Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Легендарное турне

Легендарное турне

Заметки о фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин»
Валерий Бурт
24.03.2022
Легендарное турне

О триумфальном турне футболистов московского «Динамо» по Великобритании поздней осенью 1945 года написано немало. Недавно эти события нашли отражение и в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин», снятом режиссером Алексеем Пимановым по сценарию Олега и Владимира Пресняковых. Картина яркая, экспрессивная, остросюжетная. А когда по экрану уже плывут заключительные титры, зрители начинают размышлять. И гадать: а так ли было на самом деле?

Выражение «Одиннадцать молчаливых мужчин» впервые употребил политический обозреватель Юрий Жуков. Впрочем, и само турне «Динамо» носило во многом политический оттенок. Посланцам великой державы, разбившей в пух и прах армаду Гитлера, предстояло доказать, что ее представители сильны духом не только на бранном поле, но и в футбольных баталиях. О победах над британцами – недавними союзниками – русские парни не загадывали, но они подразумевались. О них наверняка говорил, напутствуя динамовцев, маршал Климент Ворошилов, курировавший спорт.

Но этого в фильме нет. Как не видно и молчаливых футболистов. В картине они, наоборот, очень раскованны. Словно это не робкие граждане СССР, впервые выехавшие за границу, а говорливые испанцы, французы или итальянцы. Игроки «Динамо» смеются, балагурят, да и облик у них совсем не «советский».

В реальности динамовцы, появлявшиеся на улицах Лондона, Кардиффа, Глазго в одинаковых синих пальто и шляпах, держались очень скромно. В отличие от поведения на поле.

Они ошеломили хозяев своей напористой игрой, в которой превалировали быстрые, точные передачи. Как писала одна из газет, «своими выверенными до дюйма пасами, сменой позиций и слаженной скоростной игрой русские сделали клоунов из заторможенных англичан».

К слову, сама игра, острые моменты, броски вратарей, дриблинг форвардов и прочие атрибуты футбола показаны в фильме прекрасно. Впечатляет и панорама британских городов. Они сняты настолько достоверно и со вкусом, что создается полная иллюзия документальной съемки. Иллюзий в фильме, надо сказать, вообще немало. Но, к сожалению, есть и те, что подменяют реальность. Но о них позже.

…Едва ли не самое лучшее литературное произведение о 33-дневной эпопее«Динамо» – книга английского историка и журналиста Дэвида Даунинга «Пассовочка». Автор долго и тщательно работал в архивах и извлек на свет массу интересных подробностей. Читали ли эту книгу создатели фильма «Одиннадцать молчаливых мужчин»? По некоторым штрихам кажется, что да. Однако у них предостаточно и своих «версий»…

В отличие от стеснительных подопечных главный тренер «Динамо» Михаил Якушин держался уверенно. Отчасти, наверное, потому, что уже бывал за границей – в 1936 году он в составе сборной Москвы провел товарищескую игру в Париже с местным «Рэсингом» и забил гол французским профессионалам.

В фильме Якушин (Павел Трубинер) выглядит непререкаемым авторитетом. Однако он не диктаторствует, не давит на игроков, позволяет им импровизировать. Вот только восторгаться игрой известного актера не приходится. В нем видится не знаменитый тренер из прошлого времени, а просто симпатичный человек из настоящего.

Петр Крайнов, исполнивший роль радиокомментатора Вадима Синявского, в фильме много говорит и постоянно улыбается. В жизни его герой действительно был прост в общении, но в фильме он – нарочито свойский, даже гламурный. На его лице не видно следов тяжелого ранения, которое Синявский получил в 1942 году во время репортажа из осажденного Севастополя: рядом с ним раздался взрыв, он был тяжело ранен в голову и потерял левый глаз…

Упомянутый Даунинг в одном из интервью говорил, что радиокомментатор«выглядел настоящим селебрити. У журналистов создалось ощущение, что ему было позволено намного больше, хоть он и не злоупотреблял своим статусом».

Даунинг не ошибся – Синявский пользовался расположением Сталина. Но не Иосифа Виссарионовича, а Василия Иосифовича. Сын вождя не только любил футбол и хоккей, но и организовал команды ВВС по многим видам спорта. Сталин-младший привечал талантливых и неординарных людей – Синявский тоже был из этой когорты.

Уместно было бы, наверное, воспроизвести в фильме неповторимый голос Синявского. Когда он вел репортажи о матчах «Динамо» из Великобритании, весь Советский Союз замирал у радиоприемников. Даже домохозяйки бежали на знакомый голос, забыв о кипящих кастрюлях и скворчащих сковородках.

Это – частности. Главное – в другом. Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» повествует о реальных событиях, и, по идее, авторам следовало бы придерживаться реальных фактов, свидетельств очевидцев. Да, они имели право что-то домыслить, прибавить добавить для остроты зрелища. Однако в картине чересчур уж много фантазий, часто безудержных. Выражаясь футбольным языком, кинематографисты нередко попадали в офсайд…

В картине игроков советской команды окружают чуть ли не сплошь сомнительные личности. Это, в первую очередь, подпольные букмекеры. Банду негодяев возглавляет некто Пеппер, сержант Королевских ВВС (Андрей Чернышов), большой любитель яблок и апельсинов. В его цепких лапах оказывается даже звезда британского футбола, форвард «Челси» – Томми Лоутон (Глеб Гервассиев). Наверняка реальный футболист перевернулся бы в гробу, узнав, что был связан с криминалом.

Со злодеями расправляется не полиция, а… бесстрашная атташе по культуре посольства СССР в Лондоне Виктория Стрелкова (Евгения Лапова), у которой за ангельской внешностью скрываются и в нужный момент открываются навыки суперменши. Она быстро и ловко нейтрализует бандитов.

Кроме Стрелковой, в фильме фигурирует Александра Елисеева (Софья Шуткина), которую создатели картины зачем-то сделали «сотрудницей спорткомитета», хотя на самом деле она была переводчицей. Эта единственная в советской делегации женщина за свое сдержанное поведение получила у британских журналистов прозвище Alexandra the Silent, то есть Александра Молчаливая. Впрочем, в фильме эта красавица не очень-то старается держать язык за зубами.

Всеволод Бобров (Макар Запорожский), взятый в «Динамо» из ЦДКА для усиления команды, оказывается заметен в фильме больше не своим мастерством, а бурным романом с лондонской журналисткой Эбби (Алена Коломина). Она пытается уговорить Боброва остаться в Лондоне…

Молодые зрители просто не представляют, что бы на самом деле могло случиться с игроком на родине, если бы он осмелился на подобное романтическое приключение. Во-первых, это связь с иностранкой, во-вторых, с дочкой русского эмигранта, а значит, «врага народа». Все вместе – это измена Родине. Лет 25 лагерей футболисту были бы обеспечены!

Есть в фильме и другие сомнительные эпизоды. Например, как динамовского вратаря Алексея Хомича (Роман Курцын), за свои неимоверные прыжки и полеты прозванного Тигром, пытаются переманить на Запад. Эта ситуация невозможна была в принципе, потому что советские футболисты были патриотами своей родины. К тому же после Второй мировой войны в Европе не было еще суперклубов с солидным бюджетом. Они появились позже, в середине 50-х годов. И футболистам там, в том числе в Великобритании, платили довольно скромные деньги.

Подивившись этим и другим несуразностям, поймал себя на мысли, что кинематографисты – не только в этой картине, но часто и в других – рассматривают прошлое с позиций сегодняшнего дня. Так, они считают, что в суровую сталинскую эпоху в СССР человек был волен играть в любой команде, влюбляться в кого угодно, свободно выезжать за границу и так далее. И по таким вот фильмам многие молодые зрители «изучают» историю своей страны!

Обилие вымысла в фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин» кажется излишним. Ведь в турне «Динамо» и без того было предостаточно любопытных событий.

Интерес к игрокам с буквой «Д» на футболке был неописуемым. Никогда еще к гостям в Великобритании не относились с таким безумным интересом, как к ним. Словно на Британские острова высадилась не команда из таинственной Страны Советов, а загадочные инопланетяне.

С «Динамо» сыграли четыре команды – лондонские «Челси» и «Арсенал», «Кардифф Сити» и «Глазго Рейнджерс» (две победы, две ничьи при соотношении мячей – 19:9). Однако встретиться с москвичами выразили желание аж 34 (!) команды. «Хвосты» за билетами на футбол в Глазго протянулись на несколько километров.

Счастливцы, отходившие от касс с вожделенной бумажкой в руке, падали с ног от усталости – они простояли в очереди 16 (!) часов, т.е. два рабочих дня!

Чтобы увидеть игру советских футболистов, болельщики сносили ворота стадиона – так было в Лондоне; форсировали железную дорогу, где проходил кабель высокого напряжения, чтобы забраться на стадион «Стэмфорд Бридж» с тыльной стороны. Люди врывались в дома, откуда было видно поле, влезали на заборы и даже вскарабкались на застекленную крышу арены. Покрытие, не выдержав тяжести сотен тел, рухнуло. К счастью, обошлось без жертв.

Британские журналисты давали динамовцам «своеобразные» характеристики. По их словам, футболисты из СССР были абсолютно бесстрастные существа. Они могли только тренироваться и играть. Вечером футболисты якобы закрывали двери, пили водку, закусывали черной икрой и пели песни под балалайку. Одна из газет писала, что в гостиницах, где останавливались динамовцы, выделялась особая комната с «телефоном прямой связи» для мгновенной передачи результата игры «куда надо».

Динамовцы поразили хозяев огромными запасами еды, которую привезли с собой. «Красная и черная икра в щедрых количествах выставляется на каждый прием пищи. И даже на завтрак», – с завистью писала газета «Ивнинг Стэндарт». Это было голодное послевоенное время, и британцы питались по карточкам…

Но главной была игра, в которой «Динамо» оказалось неподражаемо. Может быть, москвичи играли так здорово, потому что даже вдалеке от Москвы чувствовали на себе взгляд Сталина? А когда портрет вождя оказывался рядом, футболисты вообще были неудержимы. На трибуне стадиона «Ниниан Парк» в Кардиффе хозяева выставили портрет Сталина, украшенный цветами. И «поплатились» за это – динамовцы забили в ворота соперников десять мячей!

…В фильме «Одиннадцать молчаливых мужчин речь» рассказано о трех матчах динамовского турне. Четвертая игра почему-то вообще испарилась – о ней ни слова, ни намека. На заключительных кадрах самолет взлетает с пустынного аэродрома в Великобритании и берет курс на Москву. Оставляя искушенного зрителя наедине со своими мыслями. Он невольно начинает вспоминать ранее слышанное, сравнивать, делать выводы.

Нужно ли было так сильно напрягать свою фантазию сценаристам и режиссеру? Вопрос спорный. Но бесспорно лишь то, что фильм,в целом, получился ярким – пусть и не стал рассказом об историческом событии, а лишь его версией.

Определенная часть зрительской аудитории, не знавшая, какова документальная правда, с аппетитом съела это «острое» блюдо. Другие – сомневающиеся и любопытствующие – обратились к первоисточникам и узнали немало интересного о том легендарном турне. Именно они оказались в выигрыше – им запомнится и увиденное, и прочитанное.

…В фильме форвард «Динамо» Бесков (Дмитрий Белоцерковский) постоянно думает о Валерии (Ольга Лерман), с которой познакомился накануне турне. В подарок девушке футболист везет роскошные красные туфли. Честно говоря, я опасался, что и это окажется выдумкой. Но, к счастью, ошибся. Так было и в жизни.

Реальный Бесков привез реальной Валерии модные туфли и пластинки с песнями Александра Вертинского и Петра Лещенко.«В тот день, когда "Динамо" вернулось из Англии, я поехала к Косте на Рогожскую заставу, его мама пирогов напекла, – рассказывала спустя много лет Валерия Бескова. – Сидели до ночи. Потом смотрю на часы – пора домой. Конец 1945 года – тогда свирепствовала банда "Черная кошка", и вся Москва дрожала от ужаса. Но с Костей я ничего не боялась. Далеко за полночь выскакиваем с ним из дома – на улице ни души, трамвай давно не ходит. Стужа, а я в капроновых чулочках, пальтишко коротенькое. Чтобы не замерзнуть, бежали до Колхозной площади и озирались – нет ли "Кошки"»?

А Бесков в тот момент, может быть, вспоминал, как резво уходил от чужих защитников и своими мощными ударами повергал в молчаливую печаль заполненные до отказа британские стадионы…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Кирилл Востоков
25.03.2022 13:41
Везде - полное презрение к истории - городят, что хотят. Искажают, опошляют в книгах, фильмах. Все надо проверять. Время лжи и фальсификаций. Печально...

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.