Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 сентября 2023
Примочки для Вильнюса

Примочки для Вильнюса

Как американские «политзнахари» наживаются на дешевых рецептах
Савелий Носков
06.04.2009
Примочки для Вильнюса

Эксперты американской компании «Saffron Brand Consultants» разработали новую «концепцию имиджа» для Литвы и уверяют, что именно она выведет страну из «пике кризиса», в который та попала.

Литовские власти пришли к выводу, что отсутствие в казне денег - это не вина правительства, а «беда плохого имиджа» государства. «Наличие экономического имиджа страны - одна из важнейших мер для привлечения инвестиций и развития экспорта товаров, - уверяет руководитель Литовского агентства экономического развития Мантас Ноцюс. - А это очень нужно, особенно в такой тяжелый период».  

«Улучшать имидж» тут же пригласили американцев. Те легко откликнулись. В самом деле, давать «имиджевые» советы – это вам не конкретной экономикой заниматься, чего же не посоветовать. Особенно – за хорошие деньги. Тем более, что ждали литовцы американских наставлений с огромным энтузиазмом.  

Начали заморские гости с главного. «Самый большой недостаток экономического имиджа Литвы - это ее слабый общий имидж, - заявил сразу глава «Saffron Brand Consultants» Уолли Олинс. – Вы даже не представляете, как мало о вас знают. Из-за тяжелого экономического положения формирование имиджа становится еще более актуальным», - убеждал он взволнованных литовцев. Чтобы было до конца понятно, в какой яме они находятся, мистер Олинс их окончательно добил:  

«Про Литву никто в мире ничего не знает!».

И тут же успокоил: «Нет проблем, мы вас выведем в люди. В мире нужно представлять вашу страну как вдумчивую, надежную и романтическую».  

Когда замаячила подобная перспектива, вся Литва спокойно выдохнула: «Спасут. Всего за полмиллиона литов!». Это тогда, когда и в США, и в Европе, не говоря уж о противной соседке – России, везде со страшной силой ломают головы, пытаясь найти какое-то противоядие от кризисных укусов. И так литовцам захотелось прослыть «вдумчивыми, надежными и романтичными», что они решили тут же ими стать.  

Тем более, что все прекрасно помнили, как еще недавно Литву предлагалось рекламировать всему свету как «смелую». Бойкие разработчики той концепции сразу же нашли «смелость» Литвы буквально во всем: в спортивных победах (особенно в баскетболе!), в характере нации, которая (как утверждали авторы идеи «смелой Литвы») чуть ли не в одиночку «развалила СССР». И много чего еще нашли в стране «смелого» и очень «смелого».  

Но, к великому огорчению, идея про смелость не нашла тогда отклика практически нигде, кроме как в Грузии и отчасти на Украине. Это уже было неплохо, правда, практического значения для развития национальной экономики не имело. У Тбилиси и Киева своих заморочек выше крыши, да и сами они претендовали на роль «смелых» и «очень смелых». Более того, концепция про «литовскую смелость» даже стала предметом многочисленных шуток, которые особенно неплохо звучат сейчас, во время «экономического пике»:  

«Мы такие смелые, что за одну ночь поменяли все законы и пустили к чертям всю экономику», - иронизировали противники идеи.  

В общем, со смелостью не вышло. Надо было искать что-то посущественнее.  

И тут литовцам вспомнилось, что не все темы из антироссийского прибалтийского хорала прозвучали так, как бы хотелось его авторам. Решили попробовать одну из тем погромче перепеть, то есть всеми силами избавиться от чертовски надоевшего советского географического термина «Прибалтика». Он и так в Литве не был в почете, и последнее время усиленно заменялся на «страны Балтии», но авторы новой концепции смело пошли дальше.  

Мировую общественность тогда стали уверять, что Литва никакая там не Прибалтика, не Восточная Европа и даже не Балтия, а… Северная Европа, вроде Норвегии, Швеции или, на худой конец, Финляндии.

Разработчики этой «имиджевой затеи» зрили в корень: авторитет у североевропейских стран, какой-никакой есть, не худо в эту кампанию и затесаться. Правда, над идеей привязать Литву к скандинавам и финнам тоже изрядно шутили, но от нее так в итоге и не отказались – уж больно хорошо живут эти скандинавы и финны, хотелось к ним прислониться.  

Но практического результата, а особенно – антикризисного эффекта эта затея тоже не дала. Тогда и позвали мистера Олинса на помощь.  

Кроме того, что штаб-квартира его кампании – в Нью-Йорке на Бродвее, так и сам он – калач тертый: гонорар в полмиллиона литов, хоть и не маленький, но для мэтра – заурядный. Оно и объяснимо: его рекомендации по части «имиджа» считаются в мире самыми авторитетными. Именно он создавал «имиджевую стратегию» для Польши, и оттого теперь Польша цветет и пахнет.  

С Литвой, как и с Польшей, у мистера Олинса не было никаких проблем. После того, как его эксперты полгода по Литве покатались, стало ясно, как можно улучшить ее общий и финансовый имидж. Об этом мистер Олинс и поведал слушавшим его с открытыми ртами ответственным литовским начальникам.  

Первым делом мэтр предложил радикально изменить принцип разъяснения миру, где же находится эта самая Литва.

Он, конечно же, отмел такие географические понятия, как Прибалтика, Балтия и скандинавские страны, и заявил, что теперь всем нужно объяснять, что Литва находится в Северо-Восточной Европе. «Это и поясняет, и привлекает внимание. Вместе с тем и практично, и эмоционально. Одним предложением сказано и где Литва находится, и какая она». Наиболее сообразительные собеседники мистера Олинса страшно обрадовались этой «имиджевой» находке, и одновременно дико расстроились, поскольку сами могли бы давно догадаться (если бы лучше учили в школе географию!), где они живут. Не тратя на поиск ответа брюссельские полмиллиона.  

Но мистер Олинс не был бы мистером Олинсом, если бы не припас еще пару очень важных советов. Так, он предложил, представляя Литву в деловом мире, использовать привлекательные факты или сравнения, типа «Литва создает около 50% всего ВВП Балтийских стран». Это звучит солидно и загадочно, потому что мало кто в мире представляет, что такое «Балтийские страны», и может подумать, что в это понятие входят, например, Норвегия, Швеция, Финляндия и Литва. В этом случае 50% суммарного ВВП – это звучит круто. Отличное предложение от известного специалиста по имиджу, просто отменное! Тянет не меньше, чем на сто тысяч.  

Вторая идея американских консультантов тоже впечатляет: в общении с иностранными партнерами Литве и литовцам необходимы смелые заявления. К примеру, «Литва - второй дом Nokia». Или вот еще: «Литва - крупнейшее европейское государство XV века». 

А вот и самое смелое заявление, придуманное экспертами конторы господина Олинса: «Литва – самая большая возможность в Европе XXI века».

Правда, последнее заявление, думается, нежелательно делать в Брюсселе, Страсбурге, а также в Париже, Берлине, Лондоне, Риме, Мадриде, Хельсинки, Стокгольме, Осло, Афинах, Праге, Варшаве, Риге и даже – в Таллине. Иначе – побьют, обсмеют или обидятся.  

Но, кроме как в Европе, на всех других континентах – произносить этот слоган можно. Даже в Антарктиде. Там на всех это «смелое заявление» будет действовать особенно магически. Такая большая коллекция цитат о жизни всегда может пригодиться 

Думается, такой совет от знаменитой конторы «Saffron Brand Consultants» тянет уже не на полмиллиона литов, а на полмиллиона «зеленых»!  

Тем более, что в рекомендациях мистера Олинса есть конкретные важные уточнения. Например, американский мэтр уточняет, что для полного успеха дела все его рекомендации следует взять на вооружение немедленно, ибо «сейчас Литве самое время действовать, поскольку соседние страны в этой области неактивны». К процессу создания «имиджа» он глубокомысленно призывает активно подключиться правительство, Литовское агентство экономического развития, Департамент туризма, посольства Латвии за рубежом, серьезных политиков, «важные литовские компании» и т. п.  

И тогда покореженная серьезнейшими последствиями кризиса (который был в Литве многократно усилен бездарной экономической политикой самих литовских властей), страна будет в шаге от спасения.  

Правда, не следует забывать, что созданная заморскими высоколобыми консультантами концепция «улучшения общего и экономического имиджа» нынче ляжет на стол к литовским чиновникам и уже властям решать - начинать ее реализовывать «немедленно», или положить в дальний ящик стола. В конце концов, о полумиллионе местных литов (около 150 000 евро), потраченных на создание концепции, можно и забыть – эти деньги дал Литве Брюссель.  

Огорчает Вильнюс другое: улучшения финансовой ситуации как не было, так и после визита заокеанских «спасателей» не наблюдается.

А то, что было создано предыдущими поколениями в советские времена, почти все проели, пропили и разворовали. В значительной мере уничтожено производство, девальвированы научно-технические кадры и высшее образование.  

Те политические силы, что были последние двадцать лет у власти, остаются при ней и сейчас. Они не признают своих ошибок и преступных деяний, не брезгуют дезинформацией, норовя во всех грехах обвинять «имперскую Россию».  

Вместо принятия серьезных решений по реанимации национальной экономики, они увлеченно уповают на «имидж», который тут же их спасет от кризиса. Для этого и позвали в Литву специалистов с Бродвея. А те вполне профессионально, как и принято на Бродвее, исполнили мюзикл на тему.  

Впрочем, как комментируют итоги «экспертного мюзикла» американцев серьезные обозреватели даже в Литве, подобной косметикой финансово-экономический инсульт не лечится. Если бы лечился, то услугами «Saffron Brand Consultants» давно бы поспешил воспользоваться не один десяток стран, попавших под молох кризиса.  

И не нужно было тогда G-20 в Лондоне собирать. Зачем, коли есть на свете мистер Олинс с его чудотворными рецептами. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.09.2023
Николай Петров
Образование в России мигрантских анклавов чревато серьезной опасностью
Фоторепортаж
12.09.2023
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась уникальная выставка


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..