Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 октября 2022
Любимец вождя

Любимец вождя

Одним из первых лауреатов Сталинской премии был неподражаемый Ливанов
Валерий Бурт
08.05.2014
Любимец вождя

Борис Николаевич родился 110 лет назад, 8 мая 1904 года, в артистической семье. И стал артистом же - от Бога. Ливанов поражал уверенностью, впечатлял статью. У него был сочный или, как тогда говорили «вельможный» голос, и тонкие манеры. Любимый ученик Станиславского. Немирович-Данченко говорил ему ласково: «У вас таланта на четверых».

Ливанов почти полвека сверкал на скрипучих, вытертых знаменитыми ногами подмостках МХАТа – играл, режиссировал. Билеты на спектакли с его участием в прямом смысле рвали из рук, артиста осаждали толпы поклонниц. Но это было не фанатическое, тупое безумие, а признание заслуг. Он олицетворял культ личности, но личности блестящей, а порой ослепительной.

Увы, ныне один из гениальных лицедеев МХАТа забыт. Но это не его вина, а коварный нрав беспощадного времени…

Его привечал Сталин. Можно даже сказать, Ливанов был его любимцем. Вождь щедро осыпал артистами званиями, орденами. У Ливанова было целых пять Сталинских премий!

Но однажды спектакль с его участием Сталин запретил. То был «Гамлет», где главную роль исполнял Борис Николаевич. Высокое распоряжение – без объяснения причин - было оглашено во время генеральной репетиции. Артисты были в гриме, и никто не заметил разливающейся по их лицам бледности…

В 1940 году на приеме в Кремле, устроенном в честь первых лауреатов Сталинской премии, Сталин отвел Ливанова в сторону и вдруг заговорил о Гамлете – каким артист его видит: сильным или слабым? Сходит ли принц с ума на самом деле или притворяется?

Зачем Сталину это было нужно? Может, в том, что происходило вокруг, он слышал отголоски шекспировских страстей?

На том же приеме вождь и сам сыграл крошечный спектакль. Когда расслабленные и довольные лауреаты потянулись за очередными бокалами, он неожиданно спросил Ливанова: «Почему вы не в партии, дорогой Борис Николаевич?» Это было не просто любопытство, а настороженный, возможно даже угрожающий интерес.

Ливанов мгновенно нашелся: «Товарищ Сталин, я очень люблю свои недостатки!» Говорят, что услышав ответ, вождь рассмеялся. Хотя, кто знает, о чем он подумал…

Борис Николаевич ушел из жизни, когда уже заявил о себе его сын - Василий Борисович. От отца ему досталось изрядное наследство - талант. Ливанов-младший, неподражаемый Шерлок Холмс, как-то вспомнил слова английского писателя Гилберта Честертона: «Надо быть очень внимательным при выборе родителей». И добавил с улыбкой: «Я сделал очень правильный выбор».

Между прочим, отец не хотел, чтобы сын пошел по его стопам. «Меня всячески оттаскивали от актерства, - вспоминал Василий Борисович. - Боялись фамильной инерции: дед актер, отец актер... Ну, поступлю я на актерский, а потом мне не хватит способностей и хорошим артистом не стану. Кого тогда буду винить?»

К счастью, ругать никого не пришлось. Отцу и сыну даже однажды довелось работать вместе – в фильме «Слепой музыкант»… 

Ливанов-старший много снимался, с наслаждением наряжаясь в старинные костюмы и страстно вживаясь в характеры Героев Отечества, людей незаурядных и славных - князей Пожарского и Потемкина, Михайло Ломоносова.

А каков был его Руднев, величественный, суровый смельчак, командир легендарного крейсера «Варяг»!

И портреты других героев Ливанова, которые одними зрителями забыты, другим и вовсе неизвестны, следует заботливо оттереть от пыли и выставить напоказ – ученого Бочарова из «Депутата Балтики», Ноздрева из «Мертвых душ», врача Седова из «Степени риска».

Ливанов был хорош не только в положительных образах, но и в отрицательных. Как густо залит красочными эмоциями характер белогвардейского генерала Мамонтова в «Олеко Дундиче»! Небольшая роль, но какая яркая!

Главное качество Ливанова – достоверность. Любой сценический и кинематографический костюм приходился ему впору, словно был «сшит» именно для него сценаристами и драматургами.

Талантлив был артист и за мольбертом, листом бумаги. Ливанов рисовал, да так, что художники Кукрыниксы даже готовы были пожертвовать своим трио и создать квартет. Но артист лишь отшутился: «А как же мы тогда будем подписываться? Кукрыниксы-Ли?»

Кстати, образцы Ливанова-острослова вовсю гуляли по Москве.

Когда в театре прозвучало объявление: «Артиста Ливанова просят зайти в художественную часть», он отреагировал так: «Это исключено! Художественное целое не может поместиться в художественной части!» Про одного очень худого человека Ливанов сказал: «Про него не скажешь тело-сложение, это скорее тело-вычитание». Когда у него родилась внучка, артист усмехнулся: «Вот я и впал в дедство…»

Борис Ливанов был одним из первых лауреатов Сталинской премии. И ее «рекордсменом», хотя и не абсолютным. Например, авиаконструктор Сергей Ильюшин получал высокую награду целый семь раз. Шестикратными лауреатами премии были кинорежиссеры Иван Пырьев и Юлий Райзман.

На этом с выдающимся артистом расстанемся. Но разговор продолжим – уже о награде, появившейся без малого 75 лет назад. Сталинская премия была учреждена в декабре 1939 года, когда в СССР торжественно отмечали 60-летие вождя. Ею стали награждать ученых, производственников, деятелей искусства, а потом и писателей.

О высоком статусе награды говорит лишь один факт – ее присуждением ведало Политбюро – высший партийный и государственный орган Советского Союза.

Писатель Константин Симонов, к слову, шестикратный лауреат Сталинской премии, в книге «Глазами человека моего поколения» рассказал о том, как тщательно и придирчиво Сталин отбирал кандидатов. Речь идет о наградах в области литературы и искусства. Возможно, когда речь касалась науки, он больше доверял специалистам.

Здесь же Сталин был в своей стихии. Он, как известно, много читал – иногда до трехсот страниц в день, был в курсе книжных новинок. Порой вождь буквально «по косточкам» разбирал произведения и уверенно выступал в роли критика. Разумеется, непререкаемого. И, конечно, его голос становился решающим.

Сегодня вряд ли кто-то станет смотреть и читать многое из того, что шесть с лишним десятилетий назад восхвалялось, принималось за образец, выставлялось напоказ. Но над фильмами, спектаклями, романами, повестями, удостоенными высокой награды, вряд ли стоит иронизировать и, тем более, посмеиваться.

Чтобы понять то время, надо было в нем жить и дышать тем воздухом. Ходить строем, но и стройно мыслить…

К Сталинской премии прилагалась весьма солидная, а для простого гражданина СССР – просто фантастическая сумма. За награду первой степени (золотой значок с ликом вождя) лауреату выплачивали 100 тысяч рублей, за второй (серебряный) – 50, за третьей (бронзовый) – 25. Чтобы понять, что это за деньги, достаточно сказать, что автомобиль «Победа» в конце сороковых-начале пятидесятых годов стоил 16 тысяч целковых. Ну а «Москвич» был почти вдвое дешевле.

Некоторые историки считают, что средства на премию брались из гонораров Сталина, которые ему полагались за публикации статей и речей в газетах и журналах. Получается, он выступал в роли мецената! Это уже камешек в огород современных политических и иных деятелей…

По традиции церемония награждения Сталинской премией проходила во второй половине марта. Но в 1953 году лауреатов, отобранных Сталиным, поздравлял уже… Впрочем, кто это был, не известно – Хрущев ли, Маленков, а, может, и Берия? Но точно, что церемония, не в пример прошлым годам, была скромной. Еще не осыпались листья с венков у Мавзолея, куда недавно положили тело Сталина…

В 1954 году Хрущев в последний момент отверг уже отлакированный список лауреатов. Нет, к фамилиям он претензий не имел, а вот название премии ему разонравилось…

Спустя два года вместо Сталинской премии стали присуждать Ленинскую. А через десятилетие была учреждена Государственная премия СССР. К ней приравняли все пять тысяч ученых, передовиков труда, артистов, писателей и деятелей искусства, удостоенных премии имени вождя.

Между прочим, и ныне здравствуют некоторые лауреаты Сталинской премии. Среди них - народные артисты СССР актеры Владимир Зельдин, Кира Головко, Вера Васильева, Инна Макарова, народный артист России, режиссер Юрий Любимов.

Кстати, была еще Международная Сталинская премия «За укрепление мира между народами», учрежденная в 1949-м - к 70-летию вождя. Ее вручали до 1955 года. Но это тема уже для другого рассказа…

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.
Петр Плотников
15.05.2014 17:44
Интересно, почему Сталин заинтересовался Гамлетом?
Есть в этом какой-то тайный смысл или он просто решил показать себя перед интеллигентным человеком, известным артистом.
Вообще-то Сталин любил театр, "Дни Турбиных он смотрел, как утверждают, раз тридцать. Хотя кто это мог сосчитать?
Сталин назвал это число сам или столько раз на его имя заказывали билеты?
Вся деятельность И.В. - театр. Такой, который не придумает ни один драматург. Даже Шекспир...  
Алла Михайловна
13.05.2014 11:44
Спасибо редакции "Столетия" за то, что отметила юбилей  замечательного артиста. Другие средства массой информации этого, к сожалению, не сделали. Хотя бы фильм с участием Ливанова показали или спектакль...
Удачи и здоровья всем, кто делает "Столетие" - нам, читателям, на радость.
Хочу высказать одно пожелание - пишите о новых книгах по истории. Это тоже будет многим интересно.
хосе
12.05.2014 16:25
Иоська всегда уважал,ценил и любил выдающихся личностей,которые и создали уникальную культуру,науку,справедливое социальное устройство..
Людмила
10.05.2014 22:26
Оказывается министр иностранных дел СССР А.А. Громыко был театралом. И в своей книге "Памятное" написал о Ливанове.
По-моему интересно.


У меня перед глазами стоит мощная фигура одноглазого князя Потемкина Таврического. Эту роль в фильме «Адмирал Ушаков» сыграл артист  МХАТа   Борис  Николаевич  Ливанов.
Он снялся более чем в тридцати кинокартинах, и все-таки думаю, что для него это не так уж много. А жаль! Когда смотришь на него в кино, то кажется, он был рожден, чтобы не сходить с экрана.
Великолепно звучал повелительный, но не резкий, несколько приглушенный голос всесильного царедворца. Высокое положение Потемкина в обществе, а на протяжении определенного периода и положение фаворита российской самодержицы Екатерины II получило достаточное отражение и в исторической науке, и в художественной литературе. Ливанов вывел этот образ на всесоюзный экран.
Борис Николаевич сказал мне как-то:
— Я не сразу дал согласие сыграть Потемкина в кино. Когда этот вопрос возник, то я стал «глотать» литературу о Потемкине. Особенно хотел узнать, как он выглядел внешне. Приходилось устраивать даже как бы домашние репетиции с участием Потемкина — Ливанова. Аудитория, которая это наблюдала, состояла из одного человека — того же Ливанова, но перед зеркалом. Когда у меня появилось внутреннее убеждение, что образ может получиться, я согласился на эту роль. Особенно воодушевило то, что мои друзья и знакомые меня поддержали.
Конечно, трудно себе представить Ливанова — Потемкина в какой-либо лирической сцене с российской царицей. Но за этим режиссура явно не гналась. И хорошо сделала. Ливанов спрашивал меня:
— Андрей Андреевич, нравится ли вам, как я играю Потемкина в фильме «Адмирал Ушаков»?
С таким же вопросом он обращался и к другим нашим общим знакомым. Его это очень интересовало. На этот вопрос я ответил так:
— Очень нравится! Именно таким я себе и представлял Потемкина в жизни. Если чего и не хватало на экране, так это разбитых бутылок из-под спиртного да драк на дуэлях. Но ведь картина-то не о гусарских нравах, следовательно, этот «недостаток» объясним.
За игрой  Ливанова  на сцене  МХАТа  я наблюдал несколько раз. У меня сложилось твердое убеждение, что некоторые спектакли на своих плечах «вывозил» он.
Вот конкретно всего лишь несколько слов о моем впечатлении от спектакля «Ломоносов». Гигант — ученый, поэт и философ — вполне подходящая историческая личность для того, чтобы ее сыграл Ливанов. И он ее сыграл. И как прекрасно сыграл! Он же был и режиссером этого спектакля.
Однако мне думалось, что его режиссерский потенциал находился явно ниже актерского. Пьеса была перегружена эпизодами, в которых лабораторные работы, какие-то опыты составляли чуть ли не главное. Доносился лязг металла, работали какие-то станки, словом, на сцене преобладала не художественная, творческая атмосфера, а какая-то полупроизводственная. Зритель так и ожидал, что из станка вот-вот начнет вылетать что-то металлическое: гайки либо шурупы. Было заметно, что замыслы у режиссуры были самые благородные, но не было учтено в достаточной мере, что зритель, придя в театр, надеется отдохнуть душой, хочет испытать облагораживающее воздействие сцены на его мысли и чувства. За это и готов одарить артиста или артистку дружными аплодисментами.
Конечно, зал театра зрители заполняли. Были и аплодисменты, и цветы, но ощущался все же и недостаток того, что считается специфическим магнетизмом театра. Публику ведь невозможно обмануть.
У меня осталось определенное впечатление, что Ливанов понимал, что его замысел «Ломоносова» имел известные изъяны.
Это было видно хотя бы уже из того, что о спектакле «Ломоносов» он говорил нечасто. Он также не поддерживал беседу, когда о спектакле пытались завести разговор другие.
Он получил высшее актерское образование, но в беседах с ним не ощущалось профессиональной односторонности. Человек большой эрудиции, он много читал и мог обсуждать самые разные проблемы науки и культуры.
Мне всегда казалось, что он по своему характеру лучше всего подходил бы к исполнению ролей, в которых находит проявление бесшабашная удаль, бунтарство, непокорность полицейщине, протест против затхлой, тоскливой жизни российского общества при царях и царицах. Да собственно в какой-то степени и образ Потемкина, и образ Ломоносова отвечали этой естественной склонности выдающегося артиста.
Работать ему приходилось не только со Станиславским и Немировичем-Данченко, не только со своими партнерами по  МХАТу  — крупнейшими актерами нашей эпохи Качаловым, Москвиным, Леонидовым, Тархановым, Грибовым, Тарасовой, Андровской, но и с корифеями советского кино — Всеволодом Пудовкиным, Александром Довженко, Сергеем Эйзенштейном. Постоянные контакты с ними, несомненно, обогащали талантливого артиста театра и кино.
В личном общении Ливанов был душевным человеком, так же как и его супруга Евгения Казимировна. Мы с Лидией Дмитриевной с удовольствием вспоминаем приятные вечера в их обществе, как дома у Ливановых, так и у нас. Вспоминаем мы, что при встречах дома у Ливановых иногда присутствовал и серьезный, степенный мальчуган — их сын Василий, который впоследствии сам стал крупным артистом театра и кино.
Нет, не случайно Станиславский в его адрес написал проникновенные строки: «Вы один из тех, о котором я думаю, когда мне мерещится судьба театра в небывало прекрасных условиях для его расцвета — в нашей стране».
Вера Анатольевна
10.05.2014 22:10
Первые гастроли, в которых Борис Николаевич участвует.
Он занят в «Царе Федоре», играет Шаховского, Мстиславскую — Коренева.
Едут основные исполнители. Массовку набирают в городах, где проходят спектакли.
Сам Станиславский репетирует.
Киев. Дали объявление, что приглашаются мужчины всех возрастов для исполнения бояр в массовых сценах спектакля.
На этот раз пришли мясники.
Константин Сергеевич доволен их видом. Он долго «по системе» объяснял их сверх-сверхзадачу, как они должны ненавидеть Шаховского и, воспользовавшись случаем, в драке убить его, действуя «по системе» вполне искренне.
Началась репетиция сцены. Потом драка. Эти бояре-мясники навалились все вместе на Ливанова действительно искренне.
Станиславский кричал из зала:
— Очень хорошо!.. Действуйте!
Ливанов стал отбиваться.
— Думаю: сейчас убьют, здоровенные, кулачищи — во! — вспоминал Ливанов. — А Константин Сергеевич все подначивает — доволен. Вдруг крик: это закричала Коренева, прятавшаяся за моей спиной, что соответствовало сцене. Я, отбиваясь, задел ее, не заметив этого. Станиславский остановил репетицию, спросил: что случилось?
Коренева сказала:
—  Борис  Николаевич больно ударил меня по виску.
И, почему-то хромая, ушла в кулису. Станиславский гремел ей вдогонку:
— Вы не артистка Художественного театра! Как вы могли помешать, репетиция шла прекрасно!..
Ольга
10.05.2014 20:08
Вот за что Ливанов получал Сталинские премии.

Первой степени (1941) — за роль князя Д. М. Пожарского в фильме «Минин и Пожарский» (1939).

Первой степени (1942) — за роль матроса Рыбакова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина.

Второй степени (1947) — за роль командира крейсера В. Ф. Руднева в фильме «Крейсер „Варяг“» (1946).

Первой степени (1949) — за роль Рубцова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Зелёная улица» А. А. Сурова.

Первой степени (1950) — за роль профессора Трубникова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Чужая тень» К. М. Симонова.
Глеб Кислинский
10.05.2014 15:57
Ливанов-старший сыграл много замечательных ролей в кино. Но мне особенно запомнился его Руднев - командир крейсера "Варяг". Не знаю, каким в реальности этот моряк, но артист впечатляет - поведением, речью, горячим желанием сражаться за Родину. Вот яркий пример преданности своей стране!
Жаль, что фильм "Крейсер Варяг" давно не показывают по ТВ. Кстати, там все играют исключительно  достоверно и с душой.
Забавно, что роль японского консула исполнил известный артист Лев Свердлин.
И еще одна деталь - для съемок «Варяга» использовали крейсер «Аврора»...  
Людмила
10.05.2014 15:07
На вопрос, что из созданного им для театра он считает лучшим, Борис Ливанов-Извольский (псевдоним отца) отвечал: "Бориса".
На своем портрете, подаренном другу (Борису Ливанову), поэт Борис Пастернак сделал надпись: "Спасибо тебе за годы, проведенные вместе. От тебя всегда веяло манящим, замысловатым, драматическим духом искусства. Ты был его выразителем и воплощением".
Завсегдатаями дома Ливановых были Качалов, Пастернак, Довженко, Черкасов, Тарханов, Кончаловский. Здесь, кажется, не знали такого понятия, как "серые будни": разговоры об искусстве и жизни переплетались со стихами, шутками, спорами, часто затягивались за полночь. При этом никто не отправлял маленького Васю в спальню - гости были людьми богатой души, способными понимать и уважать интерес ребенка к происходящему.

Учился Василий Ливанов в мужской школе № 170 в Москве, где в разные годы получали знания многие таланты: Геннадий Гладков, Андрей Миронов, Эдуард Радзинский и другие. В классе его любили за умение хорошо рисовать - особенным успехом пользовались карикатуры на учителей - и способность придумывать всяческие смешные выходки. Например, однажды, оказавшись у доски, он стал медленно привставать на цыпочки внутри валенок и, продолжая при этом отвечать как ни в чем не бывало, "вырос" на целую голову. Класс в таких случаях, естественно, умирал от смеха, но самому Ливанову редко попадало за подобные шалости: учился он отлично...



Кира Шевчук
10.05.2014 0:41
В 16 лет Борис Ливанов ушел на гражданскую войну и год воевал под командованием Александра Стриженова, отца актеров Олега и Глеба Стриженовых. Но когда выяснилось, что Ливанов скрыл свой возраст при призыве в армию, он был отчислен из воинской части.
Позже Борис Ливанов решил пойти по стопам своего отца и выбрал себе профессию актера — он поступил во МХАТ, где учился в 4—й Студии, после завершения обучения в которой в 1924 году начал работать во МХАТе. Его первой ролью, сыгранной в этом театре в 1924 году, стала роль князя Шаховского.
Петр Васильевич
09.05.2014 20:28
Борису Ливанову мы должны быть благодарны не только за то, что с делал для искусства, но и за сына - выдающегося актера, народного артиста России Василия Ливанова.
Напомню, что он награждён орденом Британской империи за создание экранного образа Шерлока Холмса в цикле телефильмов режиссёра Игоря Масленникова по произведениям Артура Конан Дойля.
К сожалению, Василий Борисович в споледнее время не снимается.
Думаю, что потому, что достойных предложений нет, а терять свой высокий авторитет он не хочет.
Кроме сценариев и пьес, Ливанов-младший написал повести, рассказы, эссе, воспоминания о выдающихся деятелях культуры. Сказание о скифах «Агния, дочь Агнии», повести «Мой любимый клоун», «Ночная „Стрела“», «Богатство военного атташе».
Здоровья вам, Василий Борисович!
Отображены комментарии с 1 по 10 из 15 найденных.

Эксклюзив
03.10.2022
Валерий Панов
После объявления частичной мобилизации россияне стали массово покидать страну.
Фоторепортаж
30.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Выставка в Оружейной палате посвящена одному из самых почитаемых русских святых – преподобному Сергию Радонежскому.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.