Фильм, фильм, фильм…

Более 40 тысяч зрителей посмотрели две сотни фильмов из 50 стран. Аккредитовано было 8 тысяч человек, из них более двух тысяч – журналистов и более тысячи – студентов творческих вузов. Сеансы демонстрировались в 25 залах Москвы. Президент фестиваля Никита Михалков сдержал обещание: в его Мастерской «12» на Поварской, 33 состоялась презентация Евразийской академии кинематографических искусств и открытой евразийской кино-премии «Бриллиантовая бабочка», общий призовой фонд которой составил 3 миллиона 250 тысяч долларов.
Вниманию зрителей, как обычно, были предложены четыре конкурса – основной, «Русские премьеры», документального и короткометражного кино и 20 внеконкурсных программ, наполовину обновлённых. Среди новинок – «За тридевять земель», «Цена вопроса», «Маленькие люди, большая история», «Точки кипения», «Оперы Поднебесной», «Прожектор», «Любимые песни из забытых фильмов». В основном конкурсе участвовали 13 картин - из Италии, Бельгии, США, Турции, Республики Корея, Аргентины, Испании, Бангладеш, Нидерландов, Германии, Индии, Казахстана и три - из России. Всего в фестивальных программах российских картин было представлено около тридцати.
Церемония закрытия по традиции состоялась в Театре «Россия» на Пушкинской площади. Никита Михалков поблагодарил членов четырёх жюри за «честно выполненную работу», а зрителей - за интерес к кинематографу. Фестиваль жив, заметил он, именно усилиями тех, кто ходит в кино. «К сожалению, фестивали, в большинстве своём, – предварил Михалков разговор о кино, – перестали оценивать искусство как таковое, кино, в том числе, для них важна политическая позиция тех, кто делает это кино. И казалось, что мы чуть ли не единственные в мире встали во весь рост против того, что пытаются нам навязать. Но, как выяснилось, к счастью, нет, не одни мы так думаем».
Главной темой фестиваля стало, конечно, 80-летие Великой Победы, этой дате был посвящён фильм открытия – «В списках не значился» по повести Бориса Васильева, в котором одну из центральных ролей сыграл Владимир Машков. В роли лейтенанта Плужникова - актёр Театра Олега Табакова Владислав Миллер.
Специальным призом жюри награждён фильм казахстанского режиссёра Фархата Шарипова «Эвакуация», представленный в основном конкурсе. По формулировке жюри, кино это показывает, как «гуманизм преодолевает все ужасы войны». Над картиной работали шесть лет, режиссёр посвятил её своей бабушке. В центре фильма – эвакуация людей на восток, известно, что Казахстан принял около полутора миллиона человек, и для многих остался домом по сей день. Часть событий происходит в поезде, в котором едут Наталья с 6-летней дочерью Галей и в суматохе теряют друг друга... Фильм стилизован под военное время: не широкий экран, чёрно-белая картинка, особые титры. Характеры персонажей режиссёр списывал со своих знакомых, аккуратно помещая их в историю, и стараясь соблюсти баланс. Судьбы эвакуированных детей изучали на специальном сайте, где волонтёры разместили дневники и письма людей, живших во время войны. «Мы старались максимально погрузить зрителя в происходящее», – сказал режиссёр.
И у создателей картины это получилось. Поражают сцены людского круговорота на вокзалах, казалось, что эта массовка в несколько сотен человек неуправляема, а на деле дирижировали ею всего четверо. Съёмки проходили в заброшенном депо, в условиях, приближенных к реальным, так что актёры смогли по-настоящему вжиться в образы персонажей. Неудивительно, что Наталья Витмер, сыгравшая мать Гали, разрыдалась на сцене, когда актрисы вместе с режиссёром вышли получать приз.
...Короткий метр в кино - с этого всё начинается. Когда фильм снят, всем становится ясно, чего ждать от автора в будущем. Испанская короткометражная лента «Танец пчелы» Фон Кортисо признана лучшей. Главный герой Алекс, работающий над аудио-дескрипцией фильмов для незрячих, пытается понять, какое место занимает он в этом мире, насколько мужествен и достаточно ли заботится о дедушке. Слепая от рождения Люсия, сама того не осознавая, становится для героя проводником, помогая ему пройти сквозь сомнения. «Изначально я собирался снимать документальный короткий метр про дедушку, которого не стало в 102 года, - рассказал режиссёр, - но, когда он скончался, я понял, что хочу снять кино в целом об ответственности за близких».
Фильм Фёдора Малышева «Танго» по повести Георгия Данелии (Россия) удостоен особого упоминания жюри короткометражных фильмов. Фильм посвящён тайне любви с первого взгляда. «Рассказ Данелии попал в меня на сто процентов, как будто про меня написано, неслучайно продюсеры сказали, что я непременно должен снять об этом кино, – признался Малышев, - поэтому я всегда недоумеваю: если кино не хочет рассказывать про личное, для чего оно вообще существует?»
Председатель жюри конкурса документального кино, общественный деятель из США Питер Кузник во время фестиваля встречался со студентами МГУ и с огорчением узнал, что американцы не выступали в Университете с 2022 года. Также он сообщил, что на фестивале, к сожалению, присутствовали лишь два представителя США. А что касается приза, то решение вручить «Серебряного Святого Георгия» документалисту, профессору университета Пань Чжици за фильм «Тётушка Ху и её райский сад» Кузником и его коллегами - режиссёром Бруно Жорже из Бразилии и российским оператором Ириной Уральской было принято единогласно. Пань Чжици десять лет, причём ручной камерой, снимал эту картину, изо дня в день наблюдая как его героиня создаёт свой райский сад из никому не нужного хлама. В её руках все эти предметы, развешанные на деревьях, - зонтики, фонарики, домики, кусты, гроздья фруктов превращаются в фантастические цветы.
Но не всё ладно у выдумщицы тётушки Ху: дом идёт под снос, значит, и саду не поздоровится. И где только взять сил, чтобы себя «держать» да ещё воодушевлять приёмного сына? И только представьте, кто прислал ей привет и поддержку через столетие - Николай Островский, а точнее, Павка Корчагин.
Выступая на церемонии закрытия, Пань Чжици подчеркнул, что чувства персонажей в фильмах разных стран очень схожи. И привёл в пример, в числе прочих, нашу Катерину из фильма «Москва слезам не верит». Вот так русский характер, в разных его ипостасях, поддерживает людей. «Вы укрепили мою веру в творчество», – именно так режиссёр завершил своё выступление, обращаясь к жюри.
Особого упоминания жюри удостоен документальный фильм «Зимник» Юрия Дорохина (Россия).
Председатель жюри конкурса «Русских премьер» режиссёр Владимир Грамматиков отметил, что фильмы были настолько разноплановыми, что у членов жюри осталось ощущение, что они обсуждали не кино, а саму жизнь. …Героине Юлии Пересильд в картине Антона Маслова «Мужу привет» преподнесено суровое испытание: вот уже несколько лет она поддерживает жизнь впавшего в кому мужа, и силы её на исходе. Но спасательный круг – и утешение, и чувство полноты жизни она получает, познакомившись с Георгием. Фильму вручили приз, и, возможно, для кого-то из зрителей он стал тем же спасательным кругом, что и для главной героини. Получив «Серебряного Святого Георгия», Антон Маслов пошутил: «Делайте все, что говорит ваша жена, и вы попадёте на Московский кинофестиваль, а если она ещё и напишет сценарий – вы победите» (Мария Маслова, супруга режиссёра, соавтор сценария. – Ред.). Пара воспитывает дочь.
Призами за лучшее исполнение мужской и женской ролей наградили - Евгения Цыганова («Семейное счастье», Россия) и – Марию Родригос Сото («Дом в огне», Испания).
Гран-при 47 ММКФ вручили индийской картине «Элизиум» Прадипа Курбы, которая получила ещё и приз жюри за лучшую режиссёрскую работу. «Мне придётся просить фестиваль помочь с дополнительным багажом», – радостно пошутил режиссёр.
Председатель жюри испанский режиссёр, основатель продюсерской компании Eddie Saeta Луис Миньярро, объявляя победителя, напомнил, что в переводе с древнегреческого Элизиум – это место, где встречаются души высшего уровня, другими словами, рай. «Этот фильм – настоящая драгоценность, – сказал член жюри, режиссёр, сценарист, продюсер Корнел Георгицэ (Румыния, Франция), он перенёс меня на высокий уровень мирового кино, поставив в один ряд с Куросавой, Беккетом, Сокуровым. «Элизиум» стоит особняком от всего, что мы видели». «Невероятно смелой картиной мужественного, тонкого, любящего людей и свою профессию режиссёра» назвал фильм член жюри Алексей Герман-мл. (Россия). «Прадип Курба сделал ровно то, чего не надо делать, чтобы побеждать на фестивалях, – сказал Герман, – он избавил картину от всяческого нарратива, а просто снимал кино о жизни людей». Лауреат посвятил награды своей команде, а также семье – сыну, отмечавшему день рождения, и памяти недавно ушедшего отца.
В центре фильма-медитации история вымирающей деревни народа кхаси, расположенной в красивейших горах штата Мегхалая на северо-востоке Индии. В 2047 году, когда Индия отметит 100-летие своей независимости, в деревне останется всего шесть человек, связанных общей бедой и нерушимыми узами дружбы. Именно эти узы помогут им выжить, а главному герою Ливингстону пережить потерю любимой жены Белинды. Главная мысль картины в том, что ничто не может противостоять человечности, только в ней можно найти спасение.
«Золотого Святого Георгия» за вклад в кинематограф получил актёр театра и кино Владимир Ильин, которого широкий зритель знает по сотне картин, среди которых «Сукины дети», «Затерянный в Сибири», «Макаров», «Сибирский цирюльник», «Палата №6», «Идиот», «Белый тигр», «Время первых».
«Есть хорошие актёры, а есть великие – когда ты не понимаешь, как он это делает, как репетирует, чем руководствуется. Такими были Иннокентий Смоктуновский, Алексей Петренко - великие актёры русской школы. Именно такой актёр Владимир Ильин», – сказал Никита Михалков, приветствуя лауреата. Зал аплодировал стоя.
Сам Ильин был немногословен: «Всех слов благодарности не произнести, немножко неловко перед стариками... Я воспитывался во дворе, хотя папка был артистом. И никакой я не великий... Мира всем! И чтобы была работа. Солдатикам нашим кланяюсь в пол... Христос Воскресе!».
Фильмом зрительских симпатий признали фильм Андрея Зайцева «Двое в одной жизни, не считая собаки». Со Светланой Крючковой и Александром Адабашьяном в главных ролях. Они играют пару питерских стариков-интеллигентов, излучающих оптимизм, терпение и прощение, именно эти качества притягивают к ним, как магнитом, всех, кому неуютно в этом мире.
Особой эмоциональностью окрашивает фильм то, что в нём звучит подлинный голос внучки Светланы Крючковой, с которой она, как и в жизни, общается, в основном, по телефону, из-за далёкого рубежа. И говорит внучка с акцентом…