Друг униженных и оскорбленных
В этот день, 40 лет назад, не стало выдающегося итальянского драматурга, актера, сценариста и режиссера Эдуардо Де Филиппо. К нынешнему юбилею в его родном Неаполе Фонд, носящий его имя, организовал целую серию мероприятий, чтобы почтить память мастера.
Помимо вечера в Театре Неаполя, посвященного «великому Эдуардо», публике будут представлены в новом прочтении некоторые из его комедий, в том числе «Рождество в доме Купьелло», которая принесла ему мировое признание.
В Италии его называли просто по имени, как Леонардо или Рафаэля, что является высшим выражением народной любви. Творческое наследие мастера огромно, и оно стало отправной точкой для следующих поколений режиссеров и актеров. Его пьесы, написанные в 30-40-е годы прошлого века, и сегодня с успехом идут на сценах многих театров мира, в том числе в России.
Эдуардо Де Филиппо, появившийся на свет в 1900 году в Неаполе, как и его старшая сестра Титина и младший брат Пеппино, ставшие также известными актерами, были незаконнорожденными детьми известного актера и комедиографа Эдуардо Скарпетта. А их матерью – театральная швея.
Можно сказать, что все три ребенка Де Филиппо, носившие фамилию матери, с раннего детства дышали воздухом кулис. Маленький Эдуардо впервые появился на сцене в возрасте всего 4-х лет, а в 14 он уже вошел как вполне профессиональный актер в антрепризу его сводного брата Винченцо Скарпетта. Позже Эдуардо Де Филиппо организовал собственную театральную антрепризу, в которой вместе с ним выступали его брат и сестра.
«Трио Де Филиппо» в довоенный период имело огромный успех и привлекало к себе внимание публики в различных водевилях, легких комедиях, фарсах. Пеппино Де Филиппо также писал пьесы и театральные сценки, но только комедии Эдуардо перешагнули границы Апеннинского полуострова и завоевали весь мир.
Действие большинства из них происходит в Неаполе. Он как никто в XX веке смог показать «блеск и нищету» этого великолепного города и полный противоречий характер его обитателей. Доброта в них подчас весьма непринужденно уживается с неблаговидными поступками, которые они совершают под давлением неблагоприятных обстоятельств.
Однако герои Де Филиппо подкупают своей искренностью, непосредственностью, человечностью… Можно сказать, что комедии итальянского драматурга продолжают традиции русского классического театра: в них царит знаменитый гоголевский «смех сквозь слезы».
В 1931 году Эдуардо Де Филиппо представил публике свою комедию «Рождество в доме Купьелло», которая имела широкий успех во всей Италии. Ее действие разворачивается вокруг главного героя Луки Купьелло, мечтателя, который живет в воображаемом мире, и в то время, как накануне Рождества он посвящает себя созданию знаменитых неаполитанских Рождественских яслей, рядом с ним происходит семейная драма. Но он как будто не замечает, погруженный в свой идеальный мир, или не хочет замечать, что на земле существуют злость, ревность, измена, лицемерие. А когда не замечать этого становится уже невозможным, то он не выдерживает…
Пьеса заканчивается смертью главного героя, в чертах которого легко найти сходство с романтиками и мечтателями Достоевского.
В 1945 году Эдуардо Де Филиппо одним из первых, наряду с Роберто Росселлини, попытался осмыслить события Второй мировой войны. Так появилась его пьеса «Неаполь, город миллионеров», затем экранизированная, в которой он сыграл одну из главных ролей.
Если Росселлини в фильме «Рим – открытый город» рассказал о немецкой оккупации итальянской столицы, то Эдуардо Де Филиппо представил неприкрашенную картину военного и послевоенного Неаполя. Тяжелейшие бомбардировки англо-американской авиации, голод, нищета, контрабанда, проституция… Таковы были последствия для неаполитанцев той войны. Не умолчал он и о детях, которые родились у незамужних девушек от случайных связей с американскими солдатами. А тогда этого старались не замечать...
Однако самой известной театральной работой Эдуардо Де Филиппо остается комедия «Филумена Мартурано», появившаяся в 1946 году. Позже он снял по ней фильм, сыграв в нем в паре со своей сестрой Титиной, для которой была написана заглавная роль.
И хотя тот фильм имеет несомненные достоинства, все же самой знаменитой экранизацией этой комедии Де Филиппо остается фильм «Брак по-итальянски» (1964) режиссера Витторио Де Сика, с неповторимыми Софией Лорен и Марчелло Мастроянни.
Филумена, бывшая проститутка, уже много лет живет с Доменико Сориано, занимаясь всеми его делами, но он, помня ее прошлое, не собирается жениться на ней. Филумена вынуждена прибегнуть к хитрости, притворившись умирающей, чтобы добиться законного брака. Когда же обнаруживается ее обман, она открывает Доменико тайну: у нее есть трое детей и один из них его сын.
С того момента жизнь благополучного Доменико посвящена поискам собственного сына, но на самом деле – это дорога к себе самому, чтобы понять простые и вечные, но позабытые им ценности. В конце концов, он добровольно предлагает Филумене руку и сердце и становится отцом для всех ее детей.
Нетрудно заменить, что симпатии драматурга всегда были на стороне обиженных, униженных и оскорбленных. Ему был интересен маленький человек, пусть не лишенный недостатков, но «чистый сердцем» и имеющий свое достоинство, которое никому не позволено попирать.
Свои искрометные, остроумные комедии он наполнял глубоким смыслом и искренним чувством. Возможно, именно поэтому они трогают до сих пор.
Эдуардо Де Филиппо пробовал свои силы и в театре, и в кино, и даже в музыкальном театре, где однажды он поставил оперу «Нос» Д.Д. Шостаковича. Он был очень любим в нашей стране. В 1956 году комедию «Филумена Мартурано» поставил Вахтанговский театр, с Цецилией Мансуровой и Рубеном Симоновым в главных ролях.
Сам драматург приехал в СССР со своей труппой только в 1962 году, хотя готовился к этой поездке много лет, и его жена Изабелла вспоминала об этих выступлениях: «Потрясающий, огромный успех… Весь день перед кассой театра стоит длиннющая очередь...»
Многое импонирует в личности Эдуардо Де Филиппо: он был щедрым, отзывчивым, настоящим творческим человеком, влюбленным в театр. После войны он выкупил развалины старинного неаполитанского театра «Сан Фердинандо», который восстановил и сделал одним из самых технически оснащенных в Европе.
Другой инициативой Де Филиппо стала его забота о неблагополучных подростках, которые оказываются в маргинальном положении и потому легко попадают в сети криминала – а таких в Неаполе, увы, и сегодня немало. Будучи почетным сенатором Итальянского парламента, он добился принятия закона, который помогал бы интеграции в общество этих молодых людей через возможность получить образование и найти свое место, в том числе в сфере искусства. Приятно отметить, что Фонд Эдуардо Де Филиппо, руководимый уже внуком драматурга, вплоть до наших дней продолжает эту деятельность.