Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Cимвол итальянского кино

Cимвол итальянского кино

К 100-летию Альберто Сорди
Ирина Баранчеева, Рим
15.06.2020
Cимвол итальянского кино

Альберто Сорди до сих пор остается одним из самых любимых итальянских актеров. Парадоксально, но факт: комедийные персонажи, созданные им в фильмах середины прошлого века, более близки и понятны нам сегодняшним благодаря их необычайной человечности и жизненной правде обстоятельств, в которых они оказываются, чем герои иных современных «мыльных опер».

Из-за пандемии торжества по случаю 100-летия со дня рождения актера перенесены на сентябрь, но итальянская столица подготовилась к ним очень тщательно. Помимо выхода нового телесериала, посвященного началу артистической карьеры Сорди и большой выставки поклонникам великого «Альбертоне», как называли его на родине, предоставлена возможность посетить его виллу, на которой актер жил с 1954 года до самой своей смерти в 2003 году.

Присутствие Альберто Сорди в Риме, где он появился на свет 15 июня 1920 года в старинном квартале Трастевере, до сих пор очень ощутимо. Рядом с Домом кино появилась улица, носящая его имя. В центре Рима его именем названа Галерея, в которой когда-то был маленький театр, где Сорди делал свои первые шаги в искусстве.

Фонд Альберто Сорди, расположенный на вилле артиста, занимается изучением и пропагандой его творческого наследия по всему миру. Существует также Фонд Альберто Сорди для молодежи, который сотрудничает со многими благотворительными организациями, помогает получить хорошее образование и найти работу молодым людям из бедных семей. Это особенно важно сегодня, когда молодое поколение стало первой жертвой отсутствия серьезной государственной политики в области культуры и образования и, как следствие, современного «текучего», по словам философа Зигмунта Баумана, общества.

Сам Сорди по себе прекрасно знал, как тяжело начинать профессиональную карьеру, особенно творческую, какие проблемы приходится преодолевать молодым. Когда он был отчислен из Театральной академии Милана за свое слишком «римское» произношение, актер должен был много потрудиться, сыграть эпизоды в десятках фильмов, прежде чем получил главную роль в «Белом шейхе» Федерико Феллини. В одном из интервью, уже добившись всемирной славы, Сорди рассказал о том, что вначале своей карьеры получал в театре всего 25 лир, на которые мог позволить себе поесть только один раз в день.

Кстати, немногие знают, что фильм «Белый шейх» провалился в прокате, и когда Федерико Феллини снял Сорди в следующей своей картине «Маменькины сынки», кинопрокатчики даже просили убрать его имя с афиши, чтобы не «отпугнуть» зрителей.

Настоящий успех пришел к актеру в 1954 году, когда он снялся в фильме «Американец в Риме» режиссера Стено, воплотив тот тип среднего итальянца, который принесет ему впоследствии славу. Герой картины Нандо Мерикони – римлянин, живущий мечтой об Америке, подражая американскому образу жизни и постоянно попадая в нелепые ситуации. В своих последующих многочисленных ролях (а Сорди снялся в главных ролях почти в 150 фильмах) он довел до совершенства этот образ типичного итальянца со всеми его пороками и добродетелями. Хотя со временем он стал страдать от прилипшего к нему «клише» комика и в одном из интервью признавался, что его мечта сыграть героев Достоевского, увы, так и не осуществилась.

Альберто Сорди был разнообразно одаренным актером. Он начинал как певец в опере (у него был хороший бас), затем недолго выступал как танцор в варьете, работал на радио, даже принимал участие в сочинении музыки к своим фильмам. Он снял как режиссер18 картин, в которых выступил в главных ролях, и очень трепетно относился к этой своей деятельности.

На его вилле среди прочих вещей хранится шляпа-котелок, в которой он появляется в фильме «Лондонский туман» (1966 г.), своей первой режиссерской работе. При входе на виллу установлен памятник лошади Нестор – «герою» последней режиссерской работы Сорди, фильма «Нестор, последняя гонка» (1994 г.), где актер предстал в роли старого кучера, который пытается спасти свою старую лошадь от бойни.

Вилла актера теперь стала музеем и с сентября будет открыта для посещения, хотя во времена Альберто Сорди в нее могли попасть только самые его близкие друзья, к которым относились Федерико Феллини и Джульетта Мазина, Моника Витти, Дино Де Лаурентис и Сильвана Мангано, а также немногие другие из мира кино.

Зато среди гостей нередко можно было встретить священников, поскольку актер был очень религиозен и, вопреки слухам о его «жадности», жертвовал большие средства на благотворительные цели.

Центром притяжения на вилле, безусловно, является кабинет актера, полный книг, картин, фотографий и антиквариата. В нем Сорди проводил много времени, читая и изучая сценарии, а также репетируя со своими партнерами в домашней обстановке, прежде чем переместиться на съемочную площадку. На каминной стойке собраны кинематографические награды, которых у актера было великое множество, включая Золотого льва Венецианского кинофестиваля в 1955 году, Серебряного медведя Берлинского кинофестиваля в 1972 году и Специального приза Московского Международного кинофестиваля в 1983 году за фильм «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю».

В спальне актера обращает на себя внимание маленькая скамеечка, на которой он коленопреклоненно молился утром и вечером. Актер имел свою «парикмахерскую комнату», где начинал накладывать грим для исполняемой роли, а заканчивал гримироваться уже на киностудии.

Наконец, на вилле есть кинозал, где актер показывал фильмы для своих близких друзей. На этих избранных вечерах в доме бывали его зарубежные коллеги – актеры Джек Леммон и Уолтер Маттау.

Можно сказать, что эта роскошная вилла в двух шагах от Терм Каракаллы с видом на античный Цирк Массимо, которую актер купил на гонорар от фильма «Американец в Риме», перехватив ее у другого известного покупателя, режиссера Витторио Де Сика, стала в полном смысле этого слова его крепостью. Сюда актер возвращался после съемок и гастролей, после телепередач и встреч с поклонниками, здесь он уединялся, отдыхая от суеты и оставаясь наедине с самим собой.

Люди, знавшие его близко, вспоминают, что в жизни Сорди был далек от своего экранного образа. Он любил тишину, его характеру была свойственна меланхолия, а из основных его человеческих качеств называют искренность, честность и самоиронию.

Альберто Сорди никогда не был женат, хотя молва приписывала ему любовные романы с некоторыми дивами кино, но сам актер не говорил об этом. Известна лишь его связь на протяжении девяти лет с актрисой Андреиной Паньяни, выдающейся исполнительницей шекспировских ролей, которая была на 14 лет старше его и, пожалуй, оставила самый большой след в его жизни. Сорди жил уединенно со своими сестрами Сабиной и Аурелией. После смерти последней в 2014 году между Фондом Альберто Сорди и дальними родственниками актера началась судебная тяжба за обладание виллой, но суд признал законным завещание Аурелии Сорди, по которому она передавала виллу Фонду с целью пропагандировать художественное наследие ее великого брата.

Вскоре вилла распахнет свои двери для тех, кто помнит и любит великого актера. На площади перед ее воротами уже несколько лет летом на открытом воздухе проходит показ фильмов с участием Альберто Сорди. В перспективе Фонд планирует собирать не только архивные материалы, связанные с именем актера, но и все, что касается прекрасного времени великой итальянской комедии и итальянского неореализма, которые по праву являются достоянием всего человечества.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.