Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 июля 2024
Палестинцы хотят тишины

Палестинцы хотят тишины

ФАТХ и ХАМАС объявили о готовности сотрудничать, однако вопросов пока больше, чем ответов
Андрей Степанов
03.03.2009
Палестинцы хотят тишины

В Каире, после продолжительных и непростых переговоров под патронажем президента Египта Хосни Мубарака, враждующие палестинские организации ФАТХ и ХАМАС, а также представители еще 10 группировок - от радикалов-исламистов до коммунистов - достигли соглашения о нормализации отношений и подготовке к созданию правительства национального согласия.

Для детализации договоренностей создано пять комиссий, которые к концу марта должны представить свои предложения по составу правительства. Этому кабинету министров предстоит провести выборы президента и парламента в обеих частях автономии, заняться перестройкой органов безопасности, налаживанием работы административных органов и сотрудничеством в восстановлении сектора Газа, сильно пострадавшего в ходе недавней израильской военной операции. Стороны согласились освободить арестованных каждой организации и прекратить взаимные нападки в средствах массовой информации.  

Палестинцы в обеих частях автономии и в многочисленных лагерях беженцев, рассыпанных по региону, встретили эту новость с осторожным оптимизмом. И это понятно: несколько предыдущих договоренностей такого рода так и не были воплощены в жизнь, слишком остры противоречия, разделяющие обе стороны. Дело в том, что по основному вопросу, отношению к Израилю и перспективам мирного урегулирования, позиции светского ФАТХ, составляющего костях Организации освобождения Палестины - которая признана мировым сообществом как единственный законный представитель палестинского народа - и радикальной исламской ХАМАС, диаметрально противоположны. ФАТХ твердо отказался от насилия и взял курс на мирное урегулирование ближневосточного конфликта, то есть создание бок о бок с Израилем независимого государства Палестина. При этом организация проявляет готовность к весьма болезненным компромиссам и по плану квартета международных посредников – «дорожной карте» - обязана разоружить вооруженные палестинские группировки, читай: формирования того же ХАМАС.  

Тот же отказывается признать Израиль, утверждает, что переговоры с его руководством не приводят ни к каким позитивным результатам, колонизация палестинских земель продолжается, и настаивает на продолжении борьбы с ним насильственными методами.

Максимум того, с чем готовы согласиться лидеры ХАМАС – это достаточно продолжительное перемирие с еврейским государством, то есть сохранение состояния «ни мира, ни войны».

Увы, о палестинском единстве можно говорить лишь в сослагательном наклонении. ХАМАС оформился на базе ячеек региональной религиозно-экстремистской организации «Братья-мусульмане» как социально-благотворительная и военно-политическая структура в 80-х годах прошлого столетия. Парадокс, но этому процессу всячески способствовал Израиль. Он видел в ней противовес ФАТХ, который всегда можно использовать для разжигания палестинской междоусобицы. Однако ХАМАС вскоре «отбился от рук» и стал прибегать к террору против гражданского населения Израиля. А тот, в свою очередь, систематически уничтожал руководящие кадры и боевиков этой организации…  

В 2006-м в Палестинской национальной автономии прошли парламентские выборы, победил ХАМАС. Он воспользовался широким разочарованием политикой администрации ПНА Махмуда Аббаса по отношению к Израилю, крайне тяжелым материальным положением населения и недовольством неэффективным и коррумпированным руководством автономии. После трудных переговоров было создано правительство национального единства во главе с одним из лидеров ХАМАС Исмаилом Ханией. Однако Запад в целом, не говоря уже об Израиле, не пошел на сотрудничество с этим правительством. Израиль, при поддержке США и ЕС, настаивал на устранении экстремистов из правительства и разоружении хамасовцев. Администрация Махмуда Аббаса и подчиняющиеся ему службы безопасности вынуждены были начать преследование активистов и руководства организации, что спровоцировало выступление ХАМАС в секторе Газа - где его позиции были весьма сильны. Летом 2007-го ХАМАС взял власть в секторе, вытеснив оттуда сторонников ФАТХ и Махмуда Аббаса. Дело дошло до того, что шефа безопасности в секторе, фатховца Мухаммеда Дахлана, эвакуировали на израильском военном катере.  

Израиль установил жесткую блокаду сектора, и, в то же время, фактически не поддержал Махмуда Аббаса, превратив того в заложника своего миролюбивого курса. Все переговоры с Тель-Авивом топтались на мертвой точке, подрывая доверие палестинцев к администрации ПНА. Ну а, начав массированную военную операцию - под предлогом прекращения обстрелов из сектора Газа израильских населенных пунктов - правительство Эхуда Ольмерта подставило под удар палестинского народного гнева, прежде всего, тот же кабинет Махмуда Аббаса. Популярность его резко упала. На фоне колоссальных жертв и разрушений в секторе администрация ПНА вынуждена была ограничиваться, в основном, словесной критикой действий Израиля и апелляцией к мировому общественному мнению.  

Ожесточение между палестинцами, казалось, достигло своего предела.

ФАТХ обвинял ХАМАС в авантюризме, в том, что тот фактически подыгрывает нежеланию Израиля идти на какие либо уступки в мирном процессе.

ХАМАС в долгу не остался, заявив, что фатховцы в Газе сотрудничали в наведении израильской авиации на объекты ХАМАС и шпионили на Израиль. Итог: обе стороны, по сути, зашли в тупик. Создавшуюся после израильского вторжения в сектор Газа ситуацию емко охарактеризовал шеф египетской разведки Омар Сулейман, игравший главную посредническую роль в примирении сторон: у палестинцев нет другого выхода, кроме как пойти на примирение, пояснил он.  

По предварительным данным, Барак Обама приветствовал бы формирование палестинского правительства национального согласия - даже с участием министров от ХАМАС. Вполне разумный подход, ибо признанию такого правительства палестинцев и переговорам с ним альтернативы нет. Однако, после достижения соглашения в Каире, остается много вопросов. Прежде всего – о составе кабинета национального согласия. Запад предпочел бы, чтобы он состоял из технократов, ХАМАС же настаивает на восстановлении в должностях своих министров и освобождении своих же парламентариев из израильских тюрем. Кроме того, требует, чтобы выборы и главы автономии - срок полномочий Махмуда Аббаса истек в январе - и нового состава парламента состоялись как можно скорее. ФАТХ не желает торопиться, поскольку, согласно опросам общественного мнения, ему мало что светит на предстоящем голосовании, где фаворитом, несомненно, будет ХАМАС. От ХАМАС же по-прежнему требуют признать Израиль, отказаться от насилия и согласиться со всеми предыдущими палестино-израильскими договоренностями.  

Другой важный вопрос - сбор средств на восстановление сектора Газа.

На международной конференции в египетском Шарм-эль-Шейхе, собравшей делегации из 75 государств, в том числе и России, было сообщено, что мировое сообщество выделит около 5 миллиардов долларов на восстановление сектора Газа. Администрация М. Аббаса настаивает, что их распорядителем должна быть только она, ХАМАС утверждает, что все средства на восстановление Газы обязаны идти через него…  

Все эти споры накладываются на неясность ситуации в Тель-Авиве: каким будет новый израильский кабинет министров и, соответственно, что ждет долгосрочное перемирие между ХАМАС и Израилем? Формирование крайне правого правительства во главе с Беньямином Нетаньяху неизбежно подтолкнет ХАМАС и ФАТХ ближе друг к другу, одновременно - отложит перспективу палестино-израильского урегулирования до «новой смены декораций».  

Предположу: ультраправое правительство в Израиле не поставит рекорд долгожительства, оно встанет поперек горла многим региональным и мировым игрокам. 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.