Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 мая 2024
Ташкент меняет ориентиры?

Ташкент меняет ориентиры?

Узбекистан приостанавливает членство в ЕврАзЭС и хочет дружить с ЕС
Лев Паршин
14.11.2008
Ташкент меняет ориентиры?

Президент Узбекистана Ислам Каримов уведомил о приостановлении членства своей страны в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС).

 Судя по всему, это решение Ташкента явилось полной неожиданностью для ЕврАзЭС. Во всяком случае, первые две недели все, словно пораженные электрическим шоком, хранили на сей счет полное молчание. Только когда новость просочилась в средства массовой информации, последовали первые осторожные комментарии. МИД России, например, высказал тривиальную мысль: «Участвовать или нет в ЕврАзЭС - это суверенное право каждого участника этой организации».  

Однако до самого последнего времени ничего толком не было известно о мотивах решения Ташкента. Только в четверг, 13 ноября, в СМИ появилось изложение письма Каримова, направленного в ЕврАзЭС. 

Узбекский президент информировал, что он сомневается в эффективности этого межгосударственного объединения.

«Основные целевые задачи и перечень обсуждаемых вопросов, поставленных в повестку дня ЕврАзЭС, во многом повторяют деятельность СНГ и ОДКБ… Все это приводит к дублированию и параллелизму в работе межгосударственных структур на постсоветском пространстве и, как результат, безусловно сказывается на эффективности и результативности их деятельности», - говорится в документе. Еще одной причиной решения Узбекистана стало его несогласие с принципами присоединения государств ЕврАзЭС к Таможенному союзу Белоруссии, Казахстана и России без обсуждения и учета насущных интересов каждого государства.  

ЕврАзЭС –- международная экономическая организация постсоветских государств, занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ стран-участниц. Это инициатива президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который давно продвигает идею создания своего рода общего рынка на обширных евразийских пространствах. Россия также считает ЕврАзЭС одним из приоритетов своей внешней политики. В.Путин даже назвал эту организацию «локомотивом интеграционных процессов на постсоветском пространстве в сфере экономики». Но вот что-то этот локомотив пробуксовывает, а один из прицепленных к нему вагонов хочет соскочить на параллельный путь.  

Критические соображения, высказанные Каримовым, наверное, имеют под собой основания. Не только Узбекистан, но и другие страны ЕврАзЭС высказывали недовольство низкой эффективностью организации. Но почему Ташкент обрушил свое решение на головы партнеров без каких-либо предварительных обсуждений или консультаций, не попытавшись путем переговоров уладить беспокоившие его вопросы? Ведь до самого последнего времени Узбекистан не без гордости говорил о своем полнокровном участии в деятельности ЕврАзЭС и всех отраслевых органах сообщества. После вступления в ЕврАзЭС Узбекистан присоединился к 44 многосторонним документам. Узбекской стороной подготовлены протоколы о присоединении к 12 международным договорам ЕврАзЭС. 

Еще в июне президент Каримов в ходе встречи с Дмитрием Медведевым говорил: «Мы высоко ценим сложившееся взаимодействие. Мы будем делать все необходимое для развития и укрепления отношений». И вдруг – на тебе.

 

Наблюдатели отметили, что разрыв с ЕврАзЭС совпал по времени с заметным потеплением в отношениях Узбекистана и ЕС. В середине сентября в Брюсселе состоялось 8-е (!) заседание Совета сотрудничества «Узбекистан - ЕС». Оно оказалось чрезвычайно успешным для Ташкента. Стороны достигли взаимопонимания по всем обсуждаемым вопросам, согласились развивать всестороннее сотрудничество. А 13 октября Евросоюз принял решение снять санкции, наложенные на Узбекистан, за исключением эмбарго на поставки оружия. Ташкент вроде бы и не собирался покупать оружие в Европе, а вот высокопоставленным представителям узбекского руководства вновь разрешено въезжать в страны ЕС, это для них радостная новость.  

Напомним: Евросоюз решил наказать Ташкент санкциями после известных андижанских событий, которые стороны трактуют совершенно по-разному. В Европе считают, что это было выступление народа против авторитарного режима, подавленное с большой жестокостью, расстреляно до 1000 человек. Ташкент говорит, что было пресечено опасное выступление исламских экстремистов и уголовников, погибло 200 человек. Европа требовала независимого расследования, Ташкент протестовал против вмешательства в свои внутренние дела.  

Отметим, что все это время Евросоюз не прерывал контактов и диалога с Ташкентом. В столицу Узбекистана регулярно приезжали весьма высокие представители ЕС и отдельных европейских стран, в том числе в ранге министров. Два года назад Евросоюз принял так называемую Стратегию ЕС по Центральной Азии – амбициозный проект, суть которого – задействование альтернативных источников энергоресурсов для Европы, чтобы снизить зависимость от России. Отцом этой стратегии стал немецкий политик и дипломат, министр иностранных дел, а ныне наиболее вероятный кандидат на роль будущего канцлера Франк-Вальтер Штайнмайер (Германия была тогда председателем ЕС). Он совершил вояж по столицам Центральной Азии, был и в Ташкенте, со всеми в принципе договорился. И что же? Результат этой стратегии пока что можно обозначить одним коротким словом: пшик. Ничего не сдвинулось с места за эти два с лишним года. Существуют два препятствия. Одно – чрезвычайная сложность и высокая стоимость обходных, минуя Россию, путей снабжения Европы среднеазиатским газом. Второе – общественное мнение в самой Европе. Там есть влиятельные оппозиционные политические силы, большие организации правозащитников, которые бурно протестуют против принципа «Газ в обмен на права человека». В печати, на публичных мероприятиях Узбекистан часто критикуют за подавление демократии, преследование инакомыслящих, разгон неправительственных организаций, использование детского труда на хлопковых плантациях и другие грехи. Оппозиция, правозащитники, пресса европейских стран обращаются к своим правительствам с требованием не закрывать глаза на все это. В Германии по первое число достается г-ну Штайнмайеру. Когда после отмены санкций Берлин объявил об официальном визите в Германию главы узбекской спецслужбы СНБ, крупного бизнесмена Рустама Иноятова, пресса назвала его узбекской разновидностью Лаврентия Берии. «Более отъявленного нарушителя прав человека трудно себе представить», писали газеты. 

«Министр иностранных дел ФРГ Штайнмайер обхаживает узбекского деспота – Ислама Каримова. У Штайнмайера хватает наглости называть свое заискивание перед кровавым диктатором «диалогом в защиту прав человека».

Вслед за Штайнмайером социал-демократические зомби от восточной политики оправдывают любую лесть в адрес диктаторских режимов как содействие демократическим преобразованиям посредством сотрудничества» - цитата из газеты «Тагесцайтунг».  

И Берлин, и другие европейские столицы, несмотря на такую критику, продолжают обхаживать Узбекистан. Уж очень хочется договориться о поставках голубого топлива. Каримов с восточным долготерпением ждал, когда партнеры созреют для разговора на приемлемых для него условиях. И, кажется, дождался. Поэтому на встрече в Брюсселе министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов подтвердил: узбекская сторона готова содействовать успешной реализации Стратегии «ЕС - ЦА», осуществлению конкретных программ и проектов сотрудничества совместно с Европейским Союзом по всем направлениям и на всех уровнях взаимодействия на принципах равноправия, взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела, с учетом прагматизма, насущных интересов сторон. В переводе с дипломатического языка на общепонятный это означает: «Газ вам продавать будем, но перестаньте нас тюкать по голове за права человека». Брюссель ответил на это отменой санкций. Ташкент немедленно предпринял демарш в отношении ЕврАзЭС.  

Внешняя политика Узбекистана порой напоминает движения флюгера под порывами ветра.  

Одно время Ташкент сделал ставку на укрепление политических, экономических и военных связей с Вашингтоном. На юге страны была даже открыта база ВВС США, которая использовалась для поддержки сил НАТО в Афганистане. После Андижана эта дружба оборвалась, американцев с базы выдворили, Ташкент опять заговорил о стратегическом партнерстве с Москвой.  

Со времени создания ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности – Узбекистан стал ее полноправным членом, но в 1999 году вышел из нее, а в конце 2006 года вступил вновь и сейчас считает ее важнейшим фактором безопасности в регионе.  

В 1999 году Узбекистан примкнул к учрежденному в Вашингтоне сообществу ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), превратив его в ГУУАМ. Спустя несколько лет Ташкент вышел из нее.  

И вот теперь – очередной поворот, на этот раз в отношении ЕврАзЭС. Впрочем, Ташкент решил не хлопать дверью, а тихонько притворить ее за собой, быть может, планируя когда-нибудь вернуться. Но тут есть одна юридическая закавыка.

Учредительные документы Сообщества не предусматривают такой формулы, как «приостановление членства». Можно вступить в Сообщество, можно выйти из него, но приостановить членство, оставаться в каком-то неопределенном, подвешенном состоянии – нельзя.

Наверное, участники ЕврАзЭС не станут из-за этого слишком сильно препираться, а пойдут на создание прецедента. Пусть Ташкент приостанавливает свое участие в Сообществе, раз уж так этого хочет. Но только ему придется выполнить ранее взятые на себя в рамках этой организации обязательства и, конечно, не рассчитывать на сохранение каких либо преференций со стороны бывших партнеров. Быть может, разбираясь в этих непростых вопросах, Узбекистан еще раз сменит ориентацию и решит остаться в Сообществе?  

Партнеры Узбекистана отнюдь не против его сближения с Европой. Россия, например, и сама сейчас проводит переговоры о новом стратегическом соглашении с ЕС. Но не надо делать резких движений, не надо принимать спонтанных решений, о которых скоро можно пожалеть и которые потом опять придется менять. Надо всегда помнить, где Европа, а где Россия, с которой Узбекистан связывают не только газопроводы, но и тысячи других, более прочных нитей. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
20.05.2024
Валерий Мацевич
Украинская «элита» озабочена одним — как бы подороже продать активы страны
Фоторепортаж
15.05.2024
Подготовила Мария Максимова
Музей Москвы приглашает на выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920-1930-х»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.