Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 октября 2022
Дом Лермонтова

Дом Лермонтова

Снова открылись двери старинного жилища поэта в Москве
Валерий Бурт
26.05.2014
Дом Лермонтова

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Знаменательная дата грядет в октябре, но Дом-музей поэта на Малой Молчановке уже обновился, прихорошился. Завершилась долгая, более чем трехлетняя реставрация, и жилище, где обитал юный стихотворец, приняло первых посетителей.

18 мая, в воскресенье, перед домом поэта на Малой Молчановке, под сенью деревьев толпился народ. После торжественного открытия, на котором было зачитано приветственное слово министра культуры РФ Владимира Мединского, начался праздник. Выступали музыканты, чтецы. Взрослые и дети декламировали стихи Лермонтова. Звучали «Бородино», «Демон», который поэт начал создавать здесь, на Молчановке. Возможно, многие вспоминали любимые строки Михаила Юрьевича.

…Позапрошлый век затаился совсем рядом с нынешним cтолетием. Достаточно шагнуть с шумного, говорливого Нового Арбата на патриархальную Малую Молчановку.

Там, посреди улицы дремлет старый деревянный дом с мезонином. Это нынче по мостовой шуршат шинами сверкающие авто и снуют нечастые прохожие. Во времена Лермонтова по булыжнику мостовой цокали лошадиные копыта, слышался стук сапог и башмаков. Неторопливо двигались кареты с лакеями на запятках, проносились пролетки, скрипели телеги, совершали моцион господа разных сословий, спешили мастеровые, торговцы, студенты, ученики. Среди последних был и Мишель Лермонтов. Его путь пролегал в Университетский благородный пансион. Вечером он возвращался назад, где его ждал ужин, приготовленный под заботливым оком бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

До августа 1829 года они занимали «деревянный флигель, состоящий в Арбатской части в 3 квартале под № 228, взойдя во двор на левой стороне». После того, как к ним приехал троюродный брат и друг поэта десятилетний Аким Шан-Гирей, Елизавета Алексеевна подыскала более просторное жилье. Она выбрала дом на Малой Молчановке, принадлежащий московской «купецкой жене вдове» Фекле Ивановне Черновой.

Бабушка и внук прожили в съемном доме до лета 1832 года. М.Ю. к тому времени был уже студентом университета. «В доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука», - свидетельствовал учитель Лермонтова Алексей Зиновьевич Зиновьев. 

в центр - копия 2.JPG…Я бывал здесь и не раз до реставрации. И от того, что тянула меня в этот заповедный уголок неведомая сила, и потому что знал, что здесь меня ждет словесный подарок от заведующей Домом-музеем Валентины Брониславовны Ленцовой (на фото). Эта милая, радушная женщина знает о Лермонтове если не все, то очень многое. И поэт давно - она пришла сюда работать в августе 1982-го, вскоре после открытия музея - стал для нее не просто любимым поэтом, но и близким человеком.

Да и не ушедший поэт для нее вовсе, а живой. Валентина Брониславовна сетует, что не сложилась у него личная жизнь, не давала покоя мятущаяся душа, а мысли – все больше о смерти. Цитирует с грустью: «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье, где укрывался весь в себя, боялся грусть не утая, будить людское сожаленье...». Впрочем, по словам Шан-Гирея, «в домашней жизни Лермонтов был почти всегда весел, ровного характера».

Он - фигура известная и… таинственная. Мы даже не знаем в точности, как он выглядел. Да, остались портреты стихотворца, написанные разными живописцами, но отражают ли он его подлинный облик?

«Какой же все-таки был Лермонтов? – вопрошает уже в который уже раз Ленцова. - Думаю, стоит верить его автопортрету».

Кстати, заведующая Домом-музеем и ее сотрудники во время реставрации потрудились изрядно. Опасались, не выветрился бы из дома дух эпохи. Жаждали, чтобы густел поток желающих приобщиться к великой биографии. Приходилось не только думать над новой концепцией и воплощать ее в жизнь, но и заниматься прозаическими вещами - двигать мебель, мыть полы, словом, наводить в доме глянец. А великий жилец, верно, глядел на них с небес и радовался, что старинное жилище снова ожило…

Следует отдать должное и людям, обновлявшим комнаты. Работали реставраторы и строители бережно, с душой. Изъяны можно найти всегда, но в данном случае они практически не заметны – Дом-музей, как и прежде, гостеприимная обитель поклонников великого поэта.

На первый взгляд здесь ничего не изменилось. Тем не менее, экспозицию расширили. Теперь она повествует не только о юношеских годах Лермонтова, проведенных на Молчановке. Теперь XIX век и нынешний дышат в унисон - медиа-киоск помогает посетителям подробнее познакомиться с биографией Лермонтова. К экспозиции добавлены элементы мультимедийных технологий.

Но все так же смотрят на улицу девять окон, остается главным помещением особняка мезонин, где находилась комната М.Ю. В нее, кстати, путь был заказан не только гостям, но и хозяйке. Чтобы никто не мог спугнуть трепетную рифму…

В доме на Молчановке Лермонтов написал около двухсот пятидесяти лирических стихотворений, семнадцать поэм и три драмы. Здесь все чаще осеняло его вдохновение, крепло перо, изумляя страстным талантом:

«Москва моя родина и всегда ей останется. Там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив».

В особняке хранятся клавикорды и «скрыпка», которыми Лермонтов владел отменно. И рисовал недурно – пером, акварелью, карандашом. К двенадцати годам он уже свободно владел немецким и французским, «был счастливо одарен способностями к искусствам...» - вспоминал Шан-Гирей.

В облике женщины «не гордой красотою», запечатленной в образе испанки, как полагают литературоведы, таится образ Варвары Лопухиной, нежные чувства к которой поэт пронес через всю жизнь. С трепетом создавал он портрет отца – уже после его внезапного ухода. В предсмертном письме Юрий Петрович вывел пророческие строки: «Хотя ты еще в юных летах, но я вижу, что одарен способностями ума, не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Богу!..».

Поэт слыл не только гуманитарием, как, например, Пушкин, который, между прочим, спустя несколько лет поселился рядом - в Доме Хитрово на Арбате, Лермонтов не только освоил «Курс математики» господина Этьенна Безу, но и был по этому предмету одним их первых учеников.

Среди множества увлечений М.Ю. есть и шахматы. Впрочем, о его навыках в этой игре известно немного. Друг поэта Святослав Раевский вспоминал: «И как ни была бы глубока, как ни долговременно таилась в душе его мысль, он обнаруживал ее кистью или пером изумительно легко, и я бывал свидетелем, как во время шахматной игры Лермонтов писал драматические отрывки, замещая краткие отдыхи своего поэтического пера быстрым очерками любимых его предметов: лошадей, резких физиономий».

Но главной его страстью была, конечно, поэзия. Поэт вспоминал с иронией: «Когда я начал марать стихи в 1828 году, я как бы по инстинкту прибирал их, они еще и теперь у меня…» К рифме его приохотил стихотворец Алексей Федорович Мерзляков, преподаватель пансиона. Он же давал М.Ю. частные уроки. Спустя несколько лет, когда Лермонтов написал «Смерть поэта», бабушка пребывала в страхе за его судьбу. «И зачем я, на беду свою, еще брала Мерзлякова, чтобы учить Мишу литературе: вот до чего он довел его!» - говорила она в отчаянии.

А мы, потомки, счастливы. Читаем Лермонтова и наслаждаемся, ведь его стихи – верные спутники и в грусти, и в радости. «Моя душа, я помню с детских лет чудесного искала…» - писал он на заре своей славы.

И нашел!

Остается добавить, что дом в Москве, где появился на свет поэт, был снесен во время строительства одной из сталинских высоток у Красных ворот. Все, что осталось от того жилища - мемориальная доска XIX века с лаконичным текстом: «В этом доме родился М.Ю. Лермонтов».

Она долго пылилась в запасниках Литературного музея, потом ее перевезли на Малую Молчановку. И сейчас эту мраморную глыбу можно увидеть в Доме-музее Лермонтова. Чем не сюжет для большого рассказа?

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 28 найденных.
Иван Алексеевич
11.06.2014 12:28
От дома, где родился Лермонтов осталась только мраморная табличка. Она хранится в Доме-музее поэта.
Мемориальный дом Лермонтова могли бы сохранить, перенести на другое место. Но никому это в голову не пришло.
Действительно Лермонтова очень обидели в Москве - городе, который он воспевал.
Демон
10.06.2014 23:59
Лермонтова жестоко, несправедливо обидели в Москве. Зачем было переименовывать стандицию метро "Лермонтовская" в "Красные ворота"? От этого старинного места ничего не осталось. Чудесное творение архитектора Ухтомского было уничтожено большевиками еще в 20-х годах. Сейчас на месте изумительных Красных ворот - стоянка автомобилей.
А Лермонтов в этих местах родился, здесь был его дом, который безжалостно снесли при строительстве высотки.
И теперь именем поэта назвали отдаленную станцию метро, которая никак не связана с именем поэта. Зачем? Какое отношение имет к поэту местность возле Жулебина? При чем тут "Лермонтовский проспект"?
Чиновники как всегда сели в лужу. Но оскорбили не только память поэта, но и всех москвичей, которые любят свой город, его заповедные уголки. Горько...
Порфирий Петрович
09.06.2014 17:44
Белинский сказал, что «талант Лермонтова поражает невольно удивлением всякого, у кого есть эстетический вкус» , что «уже первые опыты Лермонтова пророчат в будущем нечто колоссально великое» . «Юный могучий талант Лермонтова, — писал он, — нашел не только ревностных почитателей, но и ожесточенных врагов, что бывает уделом только истинного дарования» . Белинский резко обрушился на тех критиков, которые являются «почитателями авторитетов, а не талантов» . В одном из писем 1839 г. к Станкевичу Белинский, восхищаясь стихотворением «Три пальмы», называет Лермонтова «новым могучим дарованием».
В другом письме, к Краевскому, Белинский говорит о Лермонтове как о «роскошном таланте, в котором таится что-то великое».
Белинский называл поэта «полной и целостной натурой», «глубоким и могучим духом»; он увидел «в охлажденном, озлобленном взгляде Лермонтове на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого».
Герцен назвал Лермонтова «одним из пророков русского народа».
Добролюбов высоко оценили творчество Лермонтова. Они не написали специальных статей о Лермонтове, но в ряде своих высказываний указали на огромную роль, которую играет творчество Лермонтова в истории развития русской общественной мысли.
Известно, что молодой Чернышевский  -  об этом он говорит в своей автобиографии - знал наизусть чуть ли не всю лирику Лермонтова...  
Олег Горностаев
07.06.2014 13:55
Интересно, что юбилей Лермонтова сопадает с юбилеем Глинки. Это не случайно, в этом есть и символ, и глубокий смысл.
Композитор написал несколько романсов на стихи поэта.
Послушал - какая чарующая музыка, какие чудесные слова!
Приятно и гордо сознавать, что эти гении жили на земле России и творили здесь!
Вообще Лермонтов и музыка - это целая большая тема. Михаил Юрьевич сам прекрасно музировал - об этом есть многочисленные свидетельства, об этом можно узнать в музее поэта на Малой Молчановке. Кстати, там прекрасно ведет экскурсии Валентина Брониславовна Ленцова, о которой идет речь в статье.
Когда Лермонтов жил в Москве, он часто посещал не только концерты, но и оперные спектакли. Репертуар московской оперы в это время включал произведения А. Н. Верстовского, К. А. Кавоса, К. М. Вебера, Э. Мегюля.
Очень много стихов Лермонтова положено на музыку - Балакирева, Римского-Корсакова, Даргомыжского, Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, щапорина, Свиридова. Есть целые оперы - "Демон", «Песня про царя Ивана Васильевича...» Рубинштейна.
К нему общаются и современные композиторы, например, Александр Градский.
Однажды послушал романс-вальс Шишкина "Нет, не тебя я так пылко люблю в исполнении блистательной Обуховой.  
Черкасов
05.06.2014 23:15
«Лермонтов дал первый толчок тому движению, которое впоследствии благодаря Гоголю,
Достоевскому и Толстому сделало
русскую  литературу литературой исповеди, вознесло на высоту недосягаемую, сделало искусством подлинно религиозным.
Но и  еще в одном отношении
литература русская глубоко перед ним обязана: он жизнью своей создал для нас
великий образец художника».
В. Ходасевич
Варвара
04.06.2014 16:12
В Белом зале Московского дома кино 12 июня состоится вечер, посвящённый М.Ю. Лермонтову, – в честь 200-летия поэта и воина. Этот вечер – часть просветительского цикла Лины Мкртчян «Возвращение на Родину». Среди участников – профессора В.А. Воропаев, И.А. Киселёва, А.П. Козырев, И.Л. Багратион-Мухранелли. В программе – фильм-размышление о судьбе Лермонтова и выступление фольклорного ансамбля «Измайловская слобода».
Кира Двинская
04.06.2014 15:59
Интересно, останется ли на "Культуре"
"Романтика романса"? Бэлза с Максаковой хорошо смотрелся. Одна она не потянет, а кто может Бэлзу заменить?
Ну, не Максимов же...
Иван Федорович
03.06.2014 23:40
Станислав Бэлза был белой вороной на ТВ.  
В 1987—1996 годах — автор и ведущий телепрограммы «Музыка в эфире». С 1997 года работал на телеканале «Культура», где вел авторскую передачу «В вашем доме» и программу «Романтика романса». Эта передача была мягкой, лиричной. И очень познавательной.
Вряд ли место, оставленное Бэлзой на телевидении кто-нибудь займет. Не хватит н  знаний, ни интеллекта. Да и чувство юмора у него было тончайшее.
Нам всем будет очень не хватать Станислава Игоревича.
Уместно вспомнить его отца - Игоря Бэлзу, музыковеда, композитора и литературоведа. Он был автором четырех симфоний, пяти фортепианных и двух виолончельных сонат, струнного квартета, музыки к спектаклям и кинофильмам.
Этот как раз тот замечательный случай, когда яблоко от яблони не далеко падает.  


Валентин
03.06.2014 18:18
А я думаю, что именно сегодня, когда вокруг суета и смута, самое время почитать Лермонтова. И не только  гражданскую лирику поэта, но и стихи о любви, вечных человеческих ценностях.
Всем нам нужны не только бытовые ценности, достаток, но и слова, в которых есть смысл, тепло и участие. То, что может успокоить, привести в душевное равновесие.
Надо читать стихи, а не смотреть телевизор с его ужасными новостями, глупыми сериалами, передачами, навевающими тоску.
Кстати, один из немногих, кого можно было смотреть без раздражения, а с огромным интересом и уважением, был Святослав Бэлза. Это был интеллигент, умница, которых осталось совсем мало. Вечная ему память...
Иван Чешуев
02.06.2014 1:49
Все эти споры вокруг Лермонтова кажутся мне странными. Неужели его-то сегодня будет кто-то читать? И тем более восхищаться? Это же прошедшее время! Лермонтов давно не актуален, хотя надо признать, что он очень талантлив.
Но сейчас другое время - суровое, прагматичное, где не место сантиментам.
Конечно, можно зайти в музей, посмотреть на экспонаты, подумать, как люди жили. Но сколько человек это интересует?
Для многих гораздо важна сегодняшняя жизнь. Точнее, ее бытовая сторона - чтобы денег хватило, чтобы можно было побольше и подешевле купить.
Чтобы все в семье были здоровы...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 28 найденных.

Эксклюзив
03.10.2022
Валерий Панов
После объявления частичной мобилизации россияне стали массово покидать страну.
Фоторепортаж
30.09.2022
Подготовила Мария Максимова
Выставка в Оружейной палате посвящена одному из самых почитаемых русских святых – преподобному Сергию Радонежскому.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.