысле фильма, по словам автора, – «услышать неповторимые голоса регионов, чтобы зазвучал оркестр России, проследить судьбы героев – самых простых людей, чтобы вступить в наследство, взять с собой лучшее и, наконец, распрощаться с худшим».

Сегодня Краснодарская киностудия работает над серией цикла «Семейный портрет» о Перми.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Алексей
19.01.2022 19:25
Да, интересно было бы о каждом городе узнать историю советского времени.
Марина_
19.01.2022 17:28
«без Бога не до порога»

Спасибо. К сожалению и сегодня Бога в жизни людей не так-то уж и много, как может показаться на первый взгляд. Даже среди тех, кто позиционирует себя верующим. И в этом огромная печаль - можно построить храмы и даже "не вылезать из них", но с Богом так и не встретится. Но....что невозможно человеку, возможно Богу. С праздником Богоявления!!!
Александр
19.01.2022 13:52
/Выходит, нужно было споткнуться и так больно ушибиться, чтобы понять, что «без Бога не до порога», что «на крови» ничего построить не получится./

Без Бога можно строить только вавилонские башни, периодически погибая под их обломками. И чем меньше в проекте и практике строительства божеского, тем катастрофичнее падение очередной башни. Есть только два полюса: Бог и Хаос, чем меньше Бога, тем больше хаоса, а человек по гордости своей воображает себя самодостаточным строителем. (...мы НАШ, мы новый мир построим...)
С.М.
19.01.2022 13:07
Насчет провинции Ключевский прав.

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.