Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 июня 2021
«Я – русский!»

«Я – русский!»

200 лет – замечательному поэту Аполлону Майкову
Владимир Малышев
04.06.2021
«Я – русский!»

Сегодня его стихи практически забыты, однако современники были от них в восторге. Николай I ими восхищался и дал ему денег для поездки за границу. Он был другом Тютчева, и с юности дружил с Достоевским, стал крестным его детей. А родился будущий поэт в Петербурге и происходил из старинного дворянского рода, известного со времен правления Ивана Грозного. К роду Майковых принадлежал православный святой, основатель скитского жительства на Руси Нил Сорский (XV в.). Отец поэта был знаменитым академическим живописцем, а потому его сын воспитывался в атмосфере любви к литературе и искусству.

Раннее детство Майков провёл в Москве и в имении отца в Никольском, близ Троице-Сергиевой Лавры, а также в имении бабушки в Подмосковье – в деревне Чепчиха Клинского уезда (вблизи нынешнего Солнечногорска). Летом 1834 года семья Майковых переехала в Петербург. Начальное образование он получил дома. Среди учителей Аполлона и его брата Валериана был будущий знаменитый писатель Иван Гончаров, в то время – кандидат Императорского Московского университета, который преподавал русскую словесность. Майков прошёл семилетний гимназический курс за три года и в 1837 году поступил в Московский университет на юридический факультет. Особенно увлекался живописью, но потом отдал предпочтение поэзии. Писать стихи он начал очень рано. Дебютом 13-летнего поэта стало стихотворение «Орел», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835 году.

После окончания университета Майков издал свой первый стихотворный сборник, который посвятил матери. Первые же его стихи исполнены искреннего лиризма и любви к природе.

Поле зыблется цветами...
В небе льются света волны...
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

Читатели и литераторы приняли дебютный сборник молодого поэта вполне благосклонно. Даже маститый Виссарион Белинский отозвался о лирике Майкова одобрительно. Получив за эту книгу «по высочайшему повелению» Николая I тысячу рублей на путешествие в Италию, юноша в том же 1842 году уехал за границу.

Побывав в Италии, Франции, Саксонии и Австрийской империи, вернулся в Петербург в 1844 году. Результатом этой поездки стали опубликованные в 1847 году «Очерки Рима» и кандидатская диссертация о древнеславянском праве.

Вернувшись домой, Майков поступил на службу в Министерство финансов, а с 1867 года занял должность цензора Петербургского комитета иностранной цензуры, где проработал много лет и дослужился до должности тайного советники, что в тогдашней Табели о рангах соответствовало чину генерала.


Ученик Тютчева

Своим учителем и наставником Майков считал Федора Ивановича Тютчева, который оказал на него сильнейшее влияние. Но критики отмечают, что, в отличие и от Тютчева, и от поэтов «чистого искусства», Майков в своем творчестве, как ни странно, не касался темы любви. Сам он говорил об этом так: «Меня <...> упрекали в холодности, указывая на то, что нет у меня любовных стихотворений <...> Но о любви своей мне всегда было писать и говорить стыдно. Что кому до этого за дело! Каждого пускать со своим носом к себе в сердце!»

В молодости Майков был близок к кругу Белинского и нигилистическому кружку петрашевцев, но, как считают его биографы, дружба с Тютчевым помогла ему обрести православное национальное мировоззрение.

«Знакомство с Тютчевым и его расположение ко мне, – отмечал Майков, – скрепленное пятнадцатилетней службой вместе и частными беседами и свиданиями, окончательно поставило меня на ноги, дало высокие точки зрения на жизнь и мір, Россию и ее судьбы в прошлом, настоящем и будущем, и сообщило тот устой мысли, на коем стою и теперь и на коем воспитываю свое семейство». Майков называл себя духовным крестником Тютчева.

Кстати, с Тютчевым он был близок не только в делах поэтических, но и в служебных, поскольку именно Тютчев после работы на дипломатическом поприще в Германии стал в России главой Комитета иностранной цензуры, в котором работал и Майков. А после кончины Тютчева Майков занял его место в Комитете.


Хрестоматийные стихи

Созданные в 1854—1858 годах стихотворения Майкова о русской природе, как отмечают критики, стали хрестоматийными:

Весна! выставляется первая рама –
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса.


Сенокос

Пахнет сеном над лугами...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.

Многие лирические стихотворения Майкова были положены на музыку Римским-Корсаковым, Чайковским и другими композиторами.


«Я – русский!»

Но Тютчев был не только замечательным лирическим поэтом, он был государственником-патриотом.

Особенно всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова Крымская война. В самом начале 1855 г. вышла небольшая книжка его стихов «1854-й год». В поэте нет ни малейшего сомнения в том, что «тот же мощный дух и доблесть», что и в прошлые времена, живы в народе.

Он полагает, что страна в очередной исторический для нее момент подвергается проверке, только теперь «всеобщей борделью», каковой еще тогда представлялось ему европейское общество. В те дни суровых для России испытаний Майков писал:

Теперь не служит стих мне праздною забавой:
Он рвется из души как отклик боевой
На зов торжественный отечественной славы...

В письме к А.Ф. Писемскому Майков заявлял: «И каково бы ни было образование каждого, из каких бы источников ни почерпнул он свои знания и мнения, все в один голос, в один миг должны были разрешить этот вопрос и единодушно, перед судом совести, ответить: "Я – русский"... Ничто не подавило в нашем сознании, что можно быть ученым и образованным человеком и чувствовать, что мы в тоже время русские, и что в нас повыше всего одно святое чувство любви к отечеству!.. На нас, писателях, лежит великий долг – увековечить то, что мы чувствовали со всеми. Нам следует уяснить и осязательно нарисовать тот идеал России, который ощутителен всякому».

Неудача России в Крымская войне стала для поэта глубокой личной драмой. С возмущением он писал:

Окончена война. Подписан подлый мир.
Отцы отечества! устраивайте пир,
Бокалы с торжеством высоко поднимайте!
И лживый манифест с потоком слез читайте!
Чего ещё вам ждать – написано красно!
Не в первый раз бумажным крючкотворством
Пришлося вам прикрыть отечества пятно,
Подьячие в звездах, с умом и сердцем чёрствы.

После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с редакцией «Москвитянина», славянофилами и «государственниками».

Поэт проявлял постоянный интерес к русской истории, особенно к эпохе Древней Руси и славянскому фольклору. Это помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве». Подобно Тютчеву, поэт считал Россию «по природе христианским царством и хранительницей истинного христианского духа».

Не случайно сын Майкова художник Аполлон Аполлонович стал одним из организаторов Союза русского народа и товарищем председателя Главного Совета СРН.

Либералы не любили Майкова за его взгляды православного монархиста. В результате усилиями большевиков почти целый век этот замечательный русский поэт был неоправданно предан забвению из-за своих идейных убеждений.


Дружба с Достоевским

С Достоевским Майков дружил до самой смерти великого писателя. Но что могло связывать бывшего каторжанина, автора «Записок из Мертвого дома», с чиновником Петербургского комитета иностранной цензуры? Нет сомнений, что это был интерес к духовной истории России, к ее православным корням. Чем старше становится Майков, который в юности восхищался античностью, тем больше он сосредотачивался на духовном прошлом России, – древнерусской истории и фольклоре славян. Он стал писать произведения на исторические темы, переводить песни славянских народов.

15 мая 1869 года Достоевский писал Майкову из Флоренции: «Вас и одного только Вас считаю я человеком по сердцу своему из всех тех, с которыми случалось встречаться и жизнь изживать вот уже почти в продолжение сорока восьми лет.Из всех встретившихся, во все 48 лет, вряд ли у меня был (не говорю уж есть) хоть один такой, как Вы(я о брате покойном не говорю).Мы с Вами хоть и розной общественной жизни, но по сердцу и по сердечным встречам, по душе и дорогим убеждениям – почти однокашники. Даже выводы ума и всей прожитой жизни нашей до странности, в последнее время, стали схожи у нас обоих, и, думаю, что и сердечный жар один и тот же».

Достоевский был в восторге от стихотворения Майкова «Дорог мне, перед иконой…»

Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжённый
Чьей неведомо рукой.
Знаю я: свеча пылает,
Клир торжественно поёт:
Чьё-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льёт,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой…
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой.

Об этом стихотворении Достоевский так писал в письме его автору: «…бесподобно. И откуда Вы слов таких достали! Это одно из лучших стихотворений Ваших…».

Выросший в православной семье, Майков называл себя христианином. Многие его стихотворения считают лучшими поэтическими образцами творчества, основанного на христианском мировоззрении.

Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звёзды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…


«Любить, надеяться и – верить»

В отношениях с людьми Майкову, как вспоминали современники, был присущ тонкий и благожелательный юмор. Будучи по своему характеру отзывчивым и добрым, он охотно поддерживал молодых литераторов. Проживая на даче у станции Сиверской под Петербургом, Майков стал председателем попечительского совета при местной Петропавловской церкви, неустанно заботился о постройке новой школы, церкви, богадельни, тратя на это много времени и денег из своих сбережений. Василий Розанов однажды записал в «Опавших листьях»: «Поэт Майков смиренно ездил в конке. Я спросил у Страхова – О, да! Конечно в конке. Он же беден. Был "тайный советник", и большая должность в цензуре»
27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу легко одетым, заболел и вскоре умер. Был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря, его могила чудом сохранилась до наших дней.

Дмитрий Мережковский писал: «Судьба сделала жизненный путь Майкова ровным и светлым. Ни борьбы, ни страстей, ни врагов, ни гонений. Путешествия, книги, стихи, семейные радости, мерцание не бурной, но долговечной славы».

А после 1917 года этот замечательный русский поэт и патриот России был неоправданно предан забвению из-за того, что был консерватором и государственником. Но его девизом были слова: «В чем счастье?.. В жизненном пути/ Куда твой долг велит – идти, /Врагов не знать, преград не мерить,/ Любить, надеяться и – верить».

И поэт оказался прав: пришло время, когда в России его творчество снова оценили по достоинству.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Всеволод
05.06.2021 16:19
Россия освободилась от большевистского ига, и стали вновь расцветать имена великих творцов и деятелей.
Слава русскому народу!
37873
04.06.2021 19:27
Глубокий знаток и почитатель родной истории Майков видел в ней «выражение исконных начал русской жизни, прежде всего православия и самодержавия».
Воскресла духом Русь - сомнений мрак исчез -
И то, что было в ней лишь чувством и преданьем,
Как кованой броней закреплено сознаньем.
Поэт подчеркивал важность исторического прошлого русского государства, в котором «главное дело народа», его «жизненный нерв» составляет «собирание русской земли», ее единство. В этом Ап. Майков усматривал основы целостности и величия страны, «а эти основы, - писал он Ф.М. Достоевскому, - престол и вера и самостоятельность России как народа». Такой целостностью она способна противостоять и нигилизму, и русскому либерализму, и «европейской, всемирной, космополитической ... цивилизации»
Аполлон Николаевич Майков явился одним из немногих деятелей культуры середины столетия, кто сумел разглядеть в императоре Николае Павловиче незаурядную историческую личность («Коляска»), мужественно исполняющую свою высокую и трагическую миссию – удержания русского мира от нигилистических соблазнов и новой смуты:
Великий человек! Прости слепорождённым!
Тебя потомство лишь сумеет разгадать…

«Бездарных несколько семей…» Связана с реакцией Майкова на поражение России в Крымской войне 1853—1856 гг. Оставаясь убежденным монархистом, Майков в ряде неопубликованных стих. и прозаических заметок разного времени проявляет резко отрицательное отношение к русской аристократии, обвиняя ее в забвении интересов народа и равнодушии к его судьбе.

Ру-БИН
04.06.2021 15:46
Прекрасный поэт ! И именно русский ! Один из тех, кто прославил великую русскую литературу !
ort
04.06.2021 14:46
Бездарных несколько семей
Путем богатства и поклонов
Владеют родиной моей.
Стоят превыше всех законов,
Стеной стоят вокруг царя,
Как мопсы жадные и злые,
И простодушно говоря:
«Ведь только мы и есть Россия!»
1856

Эксклюзив
17.06.2021
Юрий Алексеев
Все больше россиян готовы покинуть мегаполисы.
Фоторепортаж
15.06.2021
Подготовила Мария Максимова
Грандиозное событие в Новой Третьяковке – выставка «История России глазами художников. К 800-летию Александра Невского».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.