Марина Миронова: «Испытания и страдания укрепляют душу художника»

В Москве состоялся показ документального фильма Марины Мироновой «Театр на линии фронта». Картина посвящена тому, как в Донецком театре оперы и балета пережили девять лет войны, чему научило людей суровое время, как изменило их. Репетиции и съёмки под бомбёжками, сотрудники театра, погибшие по дороге из дома на работу, стёртый в порошок склад с декорациями и реквизитом… — это реальность существования донецкого театра в последнем десятилетии. Трагические оперные сюжеты в одночасье оказались вдруг вне сцены, на улицах мирного города. С исторической точки зрения картина уникальна ещё и потому, что зрители видят героев в первый год войны — в 2014-ом и спустя девять лет.
Марина Миронова — актриса, сценарист, кинорежиссёр-документалист, член Союза кинематографистов, лауреат национальных и международных наград, член Евразийской Академии телевидения и радио, член Гильдии неигрового кино и ТВ, автор книги «Страницы и годы вразброс» — гость «Столетия».
— Марина Эрнестовна, на что, прежде всего, обращали внимание зрители на премьерном показе фильма?
— У картины неожиданно для меня оказалась исключительная судьба. Он призёр многих международных кинофестивалей, в том числе, Национальной Премии «Страна». Благодаря поездкам по регионам, у фильма началась вторая жизнь — встречи со зрителями. С чудесными суворовцами, курсантами, членами военных клубов в Сочи и Екатеринбурге, школьниками из знаменитого детского центра «Орлёнок» под Туапсе, студентами Казани, Новосибирска, Омска, Тюкалинска. Для меня это был бесценный опыт общения с людьми из разных уголков страны. А в Москве показы прошли в Историческом музее и Тургеневской библиотеке. Конечно, разные зрители обращали внимание на разное. Военные были немногословны, но благодарны, музыканты смотрели, грамотно ли подобрана музыка, гости из Польши пытались выяснить, почему артисты не уехали в спокойное место, а молодежь в Сочи дознавалась, почему я туда поехала совсем одна и без помощи.
Но в целом зрителей покоряют герои фильма. Их бесстрашие, сила, мужество. Неслучайно некоторые называют фильм «душеспасительным». Одних восхищает образ балерины, крутящей фуэте на фоне развалин, другие называют актрису с ребёнком на руках «современной мадонной», а кому-то нравится разброс во времени. Профессионалы-документалисты удивлены открытостью и откровенностью моих героев. Признают, что фильм я сняла без ложного пафоса.
— Что послужило импульсом для съёмок?
— Желание всё увидеть своими глазами, понять, что за «сепаратисты» живут на Донбассе, которых в Киеве жаждут уничтожить, да ещё с пожеланием их детям вечно сидеть по подвалам.
Впервые приехала в Донецк в 2014 году, одна с камерой в руках. Познакомилась с коллективом, снимала и город, и театр. Потом, как и все, следила за событиями на Донбассе и ужасалась тому, что там происходит. Общалась с журналистами, которые собирали материал для репортажей на военных территориях. И очень переживала, что мой материал лежит в столе без движения, понимала, что должна рассказать зрителю о людях этого театра. В 2023 году телеканал «Культура» заинтересовался идеей моего фильма о героическом коллективе Донбасс Оперы, и меня отправили в Донецк с оператором Матвеем Сидоровым. На 5-6 дней, у нас было всего три съёмочных дня.
За эти девять лет на судьбы всех героев легла печать боли и горя войны. Когда каждый день бомбёжка, и нет даже воды, (её привозили в отдельных бочках или подавали по часам в определённые дни), когда спать ложишься в одежде, и где-то на входе держишь рюкзачок с документами, чтобы быстро выскочить, если что, ну как тут не поседеть от переживаний?! Но они живут, ездят на репетиции, вопреки бомбёжкам, балетные с раннего утра «у станка», и никто из них не знает, вернётся ли сегодня домой.
Артисты поразили меня своей выправкой, почти солдатской. Труппа — и балетная, и вокальная в блестящей форме, несмотря на нездоровые условия. Достигается это каждодневным трудом и силой воли людей.
— Вы выступали одновременно в качестве сценариста, режиссёра и отчасти оператора, как приходилось совмещать это?
— Как оператор я снимала половину фильма, весь 2014 год. В отличие от игрового, документальное кино создается на монтаже, и это всегда отдельная эпопея. Конечно, есть сценарий, но, самое интересное, что ты пишешь его после сьёмок, расписываешь и утверждаешь у руководства, в данной ситуации это была редакция телеканала «Культура». И чем больше у тебя материала, тем, как ни странно, сложнее монтировать. Иногда это было мучением. Всё кажется важным, нужным и очень интересным. Но есть формат 52 минуты, и ты должен уложиться в него. Иначе ты не профи. И в этих минутах должен быть сюжет, драматургия, ритм, ничто не должно «провиснуть». А, самое главное, ты должен чётко понимать, о чём рассказываешь зрителям, к чему призываешь, какую «телеграмму» отправляешь в зал, как говорил Андрей Гончаров.
И здесь приходилось жёстко, иногда с болью в сердце, отсекать все милые «лайфы», выбирать самое нужное по мысли. Идти на дипломатические переговоры с редакцией, хитрить с продюсером, чтобы отстоять свою версию монтажа. Иногда платишь свои деньги за музыку, чтобы была именно она, а не та, которая ничего не будет стоить бюджету. Так что материал собирался по крупицам. При этом, будучи на месте съёмок, важно было не забыть об архивах, фотографиях, афишах... Было сложно и интересно одновременно.
— Напрашивались ли параллели с какими-либо временами в том, что Вы показывали, или это был совершенно новый опыт?
— Конечно, параллель возникала с годами Великой Отечественной войны. Сейчас, как и тогда, театр лечит души измученных войной людей. Приносит им радость, гармонию, дарит ощущение мира.
— Каковы были Ваши впечатления от общения с руководством театра и в целом от знакомства с культурой Донбасса, с артистами?
— На руководителей этого театра надо молиться, я не шучу. Это яркие личности, мастера с большой буквы. Профессионалы. Люди, умеющие общаться, думающие на перспективу. Они попали сюда не случайно. Здесь вообще нет ни одного случайного человека, от директора до уборщицы. Меня покорил своей человечностью и душевностью, тем, как заботится о своих согражданах, об артистах Министр культуры ДНР Желтяков Михаил Васильевич. Удивило, что после бомбёжек в городе стараются моментально всё отремонтировать, убрать разрушенное, подмести, и делают это не только для порядка, а и для того, чтобы люди не ужасались и не впадали в уныние.
Герой моего фильма Денисенко Евгений Иванович — настоящий рыцарь Донбасс Оперы. Он руководит коллективом с 2014 года. Потрясающий директор и очень талантливый режиссёр. Сделал много грандиозных постановок. Имеет большой творческий и человеческий опыт. Он говорит, что, как Чапаев, должен быть всегда впереди и показывать своему коллективу пример. Так оно и есть. На таких людей можно держать равнение.
— В героях Вашего фильма нет ни намёка на отчаяние или уныние, на самые «грешные» грехи. Неужели на самом деле этого не наблюдали, или Вы просто не снимали такие моменты?
— Среди нас нет святых, все мы грешники. Всё дело в том, что боремся ли мы с этими грехами или попускаем их в себе раз от раза. Все герои моего фильма держались с достоинством. Боятся ли они смерти? Так мы все её побаиваемся, просто людям верующим гораздо легче с этим совладать. Верующий человек во всём видит глубинные смыслы и ясное понимание цели жизни — в духовном саморазвитии и стремлении к духовному путешествию.
— Чья история Вас особенно поразила?
— Каждый человек — отдельный сценарий. Если бы я могла использовать весь материал, получился бы, уверяю вас, настоящий, очень интересный сериал. В фильме каждый стремился поделиться самым важным со зрителями. К примеру, знаковыми для меня стали слова н.а. Украины Тамары Лагуновой: «Сейчас все хотят что-то получить, а кто будет дарить? Надо чтобы кто-то дарил, надо быть дарующими в этом мире. Вот мы — армия дарения». Это было сказано тихо, шёпотом, но так пронзительно и точно! Чем не телеграмма в зал, по Гончарову, важная и своевременная?
Лидия Георгиевна Качалова поразила меня своей любовью к театру. Прослужив в нём много лет, и уже, будучи не занята в спектаклях, она часто приезжает в свой театральный дом, несмотря на обстрелы. Детство её прошло в оккупации, когда отец погиб на фронте, и мама осталась одна с тремя дочками, выживали в нечеловеческих условиях. Сегодня, когда ей почти 90, приходится вновь переживать ужасы войны, вот такая судьба.
Потрясает история Евгения Удовина, тенора, исполняющего ведущие партии. В 2014 году он больше месяца просидел в подвале из-за страшных обстрелов района Аэропорта, где жил. Бомбили ежедневно, и там ничего не осталось: ни аэропорта, ни кладбища с храмом. Певец всё выдержал, никуда не уехал, много работал в театре, потому что некому было исполнять его партии. Потом заболел, потерял голос. Долго лечился, работал над собой, и случилось чудо: через год голос вернулся, а с ним и главные партии. Но начинать пришлось с нуля, с ролей «кушать подано».
В фильме Евгений говорит: «Бомбёжки и смерть всегда рядом, но вариантов не остаётся — надо жить. Люди не могут уйти, бросив всё на полпути. Кто-то остаётся и защищает Родину, кто-то старается сберечь семьи. А нам, артистам, Господь дал такую профессию, чтобы своею душой дарить людям тепло, радость и надежду на жизнь. Порой идёшь и благодаришь Бога, что ты живой. Проезжаешь на маршрутке и знаешь, что на этом месте возле банка недавно погибли люди, а здесь, у театра, наша преподавательница с ученицей и её бабушкой. Идёшь и поёшь: «Царство небесное и вечный покой». ...Одно время Донецк был пустой, в магазинах ничего не было, театр не работал, и мне оставалось только ходить в храм и просто молиться. И такое было в нашей жизни».
Обо всём не расскажешь, но не могу не упомянуть Дениса Александровича Фильченко, который вырос, можно сказать, за кулисами Донбасс Оперы, участвовал в боевых действиях, был ранен, пришёл работать в театр. Заведовал монтировочной частью, а сейчас заместитель директора, настоящий художник, творец. Воевал и скрипач симфонического оркестра Донбасс Оперы Виталий Михайлуца. А кто-то и сейчас на фронте, прикрывает и защищает нас.
— Как складывается репертуар Театра оперы и балета?
— В театре представлена вся мировая оперная и балетная классика: «Аида», «Турандот», «Евгений Онегин», «Кармен», «Риголетто», «Пиковая дама», «Травиата», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Пер Гюнт», «Дон Кихот», «Спартак», «Щелкунчик», и это далеко не всё... Есть детские спектакли, спектакли-оперетты, задействованы театральная гостиная и холл-сцена со своим репертуаром, устраиваются репертуарные спектакли-концерты. В театре чудесные музыканты и восхитительный хор. Спектакли идут с аншлагами, хотя обстановка по-прежнему военная. В октябре ожидается премьера оперы «Свадьба Фигаро» на музыку Моцарта в постановке Юрия Лаптева.
Конечно, за годы войны театр лишился многих постановок, уменьшилась труппа, так как люди разъезжались, кто по политическим соображениям, кто туда, где спокойнее, кто-то уходил добровольцем на фронт, но сейчас часть спектаклей восстановлена, за последние два года было несколько премьер.
Популярна мистерия «Carmina Burana». Спектакль — с живой музыкой, в мощных, завораживающих ритмах — поставлен Александром Лебедевым, в нём заняты оперные и балетные артисты, танцующий и поющий хор. Премьера грандиозной театральной мистерии состоялась летом 2019 года. Средневековая поэзия на музыку немецкого композитора Карла Орфа вызывает огромный интерес у зрителей. И я не могла не взять видеофрагменты из спектакля в свой фильм, потому что тема бушующей и беспощадной стихии, обрушивающейся на людей, переплетается с ужасом происходящего сегодня. Персонажи мистерии испытывают несчастья, страдают, преодолевают множество соблазнов и искушений, а то и пропадают в них. Но целительная сила любви, мужество и вера в спасение даёт надежду героям мистерии. Мощная музыка очень подошла к моему фильму.
— Какую роль в жизни театра сыграл бородинский «Князь Игорь», о котором так часто заходит речь?
— Оперу «Князь Игорь» на музыку Александра Бородина в постановке Юрия Лаптева зрители увидели в 2023 году, театр показал премьеру на гастролях в Крыму. Темой для либретто, написанного самим Бородиным, послужило «Слово о полку Игореве», вещающее о походе князя против половцев. Опера «Князь Игорь» пронизана воинствующим духом и стремлением к победе. Тема эта стала близка жителям Донбасса в эти долгие годы военных действий. Она дорога всем участникам спектакля. В опере говорится о нашей жизни, о человеческом отношении друг к другу. В тексте есть даже такие слова: «Кто наш город отстоит, кто нам поможет, когда князь Игорь в плену, а все мужчины воюют? Кто же будет нас спасать, кто нам будет помогать?»
И Ярославна, обращаясь к боярам с призывом о помощи, просит их защищать Русь. Артисты готовились к этой работе с трепетом и пониманием важности материала. В фильме показываю творческий процесс и некоторые моменты репетиций. К слову сказать, к открытию этого театра в Донецке в 1941 году также была поставлена опера «Князь Игорь». Интересная связь времён...
— Согласны ли вы с тем, что актуальность балету «Война и мир», поставленному Донбасс Оперой совместно с Кремлёвским балетом, во многом придают эмоции артистов, пережитые под бомбёжками?
— Это даже не обсуждается, потому что спектакль по роману Толстого «Война и мир» в постановке Андрея Петрова, Вадима Писарева и Евгения Денисенко и создавался в дни самых ожесточённых бомбёжек. А премьера его состоялась на сцене Большого театра в Москве с артистами двух коллективов. Я была на премьере и ушла в полном восторге от постановки и работы артистов. Сейчас этот спектакль в репертуаре театра и идёт всегда в переполненном зале.
Я думаю, что испытания и страдания только укрепляют душу настоящего художника. Они помогают ему лучше понять Человека и самим становиться крепче, чище, добрее, они учат его любить.
— В вашем фильме есть запоминающийся образ — балерина крутит фуэте на фоне развалин. Как он возник и что для Вас значит?
— Ещё находясь в Москве, я знала, что хочу это снять. Единственное, что вызывало сомнения, как снимать в опасной военной зоне, да ещё в прохладное весеннее время актрису в платьице из тонкой ткани? Но увидев на репетиции, как прима-балерина театра на тот момент Анастасия Никольская крутит фуэте, поняла, что именно она — мой образ. Надо было найти безопасное место: снаряды могли прилететь куда, и когда угодно. И во время нашей съёмки на соседней улице взорвалась маршрутка, все пассажиры погибли. В это же время обстреляли здание театра...
Далеко не все балерины «дотягивают» фуэте до конца. Самое главное в нём — красиво приземлиться, несмотря на долгое вращение, точно и уверенно. И для меня этот образ в фильме — символ мужества, любви к профессии, триумф безграничной силы воли, победы силы духа над хаосом, над всем разрушающим этот прекрасный мир.
— Что бы вам хотелось перенять у донбассовцев?
— Хотелось бы научиться всегда и везде оставаться Человеком. А ещё мне нравится их пожелание — «Быть добру!» В этом мире всё познается в сравнении, у кого-то миллиона не хватает, чтобы купить очередную квартиру, а кому-то на булочку не достаёт десяти рублей, а он не ел уже четыре дня. Поэтому фильм мой о людях, которых я назвала бы камертоном, по которому можно настраивать чистоту звучания своей души. Не обязательно сидеть в окопе или жить под бомбёжками, трудности и испытания есть повсюду, и проявлений героических качеств людей достанет везде, хоть в Донецке, хоть на Камчатке.
— Как Вы думаете, появятся ли памятники беспримерному мужеству артистов, достойно переживших донецкую эпопею?
— Скорее всего, это вопрос и одновременно предложение региональным властям. Но сама идея хороша. Когда наступят мирные времена и мы переоценим всё происходящее, в память о мужестве донецких артистов, уверена, такой памятник на Донбассе обязательно воздвигнут.
Беседу вела Нина Катаева
Фото из архива Марины Мироновой