Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
12 декабря 2024
Друг униженных и оскорбленных

Друг униженных и оскорбленных

Памяти Эдуардо Де Филиппо
Ирина Баранчеева, Рим
31.10.2024
Друг униженных и оскорбленных

В этот день, 40 лет назад, не стало выдающегося итальянского драматурга, актера, сценариста и режиссера Эдуардо Де Филиппо. К нынешнему юбилею в его родном Неаполе Фонд, носящий его имя, организовал целую серию мероприятий, чтобы почтить память мастера.

 

Помимо вечера в Театре Неаполя, посвященного «великому Эдуардо», публике будут представлены в новом прочтении некоторые из его комедий, в том числе «Рождество в доме Купьелло», которая принесла ему мировое признание.

В Италии его называли просто по имени, как Леонардо или Рафаэля, что является высшим выражением народной любви. Творческое наследие мастера огромно, и оно стало отправной точкой для следующих поколений режиссеров и актеров. Его пьесы, написанные в 30-40-е годы прошлого века, и сегодня с успехом идут на сценах многих театров мира, в том числе в России.

Эдуардо Де Филиппо, появившийся на свет в 1900 году в Неаполе, как и его старшая сестра Титина и младший брат Пеппино, ставшие также известными актерами, были незаконнорожденными детьми известного актера и комедиографа Эдуардо Скарпетта. А их матерью – театральная швея.

Можно сказать, что все три ребенка Де Филиппо, носившие фамилию матери, с раннего детства дышали воздухом кулис. Маленький Эдуардо впервые появился на сцене в возрасте всего 4-х лет, а в 14 он уже вошел как вполне профессиональный актер в антрепризу его сводного брата Винченцо Скарпетта. Позже Эдуардо Де Филиппо организовал собственную театральную антрепризу, в которой вместе с ним выступали его брат и сестра.

«Трио Де Филиппо» в довоенный период имело огромный успех и привлекало к себе внимание публики в различных водевилях, легких комедиях, фарсах. Пеппино Де Филиппо также писал пьесы и театральные сценки, но только комедии Эдуардо перешагнули границы Апеннинского полуострова и завоевали весь мир.

Действие большинства из них происходит в Неаполе. Он как никто в XX веке смог показать «блеск и нищету» этого великолепного города и полный противоречий характер его обитателей. Доброта в них подчас весьма непринужденно уживается с неблаговидными поступками, которые они совершают под давлением неблагоприятных обстоятельств. 

Однако герои Де Филиппо подкупают своей искренностью, непосредственностью, человечностью… Можно сказать, что комедии итальянского драматурга продолжают традиции русского классического театра: в них царит знаменитый гоголевский «смех сквозь слезы». 

В 1931 году Эдуардо Де Филиппо представил публике свою комедию «Рождество в доме Купьелло», которая имела широкий успех во всей Италии. Ее действие разворачивается вокруг главного героя Луки Купьелло, мечтателя, который живет в воображаемом мире, и в то время, как накануне Рождества он посвящает себя созданию знаменитых неаполитанских Рождественских яслей, рядом с ним происходит семейная драма. Но он как будто не замечает, погруженный в свой идеальный мир, или не хочет замечать, что на земле существуют злость, ревность, измена, лицемерие. А когда не замечать этого становится уже невозможным, то он не выдерживает…

Пьеса заканчивается смертью главного героя, в чертах которого легко найти сходство с романтиками и мечтателями Достоевского.

В 1945 году Эдуардо Де Филиппо одним из первых, наряду с Роберто Росселлини, попытался осмыслить события Второй мировой войны. Так появилась его пьеса «Неаполь, город миллионеров», затем экранизированная, в которой он сыграл одну из главных ролей.

Если Росселлини в фильме «Рим – открытый город» рассказал о немецкой оккупации итальянской столицы, то Эдуардо Де Филиппо представил неприкрашенную картину военного и послевоенного Неаполя. Тяжелейшие бомбардировки англо-американской авиации, голод, нищета, контрабанда, проституция… Таковы были последствия для неаполитанцев той войны. Не умолчал он и о детях, которые родились у незамужних девушек от случайных связей с американскими солдатами. А тогда этого старались не замечать...

Однако самой известной театральной работой Эдуардо Де Филиппо остается комедия «Филумена Мартурано», появившаяся в 1946 году. Позже он снял по ней фильм, сыграв в нем в паре со своей сестрой Титиной, для которой была написана заглавная роль. 

И хотя тот фильм имеет несомненные достоинства, все же самой знаменитой экранизацией этой комедии Де Филиппо остается фильм «Брак по-итальянски» (1964) режиссера Витторио Де Сика, с неповторимыми Софией Лорен и Марчелло Мастроянни. 

Филумена, бывшая проститутка, уже много лет живет с Доменико Сориано, занимаясь всеми его делами, но он, помня ее прошлое, не собирается жениться на ней. Филумена вынуждена прибегнуть к хитрости, притворившись умирающей, чтобы добиться законного брака. Когда же обнаруживается ее обман, она открывает Доменико тайну: у нее есть трое детей и один из них его сын.

С того момента жизнь благополучного Доменико посвящена поискам собственного сына, но на самом деле – это дорога к себе самому, чтобы понять простые и вечные, но позабытые им ценности. В конце концов, он добровольно предлагает Филумене руку и сердце и становится отцом для всех ее детей.

Нетрудно заменить, что симпатии драматурга всегда были на стороне обиженных, униженных и оскорбленных. Ему был интересен маленький человек, пусть не лишенный недостатков, но «чистый сердцем» и имеющий свое достоинство, которое никому не позволено попирать.

Свои искрометные, остроумные комедии он наполнял глубоким смыслом и искренним чувством. Возможно, именно поэтому они трогают до сих пор. 

Эдуардо Де Филиппо пробовал свои силы и в театре, и в кино, и даже в музыкальном театре, где однажды он поставил оперу «Нос» Д.Д. Шостаковича. Он был очень любим в нашей стране. В 1956 году комедию «Филумена Мартурано» поставил Вахтанговский театр, с Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым в главных ролях. 

Сам драматург приехал в СССР со своей труппой только в 1962 году, хотя готовился к этой поездке много лет, и его жена Изабелла вспоминала об этих выступлениях: «Потрясающий, огромный успех… Весь день перед кассой театра стоит длиннющая очередь...»

Многое импонирует в личности Эдуардо Де Филиппо: он был щедрым, отзывчивым, настоящим творческим человеком, влюбленным в театр. После войны он выкупил развалины старинного неаполитанского театра «Сан Фердинандо», который восстановил и сделал одним из самых технически оснащенных в Европе.

Другой инициативой Де Филиппо стала его забота о неблагополучных подростках, которые оказываются в маргинальном положении и потому легко попадают в сети криминала – а таких в Неаполе, увы, и сегодня немало. Будучи почетным сенатором Итальянского парламента, он добился принятия закона, который помогал бы интеграции в общество этих молодых людей через возможность получить образование и найти свое место, в том числе в сфере искусства. Приятно отметить, что Фонд Эдуардо Де Филиппо, руководимый уже внуком драматурга, вплоть до наших дней продолжает эту деятельность.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Наталья
07.11.2024 14:57
Какая прекрасная глубокая и яркая статья об Эдуардо Де Филиппо, гении и прекрасном человеке. Статья не только повествует, но и питает читателя творческим духом великого мастера. Спасибо, Ирина!
Е. Д.
31.10.2024 20:51
Лет пятнадцать назад в московском театре им. Ермоловой шел спектакль "Вечер комедии". Вернее, это были четыре одноактных спектакля, поставленных по пьесам Б.Шоу, Фортюно, О'Генри и Эдуардо Де Филиппо. Все четыре пьесы были остроумны и приняты зрителями "на ура". Но последний, по пьесе Эдуардо Де Филиппо "Риск", был настолько уморительный, что зрители сползали со стульев от смеха. Наверно, и в самом деле "итальянцы это комический вариант русских".

Эксклюзив
09.12.2024
Святослав Князев
ВСУ — армия страны, в которой никто не хочет жить
К Дню Победы (1941-1945)
11.12.2024
Валерий Бурт
На случай захвата Москвы было создано московское подполье
Фоторепортаж
11.12.2024
Подготовила Мария Максимова
В нашей стране появился Музей Героизма




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.