Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Через диалог культур к культуре диалога

Через диалог культур к культуре диалога

В Казани завершился ХI Международный фестиваль мусульманского кино
Фаина Зименкова
21.09.2015
Через диалог культур к культуре диалога

«Вот уже одиннадцатый год фестиваль мусульманского кино проходит в Татарстане. «Взяв однажды на себя эту миссию, мы чувствуем огромную ответственность за то, чтобы показать миру мусульманскую культуру, людей, живущих с толерантностью в сердце к другим народам. Надеемся, что с помощью этого фестиваля возродится то гуманное кино, которое владело умами миллионов», – такими словами приветствовал гостей председатель Государственного Совета республики Татарстан Фарид Мухаметшин.

Временно исполняющий обязанности президента республики Татарстан Рустам Минниханов в своём послании назвал Казанский фестиваль мусульманского кино «одной из визитных карточек современного динамично развивающегося Татарстана» и отметил, что столица Татарстана становится не только местом мировых спортивных соревнований, значимых культурных и образовательных форумов, но и центром международного кинофестивального движения.

Гостями фестиваля на сей раз были народные артисты России Владимир Меньшов (председатель жюри), Борис Клюев, Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Семён Стругачёв, легендарный польский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев», обладатель множества международных и национальных наград Кшиштоф Занусси, актёр и режиссёр Кирилл Плетнёв, популярный музыкант, актёр и режиссёр Алексей Воробьёв, заслуженные артисты Дмитрий Певцов, Екатерина Толубеева, киновед Сергей Лаврентьев, известная ещё по советским фильмам латвийская актриса Мирдза Мартинсоне, узбекские режиссёры Эльёр Ишмухамедов, Рустам Сагдуллаев и др. Режиссёры и кинодеятели из 20 стран мира приехали на фестиваль представить свои работы, вошедшие в основную конкурсную программу.

Казанский кинофестиваль верен своему девизу, который остаётся неизменным уже одиннадцатый год: «Через диалог культур к культуре диалога»

В этом году отборочной комиссией кинофорума было просмотрено более 700 лент различных жанров и направлений.

Единогласно был отмечен возросший уровень присылаемых картин, а также то, что особенностью нынешнего фестиваля является отсутствие явных лидеров в конкурсной программе во всех номинациях. «Если в предыдущие годы сербские и хорватские игровые картины были на голову выше остальных, то на этот раз трудно было выделить какую-то одну работу из десяти, такие они разные и замечательные. И каждая из них, безусловно, достойна победы» – подчеркнул известный киновед Сергей Лаврентьев.

Как и на предыдущих фестивалях, основной целью казанского кинофестиваля был обмен опытом деятелей культуры и искусства России, стран ближнего и дальнего зарубежья, демонстрация творческих достижений кинематографистов, создающих фильмы, популяризирующие общечеловеческие духовно-нравственные и культурные ценности. И поэтому в программу фестиваля были отобраны лучшие фильмы отечественного и мирового кинематографа, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания.

Открыла фестиваль дебютная картина турецкого режиссера Хасана Кырача «Слияние сердец». Это мелодрама о влюблённых Юнусе и Дженнет, разлучённых Второй мировой войной. Фильм снимался в Турции, Болгарии и Грузии.

А в пресс-центре традиционно проводились пресс-конференции, брифинги, круглые столы с участием режиссеров, сценаристов и продюсеров фильмов, творческие встречи, а также ежедневные обсуждения картин среди журналистов и кинокритиков.

Впервые в рамках Казанского кинофестиваля работали образовательный форум и практическая лаборатория «Время кино», в котором принимали участие молодые режиссёры, актёры, продюсеры, операторы, художники и все, кого интересует кинематограф.

В течение всей недели проходили специальные показы фильмов, лекции и мастер-классы от российских и зарубежных деятелей кино.

Кураторами практической части форума были казанский режиссёр, основатель Школы авторского кино Алексей Барыкин и куратор секции «Чтения» киновед Адиля Хайбуллина.

Среди мероприятий форума прошли творческие встречи молодых кинематографистов с польским режиссером Кшиштофом Занусси, презентация режиссерской работы московского актёра Кирилла Плетнёва – фильма «Настя», творческая встреча музыканта, актёра и режиссёра Алексея Воробьёва с презентацией его фильма «Папа», мастер-класс киноведа Алёны Сычёвой, специальный показ лучших короткометражных фильмов Student Academy Awards Венецианского кинофестиваля, объединенных под названием Best Shorts: Студенческий Оскар-2014. А завершил программу показ короткометражного фильма «Плёнка» снятого во время «лабораторного практикума» под руководством Алексея Барыкина и показанный в день закрытия фестиваля.

И, конечно, особым успехом у зрителей пользовались фильмы конкурсной программы. Традиционно самый большой интерес вызывало игровое полнометражное кино. Конкурсную программу полнометражного игрового кино составили 10 фильмов из Турции, Ирака, Ирана, Индии, Бангладеш, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана и России. Все отобранные фильмы были совершенно не похожи друг на друга и по тематике, и по режиссёрскому воплощению.

Очень тепло встретили зрители фильм татарского режиссера Фарида Давлетшина «Рудольф Нуриев. Рудик», снятый по роману известного писателя, драматурга, общественного деятеля Татарстана Рабита Батуллы «Летающий демон». Желающих посмотреть фильм о всемирно известном танцовщике-земляке превысило возможности кинозала настолько, что пришлось показывать этот фильм дважды. ««Рудольф Нуриев. Рудик» – это лишь первая часть трилогии, посвящённая детским годам легендарного танцовщика, – сказал, представляя фильм режиссёр. – Наша картина – это попытка осмыслить Рудольфа Нуриева как личность, понять, как зарождалась и осуществлялась его мечта».

О реальных событиях XIX века также рассказывает фильм кыргызского режиссера Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка. Королева Гор». Эта красочная историческая драма, повествующая об «Алайской царице» Курманжан, женщине-мусульманке, которая посвятила свою жизнь объединению разрозненных киргизских племен. За мудрость и смелость её называли «королевой гор», но более всего в своей стране и за ее пределами она была известна под именем Датка (генерал), которое она с гордостью носила. Героиня фильма Курманжан Датка проходит через тяжкие испытания жизни ради спасения своего народа и считается матерью нации. Она стала одной из великих цариц в истории восточных народностей. Картина, к которой её создатели шли несколько лет, стала самым крупным кинопроектом в истории независимого Кыргызстана.

Не менее горячо встретили зрители и фильм молодого московского режиссера Дарьи Полторацкой «Побег из Москвабада», посвящённый актуальной для современной России, да и не только России, проблеме легальных и нелегальных мигрантов, так называемых гастарбайтеров из стран бывшего СССР, людей, вынужденных жить и работать на чужбине.

Актуальность и острота проблемы взаимоотношений мигрантов и коренного населения волнует многих кинематографистов.

«Побег из Москвабада» – одна из первых работ в большом кино Дарьи Полторацкой, известной как режиссёр сериалов «Не родись красивой», «Кружева» и «Любовь как любовь». Сценаристом выступил известный режиссёр Юсуп Разыков, в прошлом участник Казанского кинофестиваля. Главную роль сыграла молодая актриса, дочь актёра Владимира Машкова, Мария Машкова.

Чем-то близким по тематике оказались индийская лента «Имена неизвестны» режиссера д-ра Брджу и «Муравьиная история» режиссёра из Бангладеш Мостафы Фаруки, пытающиеся донести горькую правду о людях, живущих за чертой бедности, потерянных в «джунглях» цивилизации.

Два фильма конкурсной программы посвящены событиям недалекого прошлого. В основе фильма «Учитель» таджикского режиссера Носира Саидова – переплетение судеб людей в переходный период начала 1990-х, когда таджики боролись за сохранение национальных ценностей, но при этом избирали разные способы. Деревенский учитель Назар и двое его сыновей, один из которых – Самандар, продолжает дело отца, берут от установок советской власти всё самое лучшее: служение людям, долгу и потребность поступать по совести в любых обстоятельствах…

В недалёком прошлом происходит и действие фильма узбекского режиссёра Мансура Васати «Колодец». Фильм поднимает важные и актуальные проблемы коммуникации между людьми, отсутствия взаимопонимания, чуткости, доброты. В центре внимания создателей фильма – судьба скромного, простодушного и трудолюбивого человека, который роет колодцы для людей, приносящие им живительную влагу, без которой нет жизни. Он искренне помогает людям, не требуя денег за свою работу, и довольствуется тем, что ему дают. Но он не обижается на людей и во всех своих неудачах всегда винит только самого себя.

«Наш фильм о человеческой доброте и необходимости всегда оставаться человеком, несмотря ни на какие трудности, которые появляются в жизни», – сказал о своём фильме режиссер Мансур Васати.

Традиционные фавориты фестиваля мусульманского кино – Иран и Турция. Участники конкурсной программы из этих стран всегда вызывают повышенный интерес и, как правило, не обманывают ожидания фестивальной публики.

Не обманули они и на этот раз. Фильм «Рыба», снятый режиссёром Дервишем Заимом, рассказывает о семье рыбака, где растёт немая дочь. Исцелить её, по древнему преданию может рыба особой породы, которая обладает целебными свойствами. Но в их озере не водится эта рыба. И отец семейства решает заняться разведением этой чудодейственной породы. Но для этого нужны деньги. И Кай, отец семейства, начинает заниматься браконьерством – ловлей рыбы с использованием химикатов, чтобы выручить за проданную рыбу деньги. И по роковому стечению обстоятельств первой жертвой оказалась его жена, которая отведала эту рыбу. Рыба в фильме несет метафорическое значение, в истории мировых религий это олицетворение жизни и смерти. В фильме глубоко раскрыта тема покаяния, прощения…

К теме войны обратились создатели фильмов «Без границ» (Иран) и «Лицо в пепле» (Ирак). Война и дети – лейтмотив фильма иранского режиссёра Амирхоссейна Азгари «Без границ». В картине используется специальный кинематографический приём – это почти немое кино, где мощное эмоциональное воздействие идёт лишь с помощью видеоряда. Фильм рассказывает историю иранского подростка, живущего в зоне боевых действий. Оставшийся без родителей мальчик давно привык полагаться только на самого себя и не ждёт милостей от судьбы. Камера часто берёт крупным планом глаза ребёнка – сухие, но полные невысказанной боли...

Столкновение сначала с подростком-иранцем, а потом с американским солдатом-дезертиром раскрывает основную идею фильма о жестокости и бессмысленности войны, её преступности.

Режиссёр фильма «Лицо в пепле» Шахаван Идрес намеренно уходит от патетических интонаций о войне, как бы говоря: несмотря ни на что, жизнь продолжается. Играются свадьбы: вдовы, оплакав убитых мужей, создают новые семьи. Но свадебная церемония омрачена появлением военных, которые привозят гроб с телом очередного убитого солдата. Свадьба вот-вот превратится в похороны, но во время омовения тела обнаруживается, что погибший – не мусульманин. Отец же единственного христианского семейства в этой деревне не уверен, что это его сын, так как лицо его сильно обожжено. В течение всего фильма продолжаются поиски истины, которые перерастают в спор отца-мусульманина и отца-христианина, по какому обычаю следует хоронить тело. И, когда они, казалось бы, нашли «соломоново решение» приезжает военный и забирает тело, которое было привезено сюда по ошибке. Фильм заканчивается эпизодом, когда оба отца стоят рядом и смотрят вслед удаляющемуся автомобилю с телом погибшего солдата. Сегодня их миновала горькая чаша, что будет завтра – неизвестно. Война не разбирает особенностей вероисповедания, для неё все равны.

Самым ожидаемым событием стала гала-премьера внеконкурсной картины татарстанского режиссёра Рената Аюпова «Ак чэчэклэр» («Белые цветы»). Она приурочена к юбилею одноименного романа известного писателя Абдурахмана Абсалямова и Году литературы в Российской Федерации. Цветок подснежника в книге и фильме – это символ людей в белых халатах, врачей и медсестёр. Беззаветно преданные своему делу, эти люди не только лечат тело и душу, но и несут свет, служат примером, дают надежду жить, дарят окружающим тепло своей души. Фильм был настолько ожидаем, что такого количества желающих посмотреть его Казань еще не видывала! Организаторам пришлось демонстрировать его в нескольких залах.

Итак, фестиваль состоялся. Он в одиннадцатый раз объединил людей многих стран, девиз которых «Через диалог культур к культуре диалога».

Заключительным аккордом программы казанского кинофестиваля стало награждение лауреатов фестиваля. Гран-при «Лучший полнометражный игровой фильм» получил фильм киргизского режиссёра Садыка Шер-Нияза «Курманжан Датка» («Королева Гор»). Лучшим режиссёром назван Амирхуссейн Азгари за фильм «Без границ» (Иран). В номинации «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма» победителями стали режиссёр, сценарист, продюсер Шахаван Идрес («Лицо в пепле», Ирак) и автор сценария фильма «Учитель» Сафар Хакдодов.

Впрочем, побеждённых на кинофестивале не было. И хочется повторить слова киноведа Сергея Лаврентьева: «На фестивале, как и на Олимпийских играх, важна не победа, а участие».

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..