Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Конструкция совести

Конструкция совести

О книге документальных повестей и судебных очерков известного журналиста И. Гамаюнова «Бог из глины»
Сергей Рыков
05.11.2013
Конструкция совести

Наверное, каждый уважающий себя журналист, которого настигли вихри перемен на стыке эпох, обязан написать такую книгу. Добрая ее половина – дневник прозаика и очеркиста И. Гамаюнова, а в дневниках не врут.

Романтики гибнут первыми. Так было во все времена и при всех режимах. В нашем случае гибнут и вечные (как казалось) ценности - представления о красоте человека, благородстве, порядочности, чести… Гибнут на перекрестке эпох на глазах у автора книги и ее читателей.

«…Реальный мир трагичен: в нем благие намерения сплошь и рядом порождают ужасные результаты, и, наоборот, борются в нем не добро со злом, а различные представления о добре и зле», - цитирует Игорь Гамаюнов ленинградского писателя Александра Мелихова.

«Ошибка в конструкции» - так называется одна из самых важных глав книги. Похоже, мы все заложники этой ошибки. Ошибки в конструкции государства, которое построили до нас в далеком 1917-м - ошибки в конструкции государства, которое построили сами 20 с небольшим лет назад.

«Что же получается? У кого власть была, у того и осталась?», - простодушно спрашивает автора его родственница тетя Маруся из Саратовской глубинки. А потом сердито добавляет: «Да еще врут, хуже большевиков».

Честно живущий человек - всегда заложник конструкции собственной совести. Его нравственное лекало никогда не совпадет с официально провозглашенным. Моральная норма благородного человека всегда выше, гуманнее, справедливее нормы юридической. А тут еще и судьи с двойным дном. И иные генпрокуроры продажны. И следователи не чисты на руку…

Так не должно быть, но так есть. Наши с госчиновниками конструкции не совпадают. Как с этим жить?

«Я думаю, сама концепция реформ изначально несла в себе огромный криминальный потенциал, – говорит журналисту Гамаюнову доктор юридических наук Азалия Долгова. – В книге Егора Гайдара «Государство и эволюция» эта концепция ясно выражена: у партийно-хозяйственной номенклатуры, по его мнению, нельзя отнять власть силой. Ее можно было лишь выкупить. В переводе с латыни «коррупция» - подкуп. Вот подкуп-то и стал официальным орудием преобразования социальных отношений в России».

Этот теоретический вывод ученой дамы звучит в книге, как приговор – «коррупция превратилась в официальную политику государства». Как с этим жить? Кто будет исправлять ошибку в конструкции? И будет ли вообще? Да и возможно ли это?

Выросло целое поколение, клонировавшее в свои души именно такую модель отношения к миру. А значит все идет по замкнутому кругу, который не кажется им порочным: раз власть у старой номенклатуры выкупили ценой криминализации государства, значит, новым собственникам всех уровней ничего не остается, как купить новую власть, чтобы еще более упрочить свое положение. А то и вовсе пойти во власть, удобрить ее собой, что стало и очень модным.

Гамаюнов приводит примеры.

Трижды судимый «вор в законе» по кличке Пудель создал в Хабаровске фирму «Свобода», а потом стал… членом комиссии по правам человека Общественной палаты при Президенте России. В этом качестве представлял нашу страну на гуманитарных форумах в Женеве и США. (Интересно, а блатные татуировки Пудель свел накануне визитов?).

Близкие к президенту страны чиновники получили фантастические гонорары за никому не нужную специфическую книжонку об особенностях приватизации (приХватизации) в России. Явная взятка, нагло занесенная в гонорарную ведомость.

В Курской области районный зампрокурора попался на взятке в 10 000 долларов – прекращал уголовные дела родственных Пуделю пород…

Да что там?! Бывший министр внутренних дел Анатолий Куликов не скрывает, что до 50 процентов доходов организованных преступных групп уходит на подкуп государственных чиновников. (Игорь Гамаюнов уточняет: «Про таких среди «братвы» в ходу фраза: «Он у нас на подпитке». Это не временные вливания, а ежемесячная зарплата, превышающая его официальную в десятки, а то и в сотни раз»). Вот такие ошибки в конструкции.

«Как все-таки посмеялась над нами история: в 17-м столько крови было пролито под лозунгом – «Мир – хижинам, война – дворцам!». Всех, кто сомневался в необходимости такой войны, объявляли «врагом народа», а дворцы – вот они! – выросли. Причем по всей России, вокруг крупных городов», - горько восклицает автор.

Похоже, сам Игорь Николаевич (от рождения чистой души человек) не ожидал от лидеров «демократии» (да и известной части «простого» народа) такой косматой, раболепной жадности.

Был уверен, что с переменами в наш дом ворвется свежий ветер и душевного обновления, а не сладковатый смрад гниющих жертв передела да беспредела.

«На этом фоне номенклатура делила куски госсобственности, и эта дележка сопровождалась регулярной стрельбой в подъездах», - пишет автор книги.

Игорь Гамаюнов - мастер судебного очерка, жанра, увы, ушедшего со страниц наших газет и журналов, а раньше считавшегося королем газетных полос. В новую книгу Гамаюнова включены наиболее прогремевшие в свое время очерки «Искушение правдой», «Человек на коленях», «Бог из глины», «Вариант судьбы», «Поздний визит»… За каждым из них – судьба человека, в которую вмешался журналист. Вмешался, помог, поддержал, а порой и резко развернул от края пропасти. И, не столько по долгу профессии, сколько по зову сердца.

В силу правильной конструкции совести. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..