Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 мая 2024
Бронзовые уродцы Петербурга

Бронзовые уродцы Петербурга

«Культурная столица» все гуще заполняется памятниками, возмущающими горожан
Андрей Соколов
27.02.2024
Бронзовые уродцы Петербурга

В феврале на заседании Градостроительного совета при правительстве Санкт-Петербурга принято решение установить памятник поэту Николаю Гумилеву в Кронштадте, где родился этот замечательный русский поэт, расстрелянный большевиками. Конкурс был проведён еще в 2021-м году, когда с такой инициативой выступила администрация города. Из 30 представленных вариантов фаворитом стала работа Екатерины Пильниковой. Как сочли эксперты, памятник из гранита и бронзы будто бы корректно вписывается в пространство бульвара, который расположен вдоль улицы Комсомола, где его предполагают разместить.


Однако образ поэта, созданный скульптором, вызвал бурные споры в среде культурной общественности Северной столицы, поскольку Кронштадт – один из районов Санкт-Петербурга. Проект многие резко критикуют, говорят, что пропорции лица Гумилева искажены. А кто-то даже заявил, что это памятник – знаменитому «кыштымскому гуманоиду Алёшеньке».

Недоволен проектом памятника и глава Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов, в прошлом – капитан 1 ранга, много лет прослуживший на атомных подводных лодках, проживающий в Кронштадте. «Сегодня в искусстве, – говорит он, – нам нужно не только возвращаться к реализму, мы призваны помнить и об индивидуальности памятника, каждый из которых должен представлять уникальную ценность. Но, на мой взгляд, в эскизе памятника Гумилёву нет ничего оригинального».

«Возможно, – считает он, говоря об авторе проекта, – она – неплохой скульптор. Но, извините, нужно учитывать место, где будет воздвигнут памятник поэту-воину, помнить историю города. Мне, как капитану 1 ранга, хочется видеть Гумилёва боевым офицером. Думаю, таково желание и других моряков. Я убеждён, что памятник Гумилёву не должен выбиваться из ряда кронштадтских монументов и нарушать гармонию города воинской славы».

Однако сама скульптор такую критику начисто отвергает. «То, что моя работа не понравилась представителям общества – не говорит ни о чем. У нас большинство памятников людям не нравятся. Один известный монумент называют "памятником геморрою", другой – "водителем трамвая"...», – посетовала скульптор.

Но таким высказыванием она лишь показала, что считает себя причисленной к некой когорте «избранных», а мнение «представителей общества», т.е. народа, этих господ не интересует. Как, впрочем, не интересует их и мнение видных деятелей культуры России, которые резко выступают против этих, навязываемых нам сегодня Западом «ценностей» в искусстве.

Гумилев был не просто поэтом с трагической судьбой, а воином-патриотом, участником Первой мировой войны, кавалером двух Георгиевских крестов за храбрость. Он был родом из Кронштадта – города моряков, который теперь считается одним из районов Санкт-Петербурга.

О необходимости поставить памятник русскому поэту-патриоту в Петербурге говорили уже давно. В 2019 году на территории Российского государственного университета им. А.И. Герцена в Петербурге установили памятник Гумилеву. Однако памятником то, что там поставили, чтобы почтить трагически погибшего поэта, назвать трудно.

Это – некая уродливая модернистская композиция, в которой высота фигуры – всего 80 см, а общая высота объекта – 235 см. Памятник слишком мал, и к тому же «задавлен» и деревьями в сквере, рядом с которыми установлен, и высокими стенами учебных корпусов. Кроме того, он стоит где-то на заднем дворе, где его мало кто видит. Так что можно сказать, что настоящего памятника Николаю Гумилеву в Петербурге до сих пор нет. Однако и сегодняшний проект памятнику поэту-воину в Кронштадте снова вызывает споры.

И такое не случайно. После распада Советского Союза и захвата многих культурных учреждений либералами-западниками, город стал методично заполняться памятниками-уродцами.

С большим трудом удалось отбиться от проекта небезызвестного Зураба Церетели, который хотел водрузить в центре Петербурга свой очередной гигантский памятник Петру I, что ему удалось сделать в Москве. Однако это удалось еще более знаменитому Михаилу Шемякину. Его памятник великому основателю столицы Российской империи в виде сидящего в кресле жуткого уродца с крошечной головой и длинными корявыми пальцами рук, как у Кощея, уже давно стоит рядом с Петропавловской крепостью, пугая своим видом прохожих и туристов. Понятно, что Шемякин – гений, но ведь и у гениев бывают ошибки, а памятник – это такая ошибка, которую не спрячешь в ящик и не положишь на полку, как неудачную картину.

Не менее странно выглядит памятник академику Андрею Сахарову на одноимённой площади возле главного здания Санкт-Петербургского государственного университета. Скульптура в стиле западного постмодернизма, как монстр в фильме ужасов о восстании зомби. На фоне окружающих его строгих классических зданий такая «новация» выглядит крайне неприглядно.

Так же уродливо выглядит недавно поставленный памятник одному из первых архитекторов города Трезини возле Благовещенского моста. Скульптор зачем-то нарядил его в нелепую огромную шубу, за что петербургские острословы уже окрестили этот монумент «Киркоровым в шубе».

Удивление вызвал у многих в городе памятник жертвам политических репрессий, установленный напротив бывшей тюрьмы «Кресты». Именно это место стало символом времён политических репрессий. Но сам памятник в виде обезображенных сфинксов вызывает спорное впечатления. Многие отмечают, что память жертв репрессий могли бы почтить и более этичным способом.

В Царском Селе в 2016 году установили памятник поэту Иннокентию Анненскому. Московский скульптор Александр Бурганов изобразил основоположника русского символизма с крыльями стрекозы и обвитым шеей лебедя, издалека напоминающего водопроводный шланг.

«Во многом благодаря Иннокентию Анненскому в Царском Селе появился в столетнюю годовщину со дня рождения Пушкина памятник поэту – Пушкину-лицеисту. Именно в день открытия памятника Анненский произносит свою знаменитую речь «Пушкин и Царское Село». «Дико представить, что «благодарные потомки» ответят ему монументом с крылатым змеем», – с таким протестом обратились тогда к городским властям известные литераторы Александр Кушнер, Андрей Арьев, Яков Гордин, Андрей Битов и Валерий Попов.

Недавно вошла в моду занесённая с Запада так называемая контактная скульптура. На Западе нередко устанавливают скульптуры почти на тротуаре – люди проходят мимо, трут какие-то места у памятника. И это считается якобы близким к народу. Такой памятник в Петербурге не так давно установили писателю Сергею Довлатову.

Он затаился в углу дома на улице Рубинштейна и выглядит в такой позе очень странно и нелепо.

Но самые бурные споры вызвал установленный в прошлом году памятник поэту Александру Блоку на улице Декабристов (Офицерской) возле дома, в котором он жил, о чем уже писало «Столетие». Блок с такой же уродливой крошечной головой, как у шемякинского Петра, изображен так, что будто бы вот-вот должен упасть.

«Нужно не знать, не любить, не понимать места и значимости Александра Блока в отечественной литературе, чтобы придумать глумливую падающую глыбу, увенчанную намеком на голову, и посчитать это сооружение памятником, достойным поэту, созвучному душе Петербурга-Петрограда», – так отреагировал на появление этого монумента сопредседатель Союза российских писателей, известный сценарист и писатель Михаил Кураев.

«Улица Декабристов, – отметил он, – где жил и умер Блок, выходит к речке Пряжке с её знаменитой Психиатрической больницей им. Николая Чудотворца. Вот и приходит на ум, не в этом ли скорбном месте неподалеку было задумано, изготовлено и принято к постановке изделие, претендующее стать памятником великому поэту, одному из самых дорогих и близких, в первую очередь, нам, землякам поэта? Теперь эта глыба, никак не ассоциирующаяся с высоким и светлым именем Александра Блока, скорее всего, будет служит ориентиром и указателем пути в психбольницу», – возмутился Кураев.

Апофеозом же нелепостей стал появившийся в 2021 году на Школьной улице в Петербурге прямо на стене дома памятник… шаверме! «Шедевр» современного искусства вызвал бурю протестов и требований его немедленно убрать, называя такое актом вандализма.

Популярный певец Александр Розенбаум заявил, что подобным творениям не место на улицах культурной столицы. Этот скандальный памятник все-таки убрали, но не уничтожили, а просто перевесили во двор.

Другие же возмущенные протесты горожан и видных деятелей искусства против новомодных монументов, уродующих классический облик Петербурга, напоминают пока глас вопиющего в пустыне. Как видно, скоро эту армаду бронзовых и медных уродцев, атакующих «культурную столицу», пополнит еще и поэт Гумилев с лицом «гуманоида».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.
Вера
07.03.2024 21:48
Согласна с Татьяной
Бодя лично для Татьяны
06.03.2024 19:40
Простите, Вам никто ничего не навязывает в данном случае. МНЕ очень нравится Шемякинский Пётр-I. Своё видение я изложил. Вы ничего, кроме "Фу!", не изложили. Мне нравится, Вам - нет, так и проходите мимо, не навязывайте мне свой вкус. Про унитазы - мною был отмечен и НЕ одобрен Гельман, как "унитазник". Право, и не знаю, как яснее выразиться.
Татьяна
06.03.2024 8:56
Бодя:
"А причем здесь унитаз и Петр Великий?"
А при том, уважаемый Бодя, что все это - звенья одной цепи. Когда в музее выставляют для обозрения унитаз, а вместо памятников ставят бронзовых уродов, высокопарно рассуждая, что, мол, вот это и есть современное искусство, чего простому человеку не понять, то это - свидетельство деградации культурной элиты. Художник имеет право "так видеть"? Ну и пусть любуется на свои "шедевры" у себя в мастерской. Мы ведь тоже имеем право не видеть этих уродов на наших улицаах. Зачем их нам так упорно навязывать? Почитайте комментарии, люди такое искусство в своем подавляющем большинстве отвергают. А импрессионисты тут совсем не причем. Не надо путать Божий
Бодя
05.03.2024 2:58
При чём здесь унитаз и Пётр Великий? "Пошлости" нет оправдания. Но косить косой вкусовщины всё, что лично вам не понятно, жестоко:). Допускаю, Вы терпеть не можете и импрессионистов, авангардистов, символистов, концептуалистов и прочих -истов - от этого они хуже не станут. Спор какой-то беспредметный. Кто ж против, что плохое - это плохо. Но то, что выставлено в статье на обсуждение - не плохо. Может быть, неверно выбрано пространство для представления этого творчества, не знаю. Но такая злоба неуместна.
Кобе
04.03.2024 18:35
03.03.2024 21:23
Не лукавьте. Огромное количество храмов восстановлено, да только вот пустые они. Крещение, венчание и отпевание. Времена другие, люди другие.

Как можно серьезно относиться к абстрактному, которое не привязано к реальным постулатам правды и истины? 
Вы ведь понимаете, что происходило 70 лет. Раньше вокруг церквей жизнь бурлила, они пустующими не были, И все же церкви надо сохранять - они наша история.
Согласен, что другие люди. Постарались большевики - 2-3 поколения атеистов получили.
Татьяна
04.03.2024 10:25
Бодя:
"...честное самовыражение художника".
Так всегда говорят, оправдывая любую пошлость и нелепость художника, а в данном случае - слепое подражание западному постмодернизму. Недавно государственный Русский музей в Петербурге закупил (за огромные деньги" такое "самовыражение" в виде унитаза. Вы за такое "самовыражение"?
Мария
04.03.2024 9:56
Про памятник Блоку сочинили сатирические стихи. Но мне памятник нравится больше, чем московский. Иногда портретное сходство не главное.
Коба - москвич
03.03.2024 21:23
Не лукавьте. Огромное количество храмов восстановлено, да только вот пустые они. Крещение, венчание и отпевание. Времена другие, люди другие.
Бодя
03.03.2024 0:26
Татьяна: "Но Васька слушает, да ест"...
"Васька" - это кто? А что, "писатели и поэты", которые "кричат криком", - они искусствоведы? И на каком основании их частное мнение должно быть важнее любого другого? Те памятники, о которых шла речь, я , например, нахожу вполне удачными. Можно усомниться в их размещении. Время поможет. Известно, что в Эйфелеву башню плевали все французы, а теперь она - достопримечательность. Я категорически против "гельманов", загадивших не один город бредовыми инсталляциями и перфомансами - это агрессивная антикультура. А то, что здесь представлено на общий суд, по-моему, честное самовыражение художника. Я - "васька" и я тоже имеют право на свой взгляд. Он таков. И уж, если СПб назвался "культурной столицей", то самое время представлять на своей земле все её проявления.

москвич
01.03.2024 10:33
А какие памятники культуры, ранее означенные как церкви, стоят развороченными, когда едешь по дорогам Руси. Наследие предков, завораживающие своей уникальностью, настоящие архитектурные чудеса, покинуты, забыты.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 23 найденных.

Эксклюзив
27.05.2024
Максим Столетов
От Норвегии до Польши протянется антироссийская «стена дронов»
Фоторепортаж
24.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Зарядье проходит выставка, посвященная работе людей, глазами которых мы видим войну


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.