Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
14 июля 2024
Евангельский ключ Владимира Вигилянского

Евангельский ключ Владимира Вигилянского

О публицистике лауреата Патриаршей премии 2023 года
Станислав Минаков
08.06.2023
 Евангельский ключ Владимира Вигилянского

Одним из лауреатов Патриаршей литературной премии в этом году стал настоятель храма мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский. 31 мая в кафедральном соборе храма Христа Спасителя в Москве состоялась церемония награждения лауреатов.


Отец Владимир — человек в публицистике неслучайный и заслуженно известный. В 1977 г. окончил отделение критики Литинститута им. Горького. Печатается как критик и публицист с 1969 г. В 1995 г. Святейшим Патриархом Алексием II был рукоположен в сан диакона, а потом иерея. В 2005-2012 гг. руководил пресс-службой Московской Патриархии.

В 2020 г. вышел в свет его объемный том «Русский ключ. Дневник священника», который был отмечен несколькими литературными премиями. В одном интервью о. Владимир дал такие пояснения: «В начале 2015 года я открыл для себя Фейсбук и с тех пор в течение почти шести лет записывал туда свои эссе. Набралось около 1700, и в издательстве Сретенского монастыря вышла книга — 500 эссе. Это жанр дневника с 1 января до 31 декабря, записи разных лет. Над названием я много думал. Ключ в русском языке имеет три значения. Ключ — это источник воды. Ключ — то, чем открывают дверь или сундук. Ключ от шифра или какого-то кода. В название моей книги включены все три значения слова «ключ». Потому что этим ключом я считаю Евангелие, Священное Писание. Это и источник, это и способ открыть что-то закрытое, и способ расшифровать коды нашей цивилизации и нашей истории. Почему именно русский ключ? Потому что русский человек на протяжении тысячи лет — человек на изломе. Он не мог заниматься большей частью своей частной жизнью, потому что вокруг бушевали разделения: монгольское иго, захватнические войны, революции, гражданские войны; это человек, всегда стоящий перед выбором, как ему вести себя во взаимоотношениях с властью, с обстоятельствами. И он выбирал христианскую веру для спасения себя и Отечества. Это то бревнышко или та соломинка, за которую он держался. Потому наша цивилизация и не погибла».

Потомок праведного Алексия Бортсурманского (1762-1848) — священника из села Бортсурманы Нижегородской области — отец Владимир убежден, что православная журналистика — это взгляд на события через Евангелие.

Тем самым он наследует лучшим представителям русской религиозно-философской публицистической мысли — как, скажем, Серебряного века, так и новых времен. Суждения публициста Вигилянского отличаются острым и глубоким фундаментальным взглядом, эрудицией, блестящим владением словом, порой побуждающим вспомнить бунинские «Окаянные дни», «Опавшие листья» Розанова, «Несвоевременные мысли» Горького.

Публицист Вигилянский — неизменно с духовной подсветкой — откликается на актуальные движения русского бытия.

В главке «Ищем смыслы» он пишет: «Сердечно благодарю всех, кто вместе со мной попытался осмыслить феномен Бессмертного полка. Уже тот факт, что в 2015 году количество участников шествия с фотопортретами своих предков в России и за рубежом увеличилось, по меньшей мере, в 10 раз и исчисляется уже десятками миллионов людей, говорит о том, что этот стихийный порыв приобретает, в том числе, и сакральный смысл. Уверен, в ближайшие годы марш Бессмертного полка будет только разрастаться.

Удивлен откровенной предвзятости, озлобленности и откровенной русофобии противников акции — некоторые из них проявили себя как потенциальные полицаи времен войны, готовые расправиться с любым, кто стоит на стороне защиты Отечества. Мне искренне жаль их — через несколько лет все их аргументы рассыплются в прах. …

Чаще всего комментаторы-участники Бессмертного полка отмечали чувство единения, общности, соборности (с нашими родными и с рядом идущими) и радости, ликования от этого чувства. Некоторые говорили о необычайной «энергетике», которой они были заряжены: В таком удивительном акте соединены родовые и духовные вертикали, память личная и общая память Отечества”, “Родовая энергетика формирует коллективное бессознательное, код народной души”». …

Очень близка мне мысль, что наличие Бессмертного полка 9 мая является новым этапом обретения русского национального самосознания: «Бессмертный полк позволил умному, сильному и разворачивающемуся Русскому миру опознать себя и себе подобных».

Интересны рассуждения о том, что Бессмертный полк помогает нам выйти из духовного рабства, душевной и исторической Смуты на пути к «Земле Обетованной». Удилительно такое высказывание: «Как когда-то отцы на руках нас носили, так сегодня и мы их несём на руках».

«Для верующих здесь все понятно — кроме памяти об ушедших родственниках, участниках Великой Отечественной войны, это: 1) символическое воскрешение мертвых, 2) желание сделать их живыми участниками праздника Победы, 3) установление связи с Небом, Царствием Небесным, 4) желание победить атомарность личности, найти смысл в “родословии”, как у Богочеловека (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова...). Наверняка еще есть другие глубокие смыслы».

Публицист Вигилянский приоткрывает нам два весьма показательных высказывания середины XIX века, отражающих, так сказать, вековечные европейские грезы о России. Маркса: «В войне с Россией совершенно безразличны мотивы людей, стреляющих в русских, будут ли мотивы черными, красными, золотыми или революционными… Ненависть к русским была и продолжает быть первой революционной страстью». И Энгельса: «Славянские народы Европы — жалкие вымирающие нации, обреченные на уничтожение. По своей сути, процесс этот глубоко прогрессивен. Примитивные славяне, ничего не давшие мировой культуре, будут поглощены передовой цивилизованной германской расой. Всякие же попытки возродить славянство, исходящие из азиатской России, являются “ненаучными” и “антиисторическими”».

Писатель приводит цитату из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» от 22 сентября 1941 г., опубликованной в материалах Нюрнбергского процесса: «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Финляндия точно так же заявила о своей незаинтересованности в дальнейшем существовании города непосредственно у ее новой границы. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты… С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Уроженец Тернополя, публицист Вигилянский немалое внимание уделяет в своих писаниях «украинскому вопросу». Когда Киевсовет проголосовал за переименование Московского проспекта в проспект Степана Бандеры, отец Владимир откликнулся немедленно.

«Железная логика: убирать из названий улиц одних убийц и называть улицу в честь другого убийцы. Но есть одна загвоздка — С. А. Бандера фигурирует в документах Нюренбергского процесса как агент Абвера. Пора декоммунизировать Нюренбергский суд. … Приведу только один пример, оставив в стороне переговоры Бандеры с адмиралом Канарисом, переписку с А. Розенбергом, — но вот показания Нюренбергскому процессу заместителя начальника 2-го отдела Абвера (Абвер-2): “...В октябре 1939 года я с Лахузеном привлек Бандеру к непосредственной работе в Абвере. По своей характеристике Бандера был энергичным агентом и одновременно большим демагогом, карьеристом, фанатиком и бандитом, который пренебрегал всеми принципами человеческой морали для достижения своей цели, всегда готовый совершить любые преступления. Агентурные отношения с Бандерой поддерживал в то время Лахузен, я — полковник Э. Штольце, майор Дюринг, зондерфюрер Маркерт и другие...”», — написал он.

Отец Владимир напоминает: о связях Бандеры с нацистским режимом изданы исследования польских, итальянских, английских и американских историков, «но резина, из которой сделаны “европейские ценности” (да еще с большой буквы!), определенно немецкого качества».

И предлагает обширную и интересную подборку материалов о личности, которая, как теперь видим, стала ментально определяющей для всего украинства. Это Иван Мазепа, преданный анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, за то, что позволил сжигать и осквернять православные храмы шведским солдатам, за то, что был склонен «к пороку и безнравственности», «предавался греху блуда, начиная со времени своей молодости, когда сожительствовал с женой польского шляхтича, и до старости, когда совратил свою крестницу Матрону». «Вором» в тексте отлучения Мазепа назван потому, что он выкрал гетмановскую казну — по свидетельству историков, сундук с золотом, несколько мешочков с бриллиантами и другими драгоценностями, а также два бочонка золотых дукатов. Имя Мазепы, несмотря на его заслуги перед Церковью, Российской империей и Малороссией, стало символом клятвопреступления, предательства, измены Отечеству. Императором Петром I был учрежден орден Иуды, предназначавшийся Мазепе. Общий вес медали вместе с цепью составил около пяти килограммов! Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 г. Никаких следов Мазепы на земле не осталось.

Мазепу иногда представляют борцом за независимость Украины, но это ложь, — настаивает отец Владимир. — Во всех его действиях четко проглядывается личная корысть, а не забота об Украине, которую он за свою долгую жизнь не раз предлагал и шведам, и татарам, и туркам, и полякам. И какое же здесь, скажите, «сохранение уровня идентичности»!

Опубликовал публицист и свои тезисы о поместном соборе киевских раскольников-филаретовцев, завершив их утверждением, что язык и религия являются глубинными понятиями, с которыми пропагандой ничего невозможно сделать, а силовое нарушение языкового и религиозного баланса чревато отторжением и неприятием от себя большинства населения. Автор дает прогноз: «Дальнейшая маргинализация украинских раскольников всех родов и видов, превращение их в секты “православного обряда” — вплоть до кончины (через 100 лет) Варфоломея и Филарета. Только тогда будет окончательно оценена эта политическая авантюра и расставлены все акценты».

В 2018 г. Глава Сбербанка России г-н Греф, не раз публично рассуждавший о йоге, буддизме, конфуцианстве и даже каббале, пригласил на Санкт-Петербургский экономический форум эксперта в области духовных практик индийского «йогина и мистика» Садхгуру. «25 лет назад нынешний гуру был бизнесменом, но потом он как-то “сел на скалу и в течение 4,5 часов испытывал просветление”, — пишет в этой связи о. Владимир. — И это изменило его жизнь. … Но выбор Германа Грефа — это, конечно, плевок в Россию и русскую ментальность. В этом смысле — как можно игнорировать накопленный опыт христианского непосредственного переживания соединения человека с Богом? Христианская мистика — это уникальное богатство, которое дает нашей цивилизации ответы на самые запутанные вопросы человеческого бытия. Может быть, надо было поискать духовного мыслителя или богослова в нашем христианском сообществе?».

Перечитывая творения, дневники, воззвания св. прав. Иоанна Кронштадтского (1829-1908), о. Владимир сделал заметку о том, что тревожное предчувствие кровавого будущего России мучило святого, который постоянно искал истоки будущих бедствий русского народа и краха государственности.

В его рассуждениях и пророчествах доставалось очень многим: властям, думцам, либералам, интеллигенции, журналистам, а главное — духовенству. «Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной — поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, — достойное возмездие за свою гордость, — за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. — Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи. Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же — по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих ее всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, — русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны.… Грешили наши предки, но грех грехом и называли, а нынешние либералы, согрешая, стараются грех оправдать, будто бы он законное дело. Возьмите вы грехи похоти плотской — все это, по их учению, не только простые слабости человеческой природы, но и законы природы, ее требования».

Говоря об авиаконструкторе Игоре Сикорском, публицист сокрушается, что мало известна религиозно-философская сторона дарований этой личности и открывает нам его как православного богослова и проповедника.

Он приглашает вчитаться в некоторые мысли ученого, приводит цитаты из работы неожиданного Сикорского «Приближение к Пропасти»:

«Христианская вера обеспечила наиболее действенную спасительную вакцину, защитившую людей и нации от смертельного воздействия зловещего духовного зла, которое всегда находится рядом и готово нанести свой удар, как только духовное и моральное бодрствование прекращается. Приход современной эры засвидетельствовал постепенное ослабление религиозного влияния, пока оно не оказалось на грани исчезновения с лица земли. Соответственно, духовное зло сумело заполучить беспрецедентное господство и в международном масштабе утвердить свои принципы, цели и средства их достижения».

Утверждая, что уже «определенно проявляются очертания тиранического сверхтоталитарного мирового государства», инженер и богослов Сикорский проницательно изрекает на сотню и более лет вперед: «…Неограниченное использование обмана, принуждения и насилия в беспрецедентном масштабе, что означает полное моральное падение или, образно выражаясь, поклонение дьяволу. Это общее направление движения нашей цивилизации сегодня. ... Этот в высшей степени ужасный процесс становится генератором грубой силы и насилия и несет за собой толпы людей в направлении духовного крушения».

Читая просветительски предложенные о. Владимиром философские наблюдения И. Сикорского, невозможно оторваться от них и не продолжать выхватывать из текста бриллианты один за другим, и дивиться: как жаль, что мы не видели их прежде.

«…Главенствующей концепцией, в значительной степени заменившей веру в Бога и, следовательно, подорвавшей уважительное отношение к достоинствам человеческой личности, является вера в нового огромного супер-Молоха, в новый мировой порядок, представляемый и навязываемый сегодняшним состоянием мира. Эта высшая идея, ставшая почти религией, считается наиболее агрессивной частью человечества гарантией создания нового прекрасного мира всеобщего благоденствия, развития и славы. Эта идея призвана одержать верх там, где оказались бессильны все религии, включая и Христианство».

Такие книги как «Русский ключ» нам уже пора издавать массовыми тиражами, чтоб они становились настольными в каждой семье России.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.