Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 июля 2024
Прусский "синдром"

Прусский "синдром"

О чем мечтают реваншисты в Германии
Алексей Балиев
25.02.2009
Прусский "синдром"

В ходе Потсдамской конференции союзников (июль-август 1945 года) было принято и решение по Пруссии, отраженное в Итоговой Декларации этой конференции. В нем отмечалась необходимость "демилитаризации, демократизации и денацификации Германии". Декларация союзников гласила: «Германский милитаризм и нацизм, цитаделью которых являлась Пруссия, будут окончательно искоренены, с тем чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире...".

Лондон и Вашингтон и в ходе Потсдамской конференции не возражали против предложенного СССР еще на Ялтинской конференции (весна 1945 г.) раздела Пруссии между Польшей и СССР; то же одобрил Ш.Де Голль в июне 1945 года. Западная и Южная Пруссия передавалась Польше, север Восточной Пруссии получал СССР (с 1946 г. - Калининградская область РСФСР). Причем самый северный район Восточной Пруссии – Мемель (Клайпеду) вместе с дельтой Немана и тамошним портом Русне – возвращался Литве.  

Уже весной 1945-го началось выселение тамошних немцев, взамен которых прибывали переселенцы в основном из РСФСР. И к концу 1948-го в Калининградской области не осталось ни одного немца.  

Однако в современных условиях, когда уже нет ни ГДР, ни СССР, притязания германской стороны - по крайней мере, реваншистских организаций ("Союза изгнанных", "Правительства Свободной Пруссии", "Ассоциации балтийских немцев") на всю бывшую Пруссию реанимированы. Причем им сочувствуют в нынешней ФРГ в последнее время и на официальном уровне.  

Правительство Ангелы Меркель в прошлом году приняло решение о создании в Берлине документального "Центра памяти изгнанных".

Он должен увековечить память о немцах, выселенных после Второй мировой войны с бывших "восточных территорий" рейха, в том числе из Пруссии. Общая стоимость этого проекта оценивается в 30 миллионов евро. Характерно и то, что в своем выступлении на 50-летии "Союза изгнанных" в марте 2008 г. Ангела Меркель подчеркнула, что "мы обязаны сделать так, чтобы память о наших изгнанных соотечественниках сохранилась, чтобы об этой трагедии помнили".  

Заметим, в этой связи, что деятельность упомянутого Центра касается изгнанных только с экс-германских "восточных территорий", а не из датского Шлезвига, французских Эльзаса-Лотарингии, восточнобельгийского района Эйпен-Мальмеди. То есть очевидна, скажем так, восточная, в том числе прусская направленность в кампании по созданию упомянутого Центра и в самой его работе...  

В Германии, как и в Евросоюзе, подготовлена политико-юридическая почва если не для возвращения германской стороне Калининградского региона, то, во всяком случае, для его отторжения от России. Причем давно существует юридическая основа для передачи Германии не только Калининградской области, но и ВСЕЙ Пруссии. Хотя эти факторы почему-то замалчиваются в странах-обладателях бывших прусских территорий...  

О чем, собственно, речь?  

В Основном Законе 1990 года нынешней ФРГ - в ст. 134 сказано: "Имущество бывшей Германии становится имуществом Федерации (т.е. нынешней ФРГ. - А.Б.). Оно подлежит безвозмездной передаче компетентным учреждениям". Причем эта статья была и в Основном Законе ФРГ 1949 года. А ст. 135 более конкретна: "Долевая собственность бывшей земли Пруссии (именно ВСЕЙ Пруссии, то есть включая север нынешней Польши, сопредельные с Калининградской областью районы Польши и Клайпедско-Неманский регион Литвы. - А.Б.) в частных предприятиях переходит к Федерации". Итак, эти статьи узаконивают бессрочную германскую собственность именно в Пруссии...  

Словом, очевидна явная юридическая и политическая сориентированность на бывшие германские территории, прежде всего в бывшем СССР. Но почему конституционные документы нынешней Германии сведены именно в Основном Законе, а не в Конституции? Ответ - в официальном разъяснении к этому правовому акту Ведомства печати и информации Федерального правительства (Берлин, 1999 г.): "Речь идет об основах конституционного регулирования в переходный период ДО (выделено мной. - А.Б.) воссоединения Германии. Такой выбор акцентирует географически ограниченную сферу действия Основного Закона" (сказано на перспективу... - А.Б.).  

В то же самое время, в северогерманском г. Фрейдене с 1993 г. действует так называемое "Правительство Свободной Пруссии в изгнании". Оно требует, в частности, восстановления этой бывшей немецкой территории в прежних границах.

А 2002 год в Германии был официально объявлен "Годом Пруссии"...

Но не только в Германии проявляется "интерес" к Калининградскому региону. Американский конгресс в 1995 г., а Европарламент в 1994-м, приняли почти идентичные "калининградские" резолюции: регион этот надлежит поставить под опеку Евросоюза с германским участием в местной администрации, В рамках, например, "Особой европейской территории" или "Балтийской республики". Рекомендовано снять ограничения на переселение туда немцев, ввести там спецвалюту и т.п. Россия же обязана выплатить компенсацию прусским беженцам и их потомкам, которых в нынешней Германии, по официальным оценкам, ныне насчитывается минимум 100 тысяч.  

Прямо и косвенно Германия поддерживает переселение (точнее - возвращение) немцев в этот регион. По данным калининградского аналитика Михаила Костяева, "в последние годы Германия предлагает бывшим советским немцам, не говоря уже об "изгнанных", селиться на территории нашего региона, выделяет деньги на строительство домов и помощь в обустройстве. Точное количество таких переселенцев выяснить трудно, но факт того, что в Калининграде действует крупная общественная организация, созданная для помощи и содействию в укреплении связей между переселенцами и Германией, говорит о многом. А консульство Германии в области появится, вероятно, в самое ближайшее время".  

Немецкое переселенчество в этот регион из бывшего СССР и Германии началось, соответственно, в 1990 и 1991 годах. В области, по официальным данным, ныне проживает около 8500 российских граждан немецкой национальности и почти полторы тысячи переселенцев из Германии. Но по данным областного министерства по развитию территорий и взаимодействию с органами местного самоуправления (ноябрь 2008 г.), в Германии насчитывается более 12 тыс. потенциальных переселенцев в Калининградскую область. Причем их количество, как считают калининградские эксперты наверняка существенно увеличится в связи с растущей безработицей в Германии, особенно в бывшей ГДР.  

Важно здесь и то, что в Германии разработан проект паромного сообщения Калининграда с германскими балтийскими портами, организовано регулярное пассажирское железнодорожное сообщение Германии с Калининградом.  

Словом, имеется заметная поддержка германских интересов в Калининградской области. Но заметим, что и самозванное "правительство Пруссии", и упомянутые резолюции Европарламента и США, и "Год Пруссии" состоялись после распада СССР и ликвидации ГДР. То есть, когда исчезли главные препятствия для реанимации в Германии прусских претензий.  

Хотя уже в 1970-х была создана внешнеполитическая почва для возрождения реваншизма, причем с участием... СССР, ГДР, Польши и Чехословакии.

А именно: желание добиться взаимопонимания с ФРГ в руководстве послесталинского СССР было столь сильным, что во имя этого игнорировались многие факторы, в том числе юридические, реваншистской настроенности Западной Германии. И вот результат: территориальные положения договоров СССР с ГДР и ПНР, ПНР с ГДР, как и между Польшей и Литовской ССР (конец 1940-х - начало 1950-х гг.), чётко зафиксировавших новые границы между этими странами, не были повторены в договорах СССР, ГДР и Польши с ФРГ в первой половине 1970-х годов. В этих договорах сказано о "нерушимости послевоенных границ в Европе" (но каких конкретно?..), а подтверждены только западные границы послевоенной Польши и, соответственно, восточные - ГДР. То есть (как сказано в тех договорах) - "по Одеру-Нейсе". То же - в советско-германском договоре 1990 года...  

И еще просчёт: в упомянутых договорах ФРГ с соцстранами не содержалось положения об обязательстве Бонна изменить некоторые статьи Основного Закона ФРГ (1949 г.), подтверждающие претензии Германии на всю бывшую Пруссию с Померанией, а также на Судеты и Силезию. По архивным документам, именно из-за этих факторов против тех договоров Москвы, Варшавы и Восточного Берлина с ФРГ протестовали Китай (где эти документы китайские чиновники и СМИ именовали, например, "предательством целостности СССР и Польши", "провоцированием реваншизма", "базой для поглощения ГДР"), Румыния, Албания. И даже руководство Белорусской и Литовской ССР, но все эти предостережения были проигнорированы.  

Словом, в угоду стремлению любой ценой "замириться" с ФРГ и привлечь из ФРГ капиталовложения и технологии в советскую экономику, в том числе трубы для экспортных нефте- и газопроводов, - тогдашнее советское руководство, вольно или невольно, заложило "бомбу бессрочного действия" для территориального единства СССР-России (а заодно и Польши с Литвой). Признание же послесталинским СССР (в 1956 г.) претензий Японии на Южные Курилы и нынешние переговоры по этой проблеме тоже стимулирует "прусские" претензии в Германии.  

Эта тема получила "развитие" в Литве: еще в конце июня 2005 г. вильнюсская газета "Respublika" опубликовала, без преувеличения, провокационное мнение советника президента В. Адамкуса, влиятельного литовского политолога, директора Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Р. Лопаты: "...На мой взгляд, фактически уже идут переговоры о передаче российского администрирования в области немцам, и, может быть, мы являемся свидетелями, как заново формируется геополитическая ось Москва-Берлин...". Причем эти тезисы не были официально опровергнуты ни Москвой, ни Берлином (см., например, www.regnum.ru/news/474787.html 01:30 24.06.2005).  

Сказывается и то, что Калининградская область фактически окружена странами-членами НАТО и Евросоюза.

И не исключено, что возможные "блокадные" методы в их политике в отношении этой области, с целью давления на РФ по каким-либо вопросам, наверняка усилят проникновение Германии в регион и одновременно усилят там прогерманский сепаратизм. Тем более это возможно, что некоторые чиновники, аналитики и СМИ Калининградской области с 1991 года периодически прогнозируют неизбежность максимальной автономии области от РФ и даже провозглашение так называемой "Балтийской республики".  

Таковы реалии и тенденции. Хотя официальные деятели заявляют, в том числе в Калининграде, что она не претендует на бывшие германские регионы и не поощряет репатриацию туда германских, в том числе "экс-прусских" немцев, - налицо политико-юридическая база для германских притязаний на всю бывшую Пруссию. Да и в самой Германии интерес к этому региону в последнее время повышенный... 

По материалам Cтолетия


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.