Они чтут их как героев – солдат Гитлера

Русскому человеку полюбить Берлин сложно, но рассматривать – любопытно. Берлин разнообразен, многолик; это лабиринт пространств, порой резко не похожих друг на друга...
Будучи в Берлине, я оказался в районе замка Шарлоттенбург на старом маленьком кладбище Луизенфридхоф. Среди могильных памятников наткнулся на просторную травянистую площадку с установленными на ней в чётком порядке небольшими одинаковыми чёрными камнями, на которых кроме имён и дат выбито «1939-1945». Немцы так обычно подсказывают, что речь идёт о жертвах Второй мировой войны. Даты смерти примерно у всех одинаковы: конец апреля, начало мая 1945 года, дни нашего штурма Берлина... Но кто здесь погребён – мирные жители или военные, ополченцы фольксштурм, гитлерюгенд последних призывов?.. К весне 1945-го было сформировано около 700 батальонов фольксштурма, призывались и женщины с 18 лет и мальчики с десяти...
Начиная свои войны, Адольф Гитлер после победы намеревался повсюду возвести грандиозные мемориалы своим героям. Не случилось. Большинство лежат в чуждых им пределах, ни следа, ушли в чернозём…
При штурме, конечно, гибли и мирные. Справочник указывает, что здесь, на этом кладбище похоронен некогда известный в Германии артист Ганс Браузеветтер, погибший 29 апреля от ран, полученных при бомбардировке.
Показалось любопытным, что одна из последних его ролей в цветном фильме «Мюнхгаузен» (1943), который снят по распоряжению министра пропаганды Йозефа Геббельса, в известной мере, …о России. Россия глазами Геббельса – это интересно. Барон Мюнхгаузен пребывает на военной службе при дворе Екатерины Великой, участвует в дворцовых интригах, но и в осаде Очакова... Князь Потёмкин, граф Орлов и сама матушка императрица, хоть и показаны в гротескном свете европейских анекдотов, но и не более того, без особых русофобских ухищрений. Широта русских праздников дана вряд ли забористей, чем у Никиты Михалкова, с восхищением. Фильм имел ошеломительный успех; собирал, наверняка, кассу и в Советском Союзе –картина в качестве трофея, переведена на русский давно. Фраза «Тот самый Мюнхаузен», к слову, зашла Марку Захарову из той развлекательной «геббельсовской» фильмы 1943 года.
Сделав круг по кладбищу, приметив русские имена, а позже и новый православный крест, увидел, что на тропинке перед по-солдатски одинаковыми могильным памятниками появился человек... Молодой мужчина стоял по стойке «смирно». На вытяжку. Чуть с наклоном. Вскинув ладонь к виску. На нём чёрное узкое пальто, похожее на шинель, на коротко стриженой голове зелёный берет с кокардой... Кто это, что это?! В Бундесвере зелёные береты – атрибут нескольких родов войск, этот, судя по всему, принадлежит ветерану церемониального подразделения почётного караула. Кладбище безлюдно, никто, кроме меня его не видел, а меня он видеть не мог. Он стоял в символическом почётном карауле. Стоял долго. Затем произвёл несколько отточенных церемониальных движений и жестов... Я ждал: не зиганёт ли? Этого не увидел; впрочем, может, наблюдал невнимательно. Когда он ушёл, я понял, стоял он перед еловым венком.
Они помнят своих дедов. Они чтут их как героев – солдат Гитлера, убивавших, грабивших, уничтожавших мою родину, стрелявших из развалин Берлина в спины группам советских штурмовиков. Да, почитание пока не на государственном уровне. А на каком? На глубинном?
Иные немцы, при должностях, как-то явно показушно, отторгают то своё германское прошлое. В Рейхстаге проводится несколько видов экскурсий. Самая немудрёная – «просто на Купол». А есть такие, куда нужно записываться за месяц – внутрь здания, в коридоры, где сохранены, покрытые специальным составом, надписи наших солдат и офицеров, наших дедов-победителей. Экскурсовод показывает: это без таблички синяя дверь – кабинет президента ФРГ, а вот эта – канцлера Шольца (он там не бывает), а вокруг надписи углем и химическими карандашами... Врезалось: «Слава стальным соколам, участникам штурма Берлина... мл.л-т Иванов Е...», «Слава штурмовикам...», «Лида Антонова г. Ялта», «Курск», «Киев», «Донбасс»... Так вот, внутри той экскурсии есть маршрут с посещением «Архива». Архив – инсталляция, художественное произведение концептуалиста. В чёрном пространстве сотни картотечных ящиков, на которых имена депутатов Рейхстага за всё время его существования. Гитлер, в том числе. Экскурсовод об этом сообщает, замечая, что сама она никогда его имя не искала, ненавидит, а некоторые фотографируют, некоторые замазывают краской... Собственно, этим и прорекламировала, выполнила роль часового почётного караула. Все ломанулись в темноте шарить фонариками, отыскивать, фотографировать... А ведь и Геббельс там должен быть! Берлинский гауляйтер депутатом Рейхстага стал в 1928 году, когда его НСДРП в Берлине набрала менее 2%...
Всего за несколько лет до этого молодой Геббельс, в 21 год защитивший докторскую диссертацию «о маленьком немецком писателе» по философии, зачитывался Достоевским и Толстым, вёл дневник: «Усердно читаю. Толстой, Достоевский, революция во мне»... В ту пору будущий «великий художник пропаганды» и обожатель Гитлера писал: «Достоевский повергает в отчаяние. Когда я его читаю, я пребываю в состоянии неистового безумия. И всё же он придаёт такую надежду и такую веру, делает таким сильным, таким добрым и таким чистым!». Записи 100 лет. Он отлично разбирался в русской литературе, например, понимал, что Гоголь является «духовным отцом» Достоевского... Любопытно бы глянуть драму Геббельса «Иуда Искариот» 1918 года (не публиковалась). Молодой человек был ищущей натурой: то он собирается в духовных поисках в Индию, то вдруг убеждённо заявляет: «Я – немецкий коммунист». В 1924-м – он отчаянный русофил: «Россия, ты надежда умирающего мира. Когда наступит этот день?..» Гитлер проявил определённую ловкость, чтобы привлечь молодое дарование в свой лагерь. Преуспел; настал день, когда Геббельс записал: «Я люблю этого человека». Гитлер испортил Геббельса, как и всю Германию – можно ли так сказать? Ищущая натура обнаружила в себе демоническую душу, и не осталось уже в ней места Богоискательству, места Христу. Всё последующее – борьба с Ним. «Хотите ли вы тотальную войну?!.» – вопрошал он в феврале 1943-го. И миллионы немецких сердец в едином порыве отстукивали: «Да!» Впрочем, это уже была агония; было поздно.
У нас иногда понимают тотальную войну как что-то невероятное в истории. Между тем такие войны с мобилизацией всех ресурсов, включая волю, известны с библейских времён: царь Давид вёл такие войны. Да и самая известная в мире война – Троянская была таковой. А из совсем недавних времён несомненно тотальной войной была наша Великая Отечественная. Провозглашённый Сталиным 3 июня 1941 года по радио лозунг «Всё для фронта! Всё для победы!», – был объявлением тотальной войны.
И ещё о памятной экскурсии.
Лет за пять до начала СВО в Московском парке «Патриот» возводили нечто вроде макета копии фасадной части Рейхстага, чтобы, по словам министра обороны, «наши юнармейцы могли штурмовать не что попало, а конкретное место». Над макетом купола реяло красное знамя.
В дни и ночи с 29 апреля по 2 мая 1945 года на крыше Рейхстага появлялось по несколько победных знамён; сбрасывались красные полотнища и с самолёта непосредственно на купол. Все помнили слова И. В. Сталина: «... добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы».
Скажут, случайность, но первое знамя на крыше Рейхстага (группа капитана Владимира Макова) установлено в пробоине короны «богини Победы», много значащей для Германии, как некогда и для языческого Рима. Знаменем Победы стал стяг, первоначально установленный на конной статуе кайзера Вильгельма I – он был первым главой Второго Рейха, тоже символично. Русские знамёна на символическом уровне обнулили военную славу Германии, вне зависимости от того, заметил ли это кто или нет. Затем Знамя Победы (группа: Алексей Берест, Михаил Егоров, Мелитон Кантария, при огневой поддержке роты Ильи Сьянова), уцелевшее, в отличие от других в пожаре и под артобстрелом крыши, было перенесено на купол Рейхстага, а вскоре – в Москву.
На обновлённом здании Рейхстага (ныне это Бундестаг) теперь налеплен уродливо-негармоничный купол в виде половины стеклянного яйца. Купол есть, но его нет: при всём желании знамя поставить нельзя, там огромная дыра, открытое небо. Модный архитектор Норман Фостер в 1999 году сотворил купол в стиле «хай-тек» из стекла и металла, воплотив идею другого архитектора, Готфрида Бёма, ветерана гитлеровских войск, предложившего устроить на Куполе обзорную площадку для туристов; судя по всему, чтобы никто и мысленно не мог представить красное знамя на нём.
Архитектурная находка тоже их почётный караул.
***
В Берлине цел памятник идее Гитлера – идее Всемирного господства. Не знали?! Грандиозный монумент «Колонна Победы», в известном смысле, это детище Гитлера и памятник ему самому.
...Башня с крылатой Викторией ХIХ века – памятник Гитлеру?! – удивится кто-то.
Так и есть.
В 1938-1939 годы «Колонна победы», воздвигнутая в 1873 году в честь объединительных войн Пруссии, была перенесена от Рейхстага на новое место, на символическую ось «Запад-Восток», на площадь Звезды, в рамках проекта Гитлера по преобразованию столицы Германии в Столицу мира.
При этом колонна была увеличена в размерах, а идеологическая её составляющая подчёркнуто теперь направлена не в историю, но в будущее...
Для немцев начала ХХ века Берлин – это всё ещё и прежде всего – Пруссия, которая в своё время одолела Австрию в «соревновании» за первенство в объединение германских земель.
Учёные ХIХ века (после наполеоновских войн) вели дискуссию о путях решения германского вопроса – объединяться ли княжествам вокруг Пруссии или вокруг многонациональной Австрийской империи. Победила идея так называемого малогерманского пути, сторонником которой был Отто фон Бисмарк. Австрию вычеркнули из списка германских земель! Такая же судьба на некоторое время постигла Баварию и некоторые другие земли. Гитлер, получив реальную власть, вернулся к идее великогерманского пути, присоединил к Германии родную Австрию, чему все немцы были рады. С 1943 года Германия официально именовалась Великогерманской империей. Название «Берлин», не нёсшее объединительных смыслов, должно было, по мнению Гитлера, исчезнуть. Он предполагал переименовать город (после победы) в Welthauptstadt Germania – «Столица мира Германия». Воистину, наполеоновские планы в немецкой упаковке.
После переноса сооружения (а это скорее башня, чем колонна: внутри винтовая лестница), оно «выросло» почти на 7 м, идеологическая составляющая памятника осовременилось. Три исторических сегмента конуса башни, украшенные барабанами из позолоченных трофейных пушек датчан, австрийцев и французов, приросла новым сегментом, с земли не отличимым от трёх нижних. Поскольку все победы Гитлера, как он полагал, были ещё впереди, то было бы с его стороны нескромно четвёртый сегмент украшать пушками, и его украсили позолочённым гирляндами, снизу никак не отличимыми от пушек. Башню завершает золотая парящая богиня Виктория с жезлом, в венке которого сверкает «Железный крест», напоминающий Тевтонский орден расширенными у концов «крыльями» – государственный символ некогда Пруссии, затем Германской империи, а в будущем, как предполагалось, Всемирного рейха.
В 1946 году по директиве оккупационных властей антигитлеровской коалиции памятники германскому милитаризму, возведённые после 1 августа 1914 года, подлежали сносу. «Колонна Победы» в преображённом виде высилась на площади Звезды с 1939-го. Магистрат Берлина проголосовал за снос. Глубинная Германия заартачилась. На сносе настаивали французы (это памятник победе и над ними, в 1870-м). Великобритания и США высказались против, Советский Союз воздержался. Поэтому Колонна победы, памятник идее мирового владычества, благополучно красуется и поныне на центральной оси в Тиргартене. И кажется закономерным, что местность вокруг теперь облюбована ЛГБТ-сообществом. Нахрапистый бесовской интернационал закономерно полагает себя наследником неоязыческой Колонны и распорядителем процессов глобалистской западной цивилизации. Однако, как и для гитлеровской Германии, так и для них, костюмчик всемирного господства оказался явно не по плечу, штаны при резких движениях спадают.
Мир в ожидании углублённой христианизации, которая возможна именно через Россию. Хоть в чём-то, хоть на миг, пресловутый Геббельс, начитавшийся Достоевского, окажется прав, в озарении, которое длилось мгновение, воскликнув: «Россия, ты надежда умирающего мира...»
Есть в Берлине и музей Адольфа Гитлера! Называется Berlin Story Bunker («Берлинские исторические бункеры»). О каких бункерах речь? Во-первых, о том, где расположен названный музей, в котором укрывалось гражданское население с 1942 года и в котором теперь развёрнута в четырёх десятках комнат экспозиция, посвящённая личности Гитлера и его войне: «ГИТЛЕР. Как это могло произойти». А во-вторых, о бункере самого Гитлера – Фюрербункере, который располагался чуть в стороне, в километре отсюда. Бункер Гитлера рефлекторно, а затем и системно пытались уничтожить, чтобы со временем он не стал местом паломничества зевак и фанатов. Какие-то фундаменты, стены и помещения закопаны, поверхность застроена, а куда-то никого не пускают.
Гитлер в бункерном музее назван величайшим преступником всех времён и народов. Но отчего-то не покидает ощущение, что в какой-то момент знак «минус» может быть переправлен на знак «плюс». Нет в мире более известного немца, который чуть было весь мир не согнул в бараний рог.
И останутся на стенах те же фотографии – его родителей, его младенца и юноши, и героического солдата, получившего Железный крест, его акварели... Лишь чуть изменится название: «ГИТЛЕР. Как это было». И новыми красками заиграет его мемориальный кабинет, воссозданный музейщиками с удивительной дотошностью и помещённый за стекло, вместе с портретом Фридриха Великого на стене. Как знать, может, ещё и раскопают фундаменты и стены, все размеры Фюрербункера засняты с точностью до миллиметра. А пока музей предлагает вам купить биографию Гитлера в 4-х за 399 евро, в которой отображён каждый день жизни чудовищного человека.
Да, а что у нас, у русских, в Берлине?
О числе погибших при штурме Берлина данных нет, указано лишь, что за дни наступательной операции (с 16 апреля по 2 мая) погибли и пропали без вести 78291 советский воин...
В Берлине четыре наших мемориальных комплекса. Один у самых стен Рейхстага, «в Тиргартене». Утверждают, там погребено 2000-2500 наших бойцов. В знаменитом Трептов-парке – в братских могилах более 7200 солдат и офицеров. В районе Панков – более 13200...
Если кому-то покажется, что в Берлине немало топонимов славянского происхождения, вроде Панков, Рудов, Берлин, то так оно и есть, и всё это при Гитлере было переименовано или почти переименовано. Четвёртый мемориал – на территории берлинского парка-кладбища Марцан, там останки 494 наших воина...
Всего в Германии, как сообщали СМИ, зафиксировано 4185 мест, где «выявлены могилы советских жертв Второй мировой войны и посвященные им памятники». Цифры жёстко констатируют, что некоторое число наших солдат в Берлине осталось вне оград названных кладбищ. Определённая их часть была обнаружена при восстановлении Берлина в 1990-е и захоронена с воинскими почестями.
Подключив воображение, можно представить, и тем себя как-то утешить, что Берлин каждую весну, покрываясь зеленью, как бы надевает зелёный берет. Весь город, по сути, – памятник нашим героям, мгновения не дожившим до Великой Победы.
Но Берлин – это и общая могила немцев, фашистов и не фашистов. Мемориалов у них нет. Но в разных местах приметна горестная по ним слезинка. Это может быть памятная доска в кирхе или привинченная в тихом дворике к постаменту каменного льва табличка: «Жертвам войны 1939-1945», или доска на стене какого-нибудь административного здания. В Трептов-парке есть значительная скульптура скорбящей немецкой женщины; коса её уложена на голове в венок, уныние Гретхен безмерно, горе её по сынам своим бесконечно.
Ещё у нас есть Карлхорст («гнездо Карла»)! Это великолепный Германо-российский музей. Финансируется немцами. Здесь в ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан Акт о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии в Великой Отечественной войне. Именно так музей и назывался до 1995 года: «Музей безоговорочной капитуляции...»
Помимо высокого зала, в котором подписывался Акт (и где поздней ночью на пире победителей, уже без журналистов, Жуков исполнил, как он выразился, «народный танец»), помимо небольшой, но эмоционально впечатляющей диорамы «Штурм Рейхстага», есть в музее мемориальный кабинет самого Маршала Победы. Здесь Георгий Константинович работал с июня 1945 по март 1946. В советском секторе он занимал две высшие должности: Главнокомандующего Группой советских оккупационных войск в Германии и Главноначальствующего советской военной администрацией (СВАГ). Старый паркет, большая люстра, освещавшая многое, художественно выполненные потолки, массивный рабочий стол, кресло... Слева от стола отличный бюст самого полководца (автор Андрей Тыртышников). Справа от входа под стеклом маршальская фуражка с красным околышем и повседневный мундир, на кителе орденские колодки и четыре Звёзды Героя...
Майданная Украина уже отжала себе некоторые площади в Карлхорсте. Протащила в витрины тексты (за неимением экспонатов) с гнилой концепцией «своего видения» судеб Европы, в которой внуки всевозможных «лесных братьев», «зелёных», «бандеровцев» и пр. коллаборационистов уже посносили памятники освободителям Европы.
На флагштоке Карлхорста вывешен теперь единственный флаг, унылый жовто-блакитный, под которым воевали украинские националисты-коллаборационисты. В «Бункере», к слову заметим, Майданная Украина тоже оставила свой след. В комнате с огромными фотографиями сцен еврейского погрома во Львове 1941 года электронный экскурсовод скромно умалчивает, что погром учинён бандеровцами, чья идеология ныне торжествует на Майданной Украине. Также в «заключительном» зале выставлены пропагандистские картинки Майданной Украины русофобского толка, составленные по рецептам министерства пропаганды Й. Геббельса.
Хочется думать, всё это ненадолго.