Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Я волную сердца и распространяю ужас»

«Я волную сердца и распространяю ужас»

22 мая исполняется 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера
Михаил Захарчук
22.05.2013
«Я волную сердца и распространяю ужас»

За свою семидесятилетнюю жизнь Вагнер напишет лишь 11 полноценных опер и несколько десятков музыкальных произведений в других жанрах. Для сравнения: у Моцарта – 23 оперы и 626 иных произведений; у Верди – 26 опер, у Доницетти – 74 оперы! И, тем не менее, Вагнер - выдающийся немецкий композитор, творчество которого оставило глубочайший след в истории мирового музыкального искусства.

Можно смело утверждать: в немецкой музыке постбетховенского времени не было композитора с таким размахом, с таким творческим дерзанием, с такой настойчивостью в борьбе за осуществление новаторских замыслов, как Вагнер. Творческая неистовость этого немецкого композитора в оперном искусстве была столь тотальной, что она потребовала, как справедливо отмечали музыковеды, реформировать абсолютно всё - сам жанр оперы, то есть понимание того, чем должна быть опера, её музыкальный язык, музыкальные формы, сам тип пения. Она потребовала создания новых музыкальных инструментов – вагнеровских туб и даже создания принципиально новой театральной архитектуры. Одних только перечислений вагнеровских художественных открытий набралось бы, наверное, на целую главу. И все эти задачи он выполнил с феноменальным мастерством, фантастической мощью и вдохновением, преодолев все препятствия на своём пути!

Вместе с тем в истории мирового музыкального искусства не найдётся и творческой фигуры более противоречивой, чем этот «сумрачный гений».

Само собой, противоречия Вагнера отражали противоречия немецкого романтизма, вступившего в позднюю стадию развития.

Он родился в Лейпциге. Учился в школе Святого Фомы. Там же получил начальное музыкальное образование, а затем поступил в лейпцигский университет. Но в двадцать лет покинул родной город и затем лишь пару раз в него наведывался. Зато по Европе поколесил изрядно. Сначала мыкал нужду в Вюрцбурге, где при содействии брата Карла устроился репетитором в местном оперном театре. Неказистая должность клерка при музыкальном коллективе не могла устроить честолюбивого Рихарда. Он самостоятельно занимается композицией. В местной «Газете элегантного света» публикует статью «Немецкая опера», по основным позициям удивительно предвосхитившую все его более поздние музыкальные и общественные изыски и теории. Там же сочиняет свою первую оперу «Фея», на сюжет К. Гоцци.

После неудачи с постановкой «Феи», Вагнер перебирается в Магдебург, где становится сменным дирижёром. Местный театр подарил амбициозному юноше и первую любовь - к актрисе Минне Планер, но творческого удовлетворения он ему не принес. Супружеская чета перебирается сначала в Кёнигсберг, затем в Ригу. Здесь разочарованная Минна бросает мужа-неудачника, который к тому времени был уже весь в долгах, как в шелках. Не клеилось и с творчеством. Увертюры «Правь, Британия!» и опера «Запрет любви» по комедии Шекспира «Мера за меру» не заинтересовали постановщиков. Вагнер бежит от долгов и прочих неприятностей к сестре Оттилии, которая была замужем за книгоиздателем Ф. Брокгаузом. Тем самым, который вместе с Ильёй Абрамовичем Ефроном издавал в России свои словари и энциклопедии. Вообще должен заметить, обилие прямых и косвенных связей Вагнера с Россией поражает. Композитор в одно время даже брался за изучение русского языка, чтобы читать романы наших писателей в подлиннике.

В доме сестры Вагнер увлекается романом Э. Булвер-Литтона «Риенци - последний трибун» и пишет либретто с дальним прицелом - выйти на знакомство с непревзойдённым мастером французской «большой оперы» Джакомо Мейербером. И это Рихарду удаётся. Мейербер поставит его оперу «Летучий голландец», прочно укрепит во мнении парижской общественности его, как первоклассного дирижёра и, наконец, познакомит молодого композитора с прославленным Гектором Берлиозом. За что в дальнейшем получит от Вагнера… немало упрёков, даже проклятий в свой адрес. И несмотря ни на что, однажды признается: «Без Мейербера я был бы ничто».

Справедливости и объективности ради надо признать - в истории музыкального искусства трудно отыскать более отталкивающую фигуру, нежели наш герой. Всюду, где бы он ни появлялся, как мифические зубы дракона, вырастали склоки, дрязги, прелюбодеяния и даже откровенные предательства. Самый простой пример.

В молодости Вагнер страстно верил в революционное преображение мира, а когда на его жизненном пути возник король Людвиг П, радикально, что называется на 180 градусов, поменял свои убеждения.

Или взять его вечную жизнь в долг. Практически до самой смерти Вагнер резво, цинично и хамски бегал по всей Европе от бесчисленных кредиторов. Самое поразительное при этом, что никогда не испытывал недостатка в средствах. В каждом городе, куда наведывался, а в Европе легче перечислить города, где не ступала его нога, он всегда снимал самые роскошные апартаменты. Будучи при этом по уши в долгах.

Отдельной строкой следует сказать о женщинах Вагнера, которых он при живой супруге (чета вновь сошлась перед поездкой в Париж), менял поистине, как перчатки. Естественно, все представительницы прекрасного пола были на голову, а то и больше, выше его: рост Вагнера – 152 см. Удивительно и другое: Рихард с маниакальным постоянством покорял исключительно замужних дам. Он соблазнял либо жён своих благородных покровителей, как в случае с Матильдой Везендонк; либо жён своих близких друзей, как в случае с дочерью Листа, супругой главного вагнеровского дирижёра Ханса фон Бюлова.

Как бы там ни было, но за два года пребывания в Париже Вагнер сумел выбиться в европейские звёзды первой величины.

Необыкновенное обаяние, блестящий интеллект и почти феноменальные музыкальные плюс публицистические способности обеспечили ему уважение и дружбу ряда выдающихся людей.

Так, Ф. Хабенек, дирижёр парижской «Гранд-Опера», авторитетно и публично не раз свидетельствовал выдающееся композиторское дарование Вагнера. Издатель М. Шлезингер обеспечивал Вагнера работой в издаваемой им «Музыкальной газете». Активно поддерживали композитора немецкие эмигранты: известный филолог З. Леерс, художник Э. Киц, поэт Г. Гейне и, разумеется, упоминаемый уже Мейербер. В Париже Вильгельм написал симфоническую увертюру «Фауст», завершил партитура «Риенци», закончил либретто «Летучего голландца», приступил к написанию опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин». Когда узнал, что «Риенци» принят к постановке в Дрездене, немедля поехал в этот германский город. Вслед за «Риенци» в Дрездене был поставлен и «Летучий голландец». Опера выдержала только четыре представления, однако имя Вагнера приобрело известность столь ошеломляющую, что в феврале 1843-го его назначили придворным капельмейстером. На эту новость со всей Европы слетелись кредиторы, с которыми Вагнер, гениально умевший улаживать конфликты, порождавшиеся жизнью не по средствам, все проблемы тут же снимал. Куда хуже обстояли дела с его политическими предпочтениями. После революционных событий 1848 года Вагнер выступил публично в защиту республиканских идей и был смещен со своего поста. В его доме провели обыск, и был уже подписан ордер на арест. Пришлось бежать в Цюрих.

В Швейцарии Вагнер создал все свои главные литературные труды: «Искусство и революция», «Художественное произведение будущего», «Оперу и драму».

Вместе с тем композитор обрушивается с недостойными нападками на Мендельсона и Мейербера, на поэтов Гейне и Бёрне. Его публицистика способствовала распространению антисемитских взглядов в Германии и в дальнейшем, как считают, повлияла на формирование идеологии национал-социализма.

Хотя, по некоторым данным, Вагнер был внебрачным сыном актера, живописца и поэта Людвига Гайера, женившегося на матери Вагнера вскоре после смерти её мужа. (В школе Вагнера записали под фамилией Гайер, которая лишь в 1828 г. была изменена). В обществе считалось, что отчим Вагнера - еврейского происхождения. То же писали и про мать Вагнера Иоханну-Розину, из семьи Бетман-Хольвег, якобы евреев, принявших лютеранство. Впрочем, при нацистском режиме была составлена официальная генеалогия Вагнера, отметавшая всякое сомнение в его расовой чистоте. Германский шовинизм, ксенофобия и антисемитизм, ставшие доктриной Вагнера (в значительной мере патологически навязчивой), зародились вследствие неприятия его новаторских идей власть имущими и крушения иллюзий художника в начале творческого пути…

Но самое удивительное заключается в следующем. В то же время сам Рихард пишет друзьям: «В 1841 году, когда Мейербер был в Берлине, я послал ему мою новую оперу «Летучий голландец», и ему с поразительной быстротой удалось её поставить на сцене берлинского «Хофтеатра»… Идеей моей оперы «Летучий голландец» я во многом обязан личным объяснениям и советам Гейне… Моё материальное положение в Париже и то, что я не умер с голоду, всецело является заслугой Шлезингера, давшего мне работу для издававшейся им «Музыкальной газеты».

Все три упоминаемых в письмах благодетеля – чистокровные евреи!

Ну, а что касается «приватизации» гитлеровцами творчества Вагнера, то при чем здесь композитор? С таким же успехом они могли определить в свои соратники и Баха, и Бетховена, и даже Моцарта. Тем более, что музыка столь тонкая материя, что в ней что хочешь может послышаться.

В Цюрихе Вагнер занимался дирижёрством, много гастролировал. Побывал в Лондоне. Однако главным его делом того десятилетнего периода была разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, которая после четверти века упорного труда приняла форму оперной тетралогии «Кольцо нибелунга». Правда, захваченный историей Тристана и Изольды, Вагнер прерывает работу над сагой о нибелунгах. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк и была вдохновлена любовью Вагнера к ней. Но это не помешало композитору параллельно увлечься дочерью Листа – Козимой (в будущем ставшей его женой). Дальнейшая жизнь Рихарда - бурная и калейдоскопически разнообразна.

С 1860 по 1863 годы Вагнер в очередной раз расходится с женой. Предпринимает ещё одну, безуспешную попытку покорения французской столицы. Как дирижер выступает в Вене, Праге, Петербурге, Будапеште и Карлсруэ. Однако неуверенность в завтрашнем дне его откровенно тяготит и в 1864 году, перед лицом угрозы ареста за долги, композитор совершает очередной побег – на этот раз со своей цюрихской знакомой Элизой Вилле – в Мариенфельд. То было поистине последнее убежище. Большинство друзей композитора, особенно располагавших средствами, устали от его просьб и даже начали бояться их; они пришли к выводу, что Вагнер абсолютно неспособен соблюдать элементарные приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки.

И в этот момент пришла, как многие полагают, нежданная помощь от Людвига II, который только что взошёл на королевский престол в Баварии. Впрочем, подобную встречу с могущественным покровителем юный Рихард потрясающим образом спрогнозировал: «непоколебимо верю в помощь мне могущественных сил» писал он в своей программной статье «Немецкая опера».

Этот творец действительно был наделён потрясающим даром предвидения. Кстати, он первым предугадал тотальное влияние искусства на массы. Хотя был предельно культовым, но отнюдь не массовым композитором.

Понятно, что как за Гомера в своё время боролись семь областей Греции, точно так же могут претендовать на Вагнера, по меньшей мере, 7 из 38 бывших государств Германии. Но, уверен, ни одна из германских нынешних земель не посмеет себя позиционировать с той триадой, которая олицетворяет сегодня Баварию: пиво, замки, Вагнер. Да, разумеется, кто-то вспомнит одноимённый футбольный клуб, автомобильные марки ВMW, Audi, издательство Burda, «баварский химический треугольник», Октоберфест, ярмарки, что-то ещё, типично баварское. Но всё это - поздние приобретения самой крупной германской области. О главном сказано: пиво, замки, Вагнер – думалось мне, когда я бродил по достопримечательностям Мюнхена и его окрестностям, где определённо бывал Вагнер.

Именно баварские города, Мюнхен и Байройт явились самыми продуктивным в биографии Рихарда Вагнера. Именно здесь получило блистательное завершение дело всей его жизни, а сам он был признан ключевой фигурой не только немецкого, но и всего европейского искусства. Здесь и похоронен.

Трудно вообразить всю фантастичность происшедшей в его судьбе внезапной перемены.

Вчерашний самонадеянный выскочка, освистанный в Париже во время недавней премьеры «Тангейзера», запутавшийся в долгах, сбежавший из Вены от преследования кредиторов, в один миг становится фаворитом, обласканным юным баварским королем Людвигом ІІ, а премьеры его новых опер собирают художественную элиту и знатных особ всего мира.

В Мюнхене с триумфом ставится его опера «Нюрнбергские майстерзингеры». Премьера проходит в присутствии короля, который сидит в царской ложе рядом с композитором. С тех пор вот уже сто тридцать пять лет эта опера занимает особое место в репертуаре театра, для которого Вагнер навсегда остался одним из трех «фамильных богов», наряду с Моцартом и Рихардом Штраусом. Вот почему традиционный летний оперный фестиваль всегда завершается в Мюнхене «Нюрнбергскими майстерзингерами».

Об отношениях Вагнера с молодым королём разговор особый. Сохранилась их переписка, впрочем, чрезвычайно приторно-слащавая. И сохранился замок Нойшванштайн («Новый лебединый камень»), лучше которого в Европе нет. Он построен монархом в честь и для Вагнера. Людвиг II приказал опустить плато на 8 м для постройки «сказочного дворца» с вартбургскими залами: Праздничным и Залом певцов. Многочисленные настенные полотна иллюстрируют легенду о Парцифале, вдохновившую Вагнера на создание одноимённого сценического произведения.

Судьба Людвига II незавидная - был смещён, как умалишённый, и на следующий день после отречения утонул. С 1933 года, с 50-й годовщины со дня смерти композитора, и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1969 году было принято решение концерты возобновить.

Трудно поверить, но Людвиг был из породы людей, которым не медведь – слон наступил на оба уха. Тем не менее, в оперы Вагнера он был влюблён фанатически. Почему и пригласил их автора в Мюнхен.

Летом 1865-го королевская труппа осуществила премьеру «Тристана» (четыре спектакля). Незадолго до того Козима фон Бюлов родила композитору дочь. Такое прелюбодеяние давало политическим оппонентам Вагнера в Баварии повод настаивать на удалении композитора из Мюнхена. Вагнер вновь стал изгнанником, поселившись в Трибшене на берегу Люцернского озера. Здесь он закончил «Мейстерзингеров», «Зигфрида» и большую часть «Гибели богов». Создал ряд литературных трудов: «О дирижировании», «Бетховен»… Также завершил автобиографию «Моя жизнь».

К тому времени Людвиг Баварский разочаровался в Вагнере как человеке. Но, оставаясь страстным поклонником его искусства, добился постановки в Мюнхене «Мейстерзингеров», «Золота Рейна» и «Валькирии». Столица Баварии превратилась в Мекку для музыкантов, а Вагнер стал бесспорным лидером в европейской музыке. Избрание в Прусскую королевскую академию искусств стало поворотным пунктом в биографии композитора. Теперь его оперы ставились по всей Европе и часто встречали у публики горячий прием. Новый закон об авторском праве упрочил его материальное положение. Э. Фрич опубликовал собрание его литературных трудов. Оставалось лишь осуществить мечту о новом театре, где могли бы получить идеальное воплощение его музыкальные драмы, а их Вагнер теперь позиционировал как источник возрождения немецкого национального самосознания и немецкой культуры. Понадобилось много труда, поддержка доброжелателей и финансовая помощь короля, чтобы начать строительство театра в Байройте: он был открыт в августе 1876-го премьерой «Кольца нибелунга». Король присутствовал на спектаклях, и это была первая его встреча с Вагнером после восьмилетней разлуки.

После торжеств в Байройте Вагнер с семьей поехал в Италию, где встретился с Ницше. В это время он написал такие эссе, как «Есть ли у нас надежда?», «Религия и искусство», «Героизм и христианство» и последнюю свою оперу «Парсифаль». В соответствии с королевским указом она могла исполняться только в Байройте.

13 февраля 1883 года Вагнер умер. Его тело перевезли в Байройт и захоронили с государственными почестями в саду собственной виллы «Ванфрид».

Козима на полвека пережила мужа (умерла в 1930-м). В один год с нею скончался их сын Зигфрид Вагнер, сыгравший значительную роль в сохранении наследия своего отца и традиций исполнения его произведений. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..