Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 января 2023
Хождение по большим деньгам

Хождение по большим деньгам

Как «Большие деньги» на Первом обернулись «Хождением по мукам» на НТВ
Александр Кондрашов
11.12.2017
Хождение по большим деньгам

Казалось бы, ничего общего между этими двумя сериалами нет, разве что оба показывали примерно в одно время. Жанр, время действия, манера актёрской игры, режиссёрский почерк, стилистика – абсолютно разные. Объединяет то, что в них есть нечто доселе небывалое, кричаще новое для российского экрана – революционное.

Под знаменем троцкизма-цекализма

О революционности байопика «Троцкий», в котором биография героя намеренно кардинально перелопачена, говорили не только мы, говорили все. Наследником Парвуса и Троцкого, приверженцем перманентной революции на ТВ явился милый, смешной, иногда очень даже трогательный персонаж «Большой разницы» и «Прожекторперисхилтона» Александр Цекало. Он не только талантливый комик, он ещё и выдающийся продюсер. Причём не только «Троцкого», но и многих других р-революционных проектов. Вспомним «Метод», в котором Константин Хабенский замечательно сыграл следователя, который может поймать всех маньяков, потому что он сам маньяк. И недавний фильм ужасов «Гоголь. Начало», в котором осуществлена революционно наглая нарезка из биографии великого писателя и его произведений. Если с Николаем Васильевичем можно так обращаться, то почему нельзя со Львом Давыдовичем и со всей русской историей?

Мы обижаемся, когда иностранцы глумятся над нашими святынями, фальсифицируют историю, а сами?

Сериал «Троцкий» так ударил по мозгам телезрителей (после оглушительного начала рейтинг, кстати, падал от серии к серии), что от следующего революционного продукта Первого канала («Крылья империи») публика дружно отвернулась – руководство вынуждено было оборвать показ и заменить его современной криминальной мелодрамой «Большие деньги».

Сделан этот сериал два года назад, а показан только сейчас. Почему? Мы дозрели? Время приспело? В чём его революционность?

Нет, не в том, что «Большие деньги» (режиссёр Марк Горобец) сняты очень профессионально и стильно. Такое редко, но бывает – актёрский ансамбль прекрасный. Ян Цапник, Агриппина Стеклова, Александр Яцко играют обаятельно и убедительно, герои их (в отличие от «Троцкого») – живые, сегодняшние, им сочувствуешь. И следователю, который ловит фальшивомонетчиков, и, собственно, фальшивомонетчикам. И их детям, и жёнам. Очень хорошая, душевная атмосфера. Смотришь на героев и радуешься: какие же хорошие люди. Особенно друг следователя, эксперт-криминалист, которого замечательно играет Сергей Пускепалис. Этот актёр за последние годы стал главным открытием в сериальном кинематографе – воплощением мужественности, надёжности, верности. Положительности.

Но играет-то он предателя, оборотня в погонах. Крысу, которая, чтобы «заработать» много денег, идёт на сотрудничество с бандитами, отмазывает преступников и сам придумывает гениальные мошеннические схемы, чтобы безнаказанно менять фальшивые деньги на настоящие. Такой вот положительный герой.

Да, он был вынужден, припёрт к стенке обстоятельствами: деньги на квартиру сыну пропали при ограблении банка, а сын был тяжело ранен, и на лечение нужны большие деньги. И герой идёт на изготовление и сбыт фальшивых купюр, что, между нами говоря, – тягчайшее преступление. И разворачивается на славу. Круче, чем друзья Оушена.

И невольно думаешь: нет, конечно, нарушать закон нехорошо, но когда очень нужны деньги, то, в общем, можно. Особенно, если ты такой обаятельный, умный и добрый, как Пускепалис.

Жизнь-то страшная, кругом несправедливость, а если ты честный мент, то имеешь полное моральное право немного (и даже очень много) отжать у банкиров-нуворишей. И друг-следователь, которого ты предаёшь, войдёт в положение и в конце концов простит, потому что понимает, что такова жизнь. И рейтинг у сериала отличный.

Вот вам и борьба с коррупцией. Поневоле войдёшь в положение полковника Захарченко: наверняка у него были какие-то непреодолимые обстоятельства (жена пилила, дети болели, начальство ругало), и он не мог не наполнить квартиру штабелями денег, которых, кстати, никто до сих пор не хватился. Жаль его. И проворовавшихся губернаторов, и министров, и директоров театров, и всех других, которые, конечно же, не могли иначе, а их зачем-то посадили под арест. Сажать надо мерзких нищебродов, а если ты достойный человек на достойной должности, то…

Ну разве не революция в жанре полицейского сериала?


Муки рейтинга

Революционно сделан и сериал о революции на НТВ. Классическое «Хождение по мукам» с первых серий заставило волноваться и бунтовать зрительские массы – «низы» не захотели смотреть интерпретацию романа Алексея Толстого, которую предоставили «верхи»: продюсер Тимур Вайнштейн, режиссёр Константин Худяков и сценаристка Елена Райская.

Впрочем, когда в 1977 году вышел сериал Василия Ордынского, тогдашние «низы» тоже не принимали красавиц Ирину Алфёрову и Светлану Пенкину, а также Михаила Ножкина и Юрия Соломина, ностальгически вспоминая ослепительную Руфину Нифонтову и великолепных Нину Веселовскую, Николая Гриценко и Вадима Медведева в экранизации Григория Рошаля 1957 года. Но атака на Юлию Снигирь, Анну Чиповскую, Павла Трубинера и Леонида Бичевина сейчас гораздо яростней, хотя артисты они хорошие и ни в чём не виноваты. В распределении ролей – половина успеха. Или неуспеха. Это решение режиссёра, сейчас же чаще последнее слово за продюсером.

Главное, чего нет в сериале, кроме красоты сестёр Булавиных, – это человеческой крупности.

Как современно звучат слова Толстого о предреволюционной атмосфере в Питере: «То было время, когда любовь, чувства и добрые, и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности… Девушки скрывали свою невинность, супруги – верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения – признаком утончённости. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными».

Провинциалки, выросшие на главной русской реке, Катя и Даша хоть и поддаются соблазнам Серебряного века, но борются, не сдаются, сохраняют свою душу в революционной буре. В русской литературе они продолжательницы линии пушкинских сестёр Лариных и трёх сестёр Чехова – не только красивы внешне, у них красивая душа. Но создателям сериала всё это не так важно, как внешняя напряжённость действия и прочая движуха, потому – такой неряшливый клиповый монтаж – тоже парад аттракционов, чтобы жующий попкорн зритель не отрывался от экрана. Потому, наверное, – и вот в чём перманентная революционность этого «хождения» – за Толстого дописываются целые сцены!

Каким здесь предстаёт поэт Алексей Бессонов, прототипом которого, как многие полагают, был великий Блок? Мало того что эту роль дали до обидного мало подходящему к ней Антону Шагину (в предыдущих версиях Бессонова играли статные красавцы Владлен Давыдов и Михаил Козаков), поэту, убитому в 16-м году, придумали дополнительную нелепую жизнь жалкого дезертира с декалитрами алкоголя в шалаше, а потом роман с прелестной хохлушкой, которую убивает муж, пришедший с фронта. Зачем к судьбе Жадова приписали целую криминальную линию, а Рощину – службу в советской милиции?

Современный успешный сериал не может быть без бандитской составляющей?

Зачем додумали, что Даша ушла от Телегина, потому что он-де виноват в её преждевременных родах и смерти младенца? Для того чтобы было интересней, понятней? Для рейтинга?

Не шли за автором, а хотели его улучшить – мы ведь знаем, что стало с идеалами Октября, а он-то не дожил до коллективного прозрения. Ну Алексей Николаевич и отомстил – рейтинг ниже низкого.

В сериале есть несомненные актёрские удачи. Хороши Алексей Колган в роли Смоковникова и Светлана Ходченкова (Лиза Расторгуева), порадовала в эпизоде Наталья Егорова, замечателен Сергей Колтаков в образе Булавина. На их фоне главные герои выглядят бледновато…



Эксклюзив
20.01.2023
Владимир Малышев
Не только валютные резервы России, но и ее золотой запас мог «уплыть» на Запад.
Фоторепортаж
24.01.2023
Подготовила Мария Максимова
В Третьяковской галерее проходит выставка, посвященная 150-летию со дня рождения мастера.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..