Кому принадлежат шедевры Парфенона?
Премьер-министр Греции Кирьякос Мицотакис, выступая на праздновании 75-летия основания ЮНЕСКО, потребовал от Великобритании вернуть мраморные шедевры Парфенона, вывезенные из страны в XIX веке.
Мицотакис пояснил, что между нациями не может быть диалога, если он отсутствует между культурами и нет взаимного уважения к истории и наследию. «На мой взгляд, это означает, что знаковые памятники, неразрывно связанные с самобытностью нации, должны принадлежать этой нации. По этой причине я считаю, что необходимо, чтобы скульптуры Парфенона, находящиеся в Лондоне, были воссоединены с большей частью коллекции скульптур Парфенона в Афинах», — призвал он.
Мраморные украшения с храма Парфенон на афинском Акрополе, который считается непревзойденным шедевром мировой архитектуры, были вывезены в Британию из Афин ее консулом в Великой Порте в Стамбуле лордом Элджиным в XIX веке и находятся сейчас в Британском музее Лондона.
В Англии заявляют, что Элджин будто бы их купил на законном основании, а в Афинах уверены, что они были украдены, поскольку в те времена Эллада томилась под османским игом и не была самостоятельным государством. Так что англичанин, если и купил их, то не у греков, а у турок, которые хозяйничали тогда в Афинах.
Греция уже несколько раз требовала возвратить сокровища, которые она считает своим национальным достоянием, но лондонский музей и английские власти постоянно отвечали отказом. Поначалу они обосновывали его тем, что якобы в Афинах нет места для надлежащего хранения шедевров. Но когда греки специально построили возле Акрополя ультрасовременный музей для реликвий Парфенона, то Лондон все равно не захотел возвращать бесценные мраморы.
В 1999 году Европейский парламент заявил: он считает, что возвращение скульптур Парфенона в Грецию станет ключевым шагом в продвижении общеевропейского культурного наследия и призвал правительство Соединенного Королевства рассмотреть просьбу Греции положительно. Но Лондон снова и это проигнорировал.
В начале этого года уже сам премьер-министр Великобритании Борис Джонсон решительно отклонил призыв о возвращении шедевров в Грецию, заявив греческой газете Nea: «Я понимаю сильные чувства греческого народа — и премьер-министра Мицотакиса — по этому вопросу. Но у правительства Великобритании есть твердая давняя позиция в отношении скульптур, заключающаяся в том, что они были законно приобретены лордом Элджином в соответствии с соответствующими законами того времени и с момента их приобретения на законных основаниях принадлежат попечителям Британского музея».
Однако сейчас Греция уже ставит вопрос возврата шедевров на их родину в плоскость межгосударственных отношений. Как сообщил Мицотакис, Межправительственная комиссия ЮНЕСКО признала, что дело носит межправительственный характер, соответственно, обязанность вернуть скульптуры возложена теперь на британское правительство.
«Наша позиция очень четкая. Мраморы были украдены в XIX веке; они принадлежат музею Акрополя, и мы должны серьезно обсудить этот вопрос», — заявил Мицотакис.
Споры о возврате вывезенных из других стран сокровищ искусства сейчас становятся актуальными во всем мире. Большинство ведущих музеев Запада — это, фактически, склады награбленного колонизаторами, заявляют историки и искусствоведы в странах Африки и Азии.
Они настаивают на возвращении незаконно вывезенных артефактов на исконную родину. Запросы на возвращение экспонатов чаще других получают Музей Виктории и Альберта, Лувр, Британский музей, американский Метрополитен и подобные им музеи-энциклопедии. Спорных объектов в одной только Европе сотни тысяч. И если раньше речь шла по большей части о военных трофеях, то сегодня разговоры о реституции всё чаще ведутся в контексте деколонизации. Сокровища Африки и Азии веками вывозилось колонизаторами всех европейских мастей.
В итоге во Франции, по информации издания Foreign Policy, оказалось около 90 тысяч предметов старины, в Британии — 73 тысячи. Всех переплюнула Бельгия, которая, преимущественно во времена крайне жестокого по отношению к африканцам правления короля Леопольда II, присвоила более 120 тысяч произведений искусства. Большинство из них до сих пор красуются в Королевском музее Центральной Африки в пригороде Брюсселя. За легендарный бюст Нефертити, хранящийся в Новом музее в Берлине, многолетнюю и пока безрезультатную борьбу ведут египетские власти. Египет вообще не может добиться возврата тысяч произведений искусства, вывезенных наполеоновской армией во Францию. То же самое можно сказать и о Пергамском алтаре, вывезенном в Германию. Англичане ограбили Индию и другие свои колонии. Культовую скульптуру моаи Хоа Хакананайа с острова Пасхи, например, без какого-либо разрешения вывез экипаж британского корабля; ее преподнесли королеве Виктории в качестве подарка в середине XIX века. В голландском музее находится бесценный алмаз в 70 карат, который прежде принадлежал индонезийскому султану Банджармасина. Венеция полна сокровищ из ограбленной крестоносцами Византии. Этот позорный список грабежа можно продолжать до бесконечности.
18 декабря 1973 года ООН приняла резолюцию 3187 «О возвращении произведений искусства странам-жертвам экспроприации». Около 200 произведений Брюссель вернул тогда своей бывшей колонии, однако вскоре процесс реституции затих, поскольку возвращенные артефакты снова оказались на рынке предметов искусства.
Сейчас ситуация постепенно меняется. США и страны Запада стали вдруг каяться в преступлениях своего колониального прошлого. В результате в этом году Франция объявила о возврате Бенину части украденного.
Эта страна стала жертвой колониальной войны, которую начала Франция и которая была для французских купцов центром работорговли.
Заодно французские колонизаторы вывезли из страны не менее 80 процентов существовавших тогда предметов африканского искусства. Битва Бенина с Францией, чтобы вернуть сокровища, длилась несколько десятилетий. И вот теперь Франция, хотя и со скрипом, начинает возвращать награбленное. О своем намерении вернуть часть похищенных в колониях артефактов объявили Нидерланды.
У Запада вдруг проснулась совесть? Нет, конечно, попросту бывшие колонии стали теперь важными экономическими партнерами, у них есть природные ресурсы, которые остро необходимы прежним странам-грабителям, и они вынуждены заигрывать с их властями, идти на уступки, в том числе и в деле реституции произведений искусства. Но то, что они планируют возвратить, это пока — лишь капля в бездонном море награбленных колонизаторами во всем мире сокровищ искусства. Многие музеи Испании, Португалии, Италии, Франции, Бельгии и других стран-колонизаторов по-прежнему ломятся от награбленных шедевров. А Англия, как мы видим, упорно не собирается возвращать бесценные мраморы Парфенона, национальной святыни Эллады.
Ограблена после Второй мировой войны была и сама Европа. Тут постарались США. Американские оккупационные войска вывезли из Германии и других стран за океан множество произведений искусства. Многие следы ведут в форт Нокс в США, который считают главным местом нахождения золота и предметов искусства.
Однако, что именно в нем находится, до сих пор хранится в тайне. Но то, что там полно награбленного, нет сомнений. Еще в 1978 году президент Джимми Картер получил из форта Нокс венгерскую корону короля Штефана и передал ее венгерскому правительству. Но раскрывать тайны хранящихся за бронированными стенами форта сокровищ американцы не собираются.
Совсем иначе поступил в свое время Советский Союз, который в 1955 году вернул ГДР сокровища Дрезденской галереи, где хранились такие мировые шедевры, как «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, а также работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Дюрера, и многие другие известные произведения искусства.
Хотя они были вывезены из разгромленной во Второй мировой войне Германии на вполне законном основании в рамках репараций за нанесенный нам нацистами чудовищный ущерб. Никто и никогда в истории Европы не совершал такого благородного шага.
В наши дни грабеж произведений искусства продолжается иногда под прикрытием всякого рода юридических уловок. Так, 26 октября нынешнего года апелляционный суд Амстердама счел скифское золото из музеев Крыма украинской собственностью и постановил передать его Киеву. С 2014-го коллекция находилась в Нидерландах: в феврале того года ее вывезли из четырех крымских музеев на выставку в Амстердам, согласно заключенному соглашению с обязательством вернуть их на прежнее место. Однако после того как в марте 2014 года Крым вернулся в состав России, Нидерланды решили не возвращать реликвию Крыму до решения суда или досудебного урегулирования. Россия считает неправомерным и политически ангажированным такое решение и требует возврата сокровищ ее законному владельцу — музеям Крыма.