Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Эти скульптуры будут стоять на наших площадях!»

«Эти скульптуры будут стоять на наших площадях!»

Открытием для многих стала новая выставка скульптора Елены Безбородовой «Чем люди живы»
Алексей Тимофеев
01.04.2022
«Эти скульптуры будут стоять на наших площадях!»

Историк и политик Наталия Алексеевна Нарочницкая, востребованная в наше суровое и тревожное время, как немногие, нашла время приехать на открытие выставки в Дом Гоголя и сказать удивительно высокие слова: «В данном случае я просто русский человек, который под огромным впечатлением от великого таланта, вновь рожденного Россией, причем в век, когда нравственный нерв из произведений искусства исчезает, поскольку якобы нет разницы между добром и злом, красотой и уродством, истиной и ложью, к чему и стремится враг рода человеческого. Творчество Елены Безбородовой – это еще и вдохновляющий акт русского национального самосознания, православного сознания».

Н.А. Нарочницкая продолжила:

«Это не «Черный квадрат» Малевича, который на самом деле есть манифест безбожной эстетики. «Черный квадрат» – это же не произведение искусства, это именно философский манифест. Потому что красота богоданного мира перестает отражаться в душе человека, отринувшего Творца. Здесь это не так. И не случайно то, что именно Россия вновь родила нам такой талант. Елена – русская женщина! Русский фольклор и русская литература явили перед нами образы женщин, каких нет в других литературах, в другом фольклоре. В восточных сказках это красавица, которая просто как награда герою. А у нас – богатырка Синеглазка спит, как речной порог шумит. Вот Марья Моревна, прекрасная королевна, которая побеждает Ивана-царевича, достает нож булатный резать ему грудь белую. А он ей говорит: а не отложить ли тебе в сторону нож булатный, а не поцеловать ли тебе меня в уста сахарные? Я выросла на этих сказках. И Марья Моревна откладывает нож, показав, что она может все, она становится той женой, которая потом истопчет три пары железных башмаков, чтобы спасти своего мужа. И вот эти Наташи Ростовы, эти тургеневские девушки, богатырки, не богатырки – это они в годы Великой Отечественной войны выносили с поля боя раненых, жертвовали собой, показывая и несгибаемую волю, и утверждение добра… И здесь, на выставке, мы это видим.

Меня поражает также эстетика этих произведений. Это как в православном храме. В католическом, я понимаю, что те, кто их строил, были очень верующими. Зачем это отрицать? Там видна эта преданная работа. Но ты заходишь, и ты прибит, тебе страшно и тебе как-то очень грустно и печально...

А вот в православном храме ты веришь, что с Богом все возможно. Возможно преобразиться, возможно заново начать жизнь! В нашей эстетике есть этот свет! И скульптуры Елены как будто парят вверх, они, несмотря на монументальность, устремлены в небо...

Я под большим впечатлением. Это такой талант. Это не просто талант, это мощь души, духа. Мощь труда, мощь сознания, мощь веры. Здесь всё. Я знаю еще лирические произведения скульптора. Они с таким изяществом сделаны. Мощь смысла и одновременно легкость и изящество – это тоже величайшее достижение. Можно низко поклониться Елене Безбородовой и поздравить нас и Россию с тем, что не иссякнет ни русский дух, ни русский талант!

И в этот век подмен, когда красота и норма объявлены пошлостью и скукой, а пошлость, уродство, отклонение от нормы – якобы развитием к чему-то большему, искусство Елены утверждает вечность непоколебимых истин и нашу им верность».

Общее воодушевление охватило в тот день собравшихся на открытии выставки «Чем люди живы». Виделись даже слезы у кого-то на глазах… Выставка на духовную, христианскую тему нашла отклик именно в дни Великого поста, в дни внезапно наставших глобальных мировых перемен…

Как давно отметил духовник скульптора протоиерей Георгий Докукин: «Елена Безбородова обладает даром восприятия божественной Любви и Света. Видение свое она претворяет в бронзу. Отсюда и светоносность образов».

Патриарх Алексий II назвал время, наступившее после 1988 года, «вторым Крещением Руси». Созданная Еленой Безбородовой именно за эти десятилетия и представленная на выставке галерея светоносных образов, бесспорно, позволяет назвать ее ведущим скульптором духовного возрождения, воцерковления России.

На выставке представлены классические работы, отражающие весь земной путь Иисуса Христа – от «Благовещения» и «Рождества» до «Снятия с креста» и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…». Глаза Спасителя смотрят прямо нам в душу… Нас окружает здесь сонм русских святых – от игумена земли Русской Сергия Радонежского в сияющем круге из чудесных птиц и склоненного в молитвенном подвиге Серафима Саровского до вознесенной в барельефе-облаке на Романовском кресте Царской семьи и святителя Луки Крымского, не сломленного страшнейшими пытками богоборцев. Здесь и старцы последних времён – отец Николай Гурьянов, благословляющий нас с берега Псковского озера, и герой Сталинграда архимандрит Кирилл (Павлов), непобедимо вставший с автоматом и Евангелием перед нацистским бесовским нашествием.

Потрясает мощный и яркий, актуальнейший, провидчески созданный в 2019 году образ «Архангел Михаил Воевода». К нему, первому во ангелах предстоятелю, обращаем мы сегодня молитву: «Буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечеству нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых».

Произведения заслуженного художника России Елены Безбородовой находятся во многих музеях и частных собраниях, установлены в российских регионах и столицах, за рубежом – от Москвы и Санкт-Петербурга, Мордовии до Великобритании, о скульпторе немало написано, издано два альбома, но, судя по всему, должное осмысление и признание ее творчества еще впереди.

Об этом свидетельствуют раздумья и оценки выступивших на открытии выставки «Чем люди живы». Среди них – известные эксперты.

Куратор выставки, искусствовед, член ТСХ Лариса Александровна Мещерякова в пресс-релизе, который, на наш взгляд, стал не просто информационным документом, а образным и точным художественным предисловием к экспозиции, пишет:

«Выставка представляет собой экстраординарное, выдающаяся явление в контексте развития современной православной духовной скульптуры...

Елена, видимо, впитала в себя свой художественный материал, – металл, и состоялась вопреки всему! Когда она поступала в Суриковский, девушек старались не пропустить в физически тяжёлую профессию. Сдав экзамены на пятёрки, Лена оказалась единственной на курсе среди 15 юношей, и единственной студенткой профессора, зав. кафедрой скульптуры М.Ф. Бабурина, поступив «первым номером», т.е. набрав максимальный балл! После смерти Михаила Бабурина Елена Безбородова стала ученицей Льва Кербеля. Она признательна своим учителям и хранит о них добрую память… Социальные изменения проверяли на прочность, но новый формат ценностной фальш-панели в искусстве никоим образом не коснулся автора.

Никаких провокаций, заигрываний с публикой, никаких нарочитых интонаций, никаких работ на тему «сделайте нам красиво» из-под руки Елены никогда не появлялось. Елена Безбородова – кристально честный перед своим Предназначением Художник…

Свой творческий метод Елена Анатольевна определяет как «символический реализм». Жанровый диапазон Безбородовой – весь спектр пластического искусства… Выставочный зал Дома Гоголя на сей раз представил безусловно главную, магистральную «Христианскую» тему творчества скульптора...

Созданные художником образы – все – современны и навсегда своевременны. Современны для автора, – и равно для нас. «У Бога все живы» – и современен – в вечность – Андрей Первозванный, протопоп Аввакум, Артемий Веркольский, Лука Крымский, держащий перед собой предоперационные чистые руки хирурга, в которые ощутимо снисходит благодать Божия».

Открывая выставку, Л.А. Мещерякова добавила к написанному: «У каждого человека свой путь к вере. И у каждого христианина свой путь в Церковь. У Лены – такой. И ее работы – суть проповедь.

Когда у нас проходил монтаж выставки, люди заглядывали в окна, и мы пускали всех, кто хочет посмотреть. Женщина зашла, ходила, внимательно смотрела на работы. Потом остановилась напротив «Луки Крымского» и сказала: я физически чувствую – он лечит! А у меня абсолютное впечатление, что в руки Елены снисходит благодать! И с молитвой она приступает к работам».

Благословил открытие выставки протоиерей Александр Птицын, клирик храма Большое Вознесение:

«Братья и сестры, мы Елену знаем с самого начала ее творческого пути, больше тридцати лет, видели ее подвиг духовного возрастания в скульптуре. Считаю, что можно сказать именно так.

Каждая скульптура Елены – это живая скульптура! Она дышит сердцем. Смотрю сейчас на скульптуры святителей, угодников Божьих, которые окружают нас в этом зале, на Лермонтова – они нас вдохновляют! Потому что они живые.

Расскажу о незабываемом. Для Крестовоздвиженского храма на Чистом Вражке, где я тогда служил, Елена в 1995 году, было ей 33 года, сделала Распятие с предстоящими. Оно замироточило, с коленочки Спасителя шло миро. Весь храм благоухал! Мы сообщили об этом Святейшему Патриарху Алексию II.

Мы должны к Господу подходить в чистоте и правде. В молитве. И тогда Господь нас примет и нашу молитву услышит. А вот  молитву Елены Он услышал. Вот ее скульптура «Моление о Чаше». Спаситель нам показывает пример молитвы, как нам нужно молиться. Коленопреклоненно, от чистого сердца…».

Лаконичен был в своем выступлении народный художник России, почетный член Российской Академии художеств, председатель Московского областного отделения Союза художников России Сергей Михайлович Харламов: «Я знаю работы Елены очень давно. И всегда восхищался ими. Когда сегодня вижу их еще раз, какую радость они доставляют! И душевную, и духовную. Спасибо тебе за открытие такой великолепной выставки!»

К словам мужа Ольга Валентиновна Цельмер, художник, староста храма Большое Вознесение добавила: «Скажу как супруга и жительница Плющихи, где неподалеку расположен Крестовоздвиженский храм, с которого все начиналось. Хочу подчеркнуть, что обычно, когда изображают Спасителя или святых, их изображают статично. Елена – что ни образ – то сплошная динамика! Молитва – так это молитва, Спаситель – вот он несет свет. Все работы очень динамичные. Это потрясающе! Именно женщина более чутко понимает все происходящее. И так замечательно умеет выразить».

Известный фотограф, лауреат приза «Золотой глаз» конкурса «World Press Photo» Павел Павлович Кривцов, снимавший многих деятелей нашей культуры, вспомнил такую легенду:

«Как-то святой праведный Лазарь, ставший епископом после воскрешения из мертвых, проходил мимо рынка, мальчишка украл глиняный горшок у продавщицы. Она пожаловалась епископу. И он только чуть-чуть улыбнулся, он никогда не смеялся после воскрешения, и говорит: ну вот, глина украла глину.

Господь нас создал из глины. И вдохнул в нас жизнь. А Елена из глины творит свои скульптуры. И через свое чувство, через свой талант она вдыхает в эти работы духовность.

У меня также есть послание от великого композитора Георгия Васильевича Свиридова: «Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестает быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла».

Личные впечатления и глубокий анализ творчества скульптора – в выступлении директора фонда ГРАНИ, соредактора журнала «Третьяковская галерея», почетного члена Российской академии художеств Натэллы Ильиничны Войскунской:

«Именно в этом зале на совместной выставке Елена Безбородовой и ее дочери мы познакомились. Это знакомство положило начало нашей творческой дружбе.

Трудно не заметить поразительное сочетание образа скульптора с ее работами. Это сочетание – хрупкость и стержень, т.е. сильный характер. Я бы сказала, что, может быть, она идет вослед Мухиной. Пусть в Мухиной не было хрупкости, но было ощущение мощности, был стержень.

Пожалуй, Елена Безбородова и ее творчество максимально точно передают ощущение той эпохи, в которой мы живем: в эту сложную эпоху хрупкость нашей души подвержена бесчисленным испытаниям. Для верующих людей есть опора – их вера. Другой опоры у них нет. А далекие от веры пребывают в поисках опоры.

Здесь многие говорили, что каждый пришел к вере своим путем. Я могу сказать о своем пути. Был весенний день, похожий на сегодняшний, я ехала в метро. И не знаю каким образом, но я вдруг физически поняла, всем своим существом ощутила хорошо знакомый мне факт, что Христа реально распяли. Я прониклась пониманием его крестной муки. Я еще тогда не была даже крещеным человеком: просто поняла, что это было. И с тех пор для меня это стало очень важным.

Если говорить о Елене Безбородовой как о скульпторе, говорить о том, что мы видим на выставке, то невозможно отрицать очевидное: ее связь с искусством скульпторов Возрождения. Именно в их искусстве скульптуры утратили статичность, обрели особую чувственность. Именно в эпоху Возрождения, собственно говоря, и были заложены гениальные основы истинно духовной скульптуры.

Что отличает скульптурные произведения, которые мы видим на выставке? Бросается в глаза вот что: работы как бы идут навстречу зрителю, они раскрыты – жестом ли, особой ли конфигурацией, геометрией сложения фигур. Ведь подумайте: сколько мы видели за свою жизнь, например, «Пьет», сколько «Снятий с креста». И разве можно сказать, что все они были статичны? Нет, конечно. А даже самый известный сюжет у Елены – это что-то явно свое, одновременно похожее на других и не похожее. Я вам скажу, это – самое главное при разговоре о творческом человеке. А в чем заключается это «свое»? А в том, что каждый вдумчивый зритель не просто сочувствует, но и как бы содействует Сыну Человеческому: поддерживает Христа – кто слева, кто справа... Своим состраданием мы включены в момент страдания. И этим многое сказано.

Елена Безбородова – человек очень отзывчивый, особенно когда речь идет об искусстве. Она замечательным образом участвовала в большой программе Фонда ГРАНИ, которая была посвящена Моцарту. Четыре месяца наша выставка открывала Музей моды. Моцарт у Елены дирижировал роскошным пространством эпохи модерна, был абсолютно гармоничен, полностью созвучен и эпохе, и тому проекту, который мы делали вместе.

В сегодняшней экспозиции представлена работа «Лермонтов», высоко оцененная представителями фонда «Время Лермонтова…». Вот что их заинтересовало в статуе Михаила Юрьевича. Проект задуман для домика Рошке. Это сохранившийся до наших дней домик под Пятигорском. Домик в немецкой колонии: естественно, там подавали прекрасный кофе. Все заходили к Рошке пить кофе. Перед дуэлью туда заглянул Лермонтов: выпил кофе и сказал, обращаясь к хозяину: «Я скоро вернусь». А ушел навсегда...

Именно этот момент как раз запечатлен в скульптуре Елены Безбородовой. Поймите: есть маленький домик, он сейчас восстанавливается, там будет маленький музей. Мы очень надеемся, что представленная сегодня на выставке скульптура будет долго-долго одухотворять домик Рошке – точно так же, осмелюсь сказать, как и поэзия Лермонтова.

Желаю Елене больших творческих успехов! Она удивительный человек с удивительным чувством меры. Она все время работает в таких областях, где чуть-чуть пережми – и получится не то, как сейчас говорят, что-то пойдет не так... А вот у Елены все это получается, ибо соблюдена грань чувства меры, такта, ритма, формы.

И еще один момент. Первый результат нашего знакомства – это беспрецедентное издание журнала «Третьяковская галерея», посвященное 75-летию Победы. Вы сами знаете, сколь много создано картин и скульптур на тему поэтической строки «…и превратились в белых журавлей». Ведь образ бесконечно точен и с поэтической, и с изобразительной точки зрения. Редакция выбрала скульптуру Елены Безбородовой. Изображение именно этой скульптуры открывало английскую версию выпуска нашего журнала, посвященного 75-летию Победы».

Русский писатель, первый лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Николаевич Крупин, чей бюст из бронзы работы Елены Безбородовой представлен на выставке, отметил:

«Эти скульптуры исключительно православные, удивительной силы. Подходишь, например, к «Лермонтову», и сразу слышишь: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…». Мгновенно звучат стихи.

Вроде бы это не мужское дело – работа с глиной, металлом. Но вот хрупкая женщина стала основоположницей православного проявления скульптуры. Это большая радость, что у нас есть такая Елена Анатольевна! Сердечно поздравляю».

Православный публицист Мария Андреевна Мономенова размышляет:

«Ехала на выставку в Дом Гоголя, любимого писателя. 24 марта – набираю в интернете, что уже было в этот день. Гоголь, 24 марта, письмо Николаю Языкову из Франкфурта. Большое, но я подспудно понимаю, что пишет он про Лену. Речь идет о противоборствующих идеологических кланах, так или иначе, вспоминается и наше время. Гоголь рассуждает: как же так, как нам объяснить им, что мы правы, что истина на нашей стороне? Получается, что каждый самоотверженно бьется, но за свою личную правду. А нужно как-то так подойти, чтобы не свою правду раскрывать, а Божию. Он говорил о мягкой силе, хотя тогда такого понятия еще не существовала. Но Гоголь о нем уже знал.

Творчество – мягкая, но на самом деле очень серьезная сила. По Гоголю, единственная, которая способна донести Божью истину до людей, которые по тем или иным причинам пока еще далеки от Церкви.

А познакомились мы с Леной в типичных для ее характера условиях. В 2013 году в Сирии. Это была спецоперация делегации женщин из России. Кстати говоря, Лена подарила там семье президента Башара Асада свою скульптуру «Снятие с Креста».

Нам есть о чем вспомнить...».

Народный художник России, действительный член Российской Академии художеств Дмитрий Анатольевич Белюкин, одноклассник Елены Безбородовой по МСХШ, перекинул мостик из прошлого в настоящее:

«Мы вместе учились как в школе, так и потом в институте. Мы прошли вместе эти стадии взросления. Тогда мы все были маленькими и счастливыми, потому что впереди, где-то очень далеко, виднелся Парнас, на котором были Микеланджело, Рафаэль, Тициан, для нас – недосягаемый уровень живописцев и скульпторов. И мы честно, бескорыстно служили искусству, горели и хотели приблизиться к той вершине. Очень мало кто эту дистанцию пробежал. Хотя бы не то что став на уровень, а приблизившись к Парнасу, сохранив вот эту честность отношения «ты и мир», «ты и искусство», «ты и Господь», который управляет тобой, подсказывает темы. Чистота темы, важность темы... Многие из наших одноклассников были еще до этого дикого арт-бизнеса сломлены просто жизнью... И мало кто сохранил вот это горение, которое, безусловно, есть у сегодняшней именинницы».

График и живописец, член Московского Союза художников Дарья Мазурина, дочь скульптора, высказала свое мнение:

«Сказано много хороших слов. И это все правда. Любые художественные произведения трогают зрителя, когда в них есть что-то понятное каждому человеку. Что-то общее.

И в целом в православной культуре таких символов очень много. Например, молитва в Гефсиманском саду, когда человек, возможно, принимает какое-то решение, которое будет для него сложным, и он его принимает не в свою пользу, а в пользу чего-то большего, чего-то более великого, ради какой-то важной идеи.

Я думаю, что эти работы будут понятны не только православным, а всем людям, вне зависимости от их религии, веры, национальности. Это общие моменты. Искусство нужно для того, чтобы люди могли объединяться, чтобы оно помогало людям жить, проходить испытания. Я вижу в искусстве такую миссию. И я очень рада, что моя мама идет этим путем. Чтобы помогать людям проживать и радостные, и печальные, сложные моменты».

Завершить репортаж об открытии выставки Елены Безбородовой можно словами Н.И. Нарочницкой, которая ответила тем, кто удивляется – почему многие из работ Елены Безбородовой существуют пока лишь в небольших рабочих моделях, хотя могли бы, при соответствующем увеличении, украшать площади наших городов, вдохновляя и радуя людей.

«Это еще и великий художник нашего времени.

Думаю, что эти скульптуры будут стоять на наших площадях! Потому что мир уже никогда не будет иным, но надо выстоять.

И вот эта система ценностей, которую нам навязали, от которой мы все время отбивались, оправдывались, она растоптана самим Западом. И зачем нам подчиняться их логике, эстетике, оправдываться, что они не так нас поняли, что мы на самом деле хорошие, в их смысле. Не нужен нам их смысл! Вот наш смысл».


Выставка Елены Безбородовой «Чем люди живы» работает до 8 мая в Доме Гоголя, Никитский бульвар, 7, среда – воскресенье с 12:00 до 20:00.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..