Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 июля 2024
Россия и Европейский Союз

Россия и Европейский Союз

По итогам международного семинара в одном из престижных университетов Испании
Александра Хиль
26.05.2008
Россия и Европейский Союз

В рамках тенденции растущего интереса к России в Испании следует отметить международный семинар "Россия и Европейский Союз", организованный Институтом Европейских Исследований Университета Сан Пабло и Королевским Институтом Элькано 8 мая текущего года в одном из престижных мадридских университетов, Университете Сан Пабло.

Необходимо подчеркнуть, в связи с этим событием, значимость поддержки, оказываемой Посольством Российской Федерации и, в особенности, Русским Центром при Посольстве, в проведении мероприятий по укреплению испано-российских отношений. В этом семинаре, открытом Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Испании Александром Кузнецовым, под председательством Директора Института Европейских Исследований Марселино Ореха Агире, приняли участие ведущие специалисты из Великобритании, Испании, России и других государств. Вслед за Послом, участников приветствовали Директор Королевского Института Элькано Густаво Суарес Пертиера и Председатель Совета Испано-российского Фонда Алваро Хиль Роблес.  

Университетская аудитория всегда способствовала и продолжает способствовать свободному обмену мнениями в европейской демократической традиции. Семинар "Россия и Европейский Союз" полностью подтвердил это правило.

 Обсуждение сложных и противоречивых вопросов проходило в дружественной атмосфере. Несмотря на то, что мнения выступающих зачастую не совпадали, прослеживалось желание понять позицию оппонента и выработать общий подход к проблеме. Ритм работы был достаточно напряжённым. В течении дня были вынесены на рассмотрение основные стратегические направления сотрудничества России и Европейского Союза. Приоритетные линии дискуссии были представлены в четырёх тематических блоках: политические и дипломатические аспекты в отношениях между Россией и ЕС, коллективная безопасность, энергетические вопросы и, наконец, экономические и деловые отношения.  

Участники семинара единодушно признали оптимальность настоящего момента для начала диалога на новых основах между Россией и ЕС и, в частности, между Россией и Испанией. Были названы различные предпосылки для упрочения отношений.  

Прежде всего, внутренние процессы развития обоих сторон диктуют необходимость новых подходов. Европейский Союз, наконец, смог преодолеть внутренний кризис, связанный с отказом ряда государств (Голландии и Франции) ратифицировать Проект Конституции. Ожидается, что Лиссабонский Договор вступит в силу в начале 2009 года и послужит новым импульсом для европейского интеграционного процесса. В 2004 и 2007 годах в ЕС вступили десять государств Центральной и Восточной Европы. Постепенно воплощается в реальность давняя мечта о единой Европе. Тем не менее, расширение границ общего европейского пространства ставит во главу угла вопрос о безопасности на Европейском континенте. И один из важнейших ответов на этот вопрос заключается в упрочение отношений с Россией. По словам Посла Российской Федерации А. Кузнецова, большие надежды связываются с грядущим президентством Испании в ЕС. Испания всегда рассматривалась как страна, принадлежащая к "клубу друзей России" в Европейском Союзе.  

Важно признать, что отношение ЕС к России прошло различные этапы и претерпело значительные изменения за последние годы.

Как отметил в своём вступительном слове Председатель Совета Испано-российского Фонда А. Роблес, "Европейский Союз должен наверстать упущенное в диалоге с Россией". Было бы неверно продолжать разглагольствовать о нестабильности политической ситуации и об экономическом кризисе в Российской Федерации, забывая о недавнем конституционном кризисе самого Европейского Союза. В настоящий момент ни у кого не вызывает сомнения, что ЕС заинтересован в сильной России как равном политическом и экономическом партнёре. Каждая сторона должна критически осмысливать собственную позицию, чтобы строить новые отношения на долгосрочной и надёжной основе.  

Именно в таком критическом ключе представили перспективы отношений между Россией и ЕС участники первого круглого стола, касающегося политических и дипломатических аспектов данных отношений. В своём выступлении начальник отдела по Европейскому Сотрудничеству МИД Российской Федерации Сергей Рябков поделился размышлениями о проекте Договора о партнёрстве и сотрудничестве между Россией и Европейским Союзом. В основу договора должны лечь принципиальные для обеих сторон сферы сотрудничества: экономика, внутренняя и внешняя безопасность, новые технологии, образование и культура. На ближайших переговорах между Россией и Европейской Комиссией, намеченных на июнь, предполагается уделить особое внимание вопросам торговли, транспорта и энергетики. В условиях современного мирового энергетического кризиса, вопрос об инвестициях ЕС в энергетический комплекс России представляется одним из важнейших пунктов для обсуждения.  

С. Рябков вкратце остановился и на иных конкретных вопросах сотрудничества, политического характера. Например, подчеркнул необходимость выработки общей позиции по ситуации в Косово, Абхазии и Южной Осетии. Также отметил отдельные факторы, препятствующие успешному развитию диалога Россия-ЕС, связанные с политическими позициями некоторых государств недавно вступивших в Европейский Союз (Польши, Эстонии и Латвии), и государств участников СНГ (Беларуси и Украины).  

Как раз с точки зрения развития событий на территории Беларуси, Молдовы и, особенно, Украины, проанализировал будущее сотрудничество между Россией и ЕС второй докладчик круглого стола, научный исследователь Европейского Совета по Международным Отношениям (Лондон) Эндрю Уилсон. Его оценка политической ситуации в этих государствах, да и в самой России, была не слишком оптимистичной.  

Этот критический подход получил дальнейшее развитие в докладе научного сотрудника Королевского Института Элькано Кармен Клаудин.

 По её мнению, результаты диалога между Россией и ЕС нельзя назвать удовлетворительными, хотя, конечно, было бы преувеличением говорить о полной неудаче. Основное препятствие для успешного развития двусторонних отношений видится в политической или, точнее, политико-культурной сфере, но никак не в экономической. Россия продолжает вызывать недоверие у большинства западных партнёров и рассматриваться как своего рода "бомба замедленного действия". В лучшем случае, она привлекает в качестве потенциального рынка для ЕС. Не удивительно, что при таком подходе диалог России с США развивается намного успешнее. Более того, успех двусторонних отношений России с некоторыми государствами-членами ЕС, например, с Германией, Италией и Францией, представляет собой парадоксальный, на первый взгляд, контраст с небольшим прогрессом, достигнутым в отношениях с самим ЕС. Тем не менее, предпочтение отношений вне рамок Союза между его отдельными государствами членами и третьими государствами вполне закономерно, если принять во внимание сложность выработки общей позиции в ЕС-27.  

По оценкам экспертов, доверие Запада к России заметно возросло с момента консолидации у власти Президента Владимира Путина. Диалог Россия-ЕС постепенно начинает избавляться от идеологического содержания и приобретает более конструктивную и прагматическую направленность.  

Как отмечалось ранее, вопрос о безопасности в Европе - один из важнейших пунктов переговоров между Россией и ЕС. Не напрасно "коллективная безопасность" была выделена в качестве отдельной темы обсуждения второго круглого стола. В нём приняли участие Генеральный Директор Совета Испано-российского Фонда Висенте Гарридо и ряд исследователей Королевского Института Элькано (Давид Гарсия Канталапьедра и Алисия Сорроса) и Центра Европейских Политических Исследований (Брюссель), Сандра Диас Фернандес.  

С первых слов стало очевидно, что общий анализ проблемы выходит за рамки двусторонних отношений Россия-ЕС. Современная панорама коллективной безопасности была представлена в виде коротких, но ключевых набросков. Так, было подчёркнуто, что современная международная ситуация более анархична и непредсказуема, чем ситуация в период Холодной войны. Многополярная международная система пришла на смену традиционным однополярной и биполярной и окончательно утвердилась как доминирующая. Её центр тяжести постепенно смещается из зоны Атлантики в Азию и Тихоокеанский регион. Слабость Системы Коллективной Безопасности ООН вынуждена компенсироваться односторонней политикой государств. На фоне политической нестабильности сохраняется высокая вероятность вооружённых конфликтов, и остро встаёт проблема ядерного оружия, в особенности, в связи с программами Северной Кореи и Ирана. И хотя США сохраняют своё лидирующее положение с точки зрения военного потенциала, возможность государства действовать в одностороннем порядке представляется всё более ограниченной. Достаточно вспомнить о том, что теория США о превентивной самообороне не только не получила поддержки, но вызвала острую критику в международных политических кругах.  

Как известно, США и НАТО используют территорию ряда европейских государств для размещения установок противоракетной обороны.

Ведутся переговоры по расширению НАТО, в частности, о вступлении в Организацию Грузии и Украины. В этом контексте, возникает вопрос о факторе влияния России и об общей позиции Европейского Союза, задача не из лёгких, принимая во внимание хронический недостаток единства, проявляющийся с особой остротой во внешней политике ЕС. Однако, согласно мнению, высказанному С. Диас, диалог Россия-ЕС - это не вполне адекватный форум для обсуждения вопросов противоракетной обороны. Представляются более приемлемыми, а главное, эффективными, переговоры в рамках НАТО или двусторонние переговоры между отдельными государствами.  

Если диалог Россия-ЕС является важным, но не ключевым, для решения вопроса коллективной безопасности в Европе, он абсолютно неизбежен в вопросе энергетики. На семинаре неоднократно подчёркивалось, что сотрудничество в области энергетики жизненно необходимо и выгодно для обеих сторон. Об этом вновь заявили эксперты третьего круглого стола, посвящённого энергетической тематике а отношениях России и ЕС. В дискуссии приняли участие испанский дипломат Рабло Бенавидес Салас, преподаватель Кафедры Европейских Исследований Государственного Санкт-Петербургского Университета Татьяна Романова, и исследователи Института Мировой Экономики и Международных Отношений (Москва) и Королевского Института Элькано, соответственно, Андрей Белый и Пол Избелл.  

Статистические данные, представленные докладчиками, послужили наглядным подтверждением взаимной необходимости и выгодности сотрудничества между Россией и ЕС в области энергетики. Так, по данным экспертов, из России поступает 22% нефти и 50% газа, импортируемых Европейским Союзом. Ряд стран ЕС в значительной мере зависит от российских энергетических ресурсов. Например, Германия импортирует около 40% газа из России, Италия - 33% и Франция - 25%. Испания полностью зависит от внешних энергоресурсов, хотя доля России в испанском импорте незначительна.  

С учетом этих данных не вызывает сомнения тот факт, что в случае энергетического кризиса на международном уровне, многие страны ЕС окажутся в сложном экономическом положении. Неудивительно, что у многих из них вызывают опасения нестабильность ситуации в России и возможное использование энергетического аргумента в политических целях. В этой связи, были приведены примеры прекращения поставок газа из России в некоторые государства СНГ, такие как Беларусь и Украина.  

В ответ на эти вполне логичные опасения западных партнёров были выдвинуты не менее весомые аргументы различного порядка. Во-первых, было высказана мысль о том, что не только Россия использует энергетический аргумент во внешней политике. Существует широко распространённая аналогичная практика государств в контексте парадигмы "энергетического национализма". Исходя из этой ситуации, следует ставить вопрос о приемлемости этой практики в глобальном масштабе, а не только в отношении России. Во-вторых, что касается конкретных случаев прекращения поставок газа в Беларусь и на Украину, речь идёт о краткосрочных мерах, и не политического, а, скорее, экономического характера. В-третьих, представляется маловероятным, что Россия будет применять подобные меры к странам ЕС. Более 50% доходов Российского государства зависит от экспорта энергетических ресурсов. Наконец, опасения Европейского Союза не представляются обоснованными и потому, что Россия - не единственный источник его энергоресурсов. В отличие от ЕС, некоторые государства зависят от одного партнёра в области энергетической политики.

Так, США почти полностью зависит от энергоресурсов Канады, и Куба - от ресурсов Венесуэлы.

Диалог по энергетике Россия-ЕС приобрёл особое значение в последние годы, в связи с постоянно возрастающей потребностью ЕС в энергоресурсах. Несмотря на растущую необходимость сотрудничества, сохраняются значительные препятствия, связанные с участием России в ряде международных организаций и договоров. Как известно, Россия подписала, но не ратифицировала Энергетическую Хартию от 1994 г., предусматривающую своего рода рамки сотрудничества по вопросам энергетики между ЕС и странами СНГ. Не менее проблематичным представляется вопрос о вступлении России в ВТО, хотя в 2004 г. ЕС и Россия достигли соглашения по принципиальным вопросам, связанным с российским членством в организации. Кроме того, разногласия наблюдаются в самом подходе к диалогу. ЕС настаивает на сближении российского законодательства с правовой системой ЕС и на либерализации российского энергетического сектора. В свою очередь, Россия претендует на равноправное сотрудничество и на поиск взаимовыгодной позиции. На данном этапе либерализация не входит в планы Российской Федерации. Скорее, наоборот, Россия предпринимает меры, направленные на увеличение доли и усиление влияния государства в нефтяных и газовых предприятиях. По мнению Т. Романовой, ЕС и Россия вкладывают различное содержание в понятие "взаимности" как основы сотрудничества. ЕС ставит акцент на политическом факторе сотрудничества, Россия - на коммерческом аспекте.  

Многие из этих вопросов были вновь рассмотрены с экономической точки зрения в рамках заключительного круглого стола, посвящённого торговым и коммерческим отношениям между ЕС и Россией. В дискуссии приняли участие: Директор Института Европейских Исследований Университета Сан Пабло Хосе Мария Бенейто, преподаватель МГИМО Николай Кавешников, исследователь Института по Международному и Сравнительному Праву (Лондон) Сергей Рипинский, преподаватель по экономике Университета Валенсии Антонио Санчес Андрес и Генеральный Секретарь компании Tecnicas Reunidas Internacional Педро Себастиан де Эрисе.  

В ряде статистических данных, приведённых докладчиками, можно выделить общую тенденцию роста российского импорта и экспорта в ЕС. Достаточно подчеркнуть, что 65% экспорта в ЕС составляют энергоресурсы и около 50% импорта - промышленная продукция. Также около 50% внешних инвестиций в Россию приходится на Европейский Союз.  

Как ранее указывалось, российский рынок одновременно привлекает и отталкивает европейских инвесторов. Среди негативных факторов отмечаются: постоянно растущая инфляция, недостаток конкурентоспособности промышленного сектора, излишек веса энергетического сектора, нестабильность ситуации на финансовом рынке, непредсказуемость частного бизнеса, влияние политических решений на экономические отношения и, наконец, коррупция. Среди положительных аспектов выделяются: стабилизация политической ситуации, экономический рост, улучшение инвестиционного климата, экономический потенциал удалённых от традиционной оси Москва-Санкт-Петербург регионов. Так, например, Генеральный Секретарь Tecnicas Reunidas Internacional поделился опытом работы в России. 12% коммерческой деятельности компании приходится на российский рынок. Один из недавних крупнейших проектов состоит в модернизации нефтеочистительного предприятия в Хабаровске.  

В этом смысле, эксперты-экономисты единодушно признали, что недостаток сотрудничества между европейским и российским частным бизнесом скорее вызван взаимным недоверием, чем отсутствием возможностей. Для успешного преодоления препятствий предусматривается организация встреч на различных уровнях - от диалога Россия-ЕС до отдельных инициатив, наглядной иллюстрацией которых может служить международный семинар "Россия и Европейский Союз".  

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.