Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 июля 2024
Как победить взятку?

Как победить взятку?

Коррупция: закон в России и Франции
Дж. Локленд (John Laughland)
20.03.2009
Как победить взятку?

В Институте демократии и сотрудничества в Париже прошли дебаты на актуальную тему «Как предотвратить коррупцию: закон в России и Франции». Главным выступающим была Эльвира Талапина, старший научный сотрудник Института государства и права в Москве, преподаватель Университета Нантер (Париж-Х). В России она известна как автор методики противодействия коррупции, согласно которой в тексте любого закона должно быть четко и определенно прописано то, как он должен исполняться.

В начале своей речи г-жа Талапина подчеркнула особую важность проблемы коррупции в России. Не так давно Россия присоединилась к группе государств против коррупции (GRECO) внутри Совета Европы, а в декабре 2008 Государственная Дума приняла 3 антикоррупционных закона. Однако, по словам Талапиной, применение международных норм в борьбе с коррупцией не всегда помогает.  

Новые законы регулируют следующие аспекты деятельности чиновников: прием на работу государственных служащих, который теперь должен производиться только при условии, что кандидат отвечает установленным требованиям; служебные обязанности, в том числе запреты на получение подарков и доходов из других источников; а также необходимость декларировать доходы (причем делать это должны и члены семьи чиновника, а не только он сам).  

Эти меры касаются всех должностных лиц, включая и судей, и членов парламента, и государственных служащих. Запрет на получение доходов из частных источников, также как правила, касающиеся устройства на работу после увольнения с государственной службы, крайне непопулярны среди чиновников, тем более что довольно много сотрудников приходит в государственный сектор из частного. 

Г-жа Талапина отметила, что сегодня очень важно помочь российскому обществу привыкнуть к самой идее борьбы с коррупцией. Последние законы направлены на искоренение именно этой проблемы – социальной лояльности к коррупции. Другая проблема, по словам Талапиной, в том, что законы часто противоречат друг другу и это также неизбежно ведет к коррупции.  

По мнению руководителя Европейского отделения Института демократии и сотрудничества Наталии Нарочницкой, одной из причин возникновения коррупции стала идеология «самообогащения» («enrichissez-vous»), которая преобладала в жизни российского общества в 90-е годы. В то время, согласно общим представлениям, любой заработок был хорош, и чем он больше, тем лучше, неважно из каких источников он получен.

Г-жа Нарочницкая согласилась, что философские и религиозные устои общества – ключ к оздоровлению общественной морали. Ни один закон не сделает людей лучше, если в них нет нравственной основы, заметила она.

В ответ на речь Талапиной Поль Фалькон, практикующий юрист, член Государственного Совета (высшая инстанция административной юстиции Франции), сказал, что ему приятно слышать о том, что в России в вопросе о коррупции достигнут определенный прогресс. Он отметил, что в исторической перспективе коррупция государственной власти и борьба против нее – старейшие проблемы человеческих обществ. В пример он привел Древний Рим, где коррупция государственных служащих сурово каралась. Если судью обвиняли в коррупции, его даже могли приговорить к смертной казни.  

Сегодня разные страны и общества отличаются различной степенью терпимости к коррупции. В странах Севера показатели коррупции в целом низкие, в то время как в южных государствах они более высокие. Например, по шкале, отображающей отношение общества к коррупции от 0 (самый высокий уровень) до 10 (полное неприятие), которую представила организация Transparency International за 2008 год, Франция получила 6,9 баллов из 10, Дания и Швеция - 9,3 – самые высокие показатели среди сравниваемых стран, которые они удерживают много лет подряд.

Рейтинг России в 2008 году составил 2,1, снизившись по сравнению с 2007 годом, когда этот показатель был равен 2,3.

Фалькон отметил, что во Франции наказание за коррупционные нарушения является довольно суровым как по уголовному, так и по административному законодательству. Чиновник, обвиненный в коррупции, может быть уволен и лишен пенсии. Он особенно подчеркнул роль уголовного законодательства, так как оно применимо и к дающему взятку, и к берущему, то есть касается не только государственных служащих. Однако Фалькон обратил особое внимание на то, что моральные санкции, следующие за наказанием, имеют иногда большее значение, чем само наказание. В частности, такие санкции, следующие за приговором суда по обвинению в получении взятки или злоупотреблении служебным положением, крайне губительны для политиков. Подобные обвинения разрушили или нанесли серьезный ущерб карьерам многих политиков Франции (и других европейских стран) и на местном, и на государственном уровне.  

Наконец, налоговые службы Министерства финансов также расширили свои полномочия в отношении ведения расследований и теперь имеют доступ к данным частных банковских счетов в рамках новых директив ЕС, направленных против отмывания денег. Такие расследования проводятся при помощи организации «Тracfin», специально созданной внутри Министерства экономики и финансов для контроля за движениями средств и деятельностью фондов, которые кажутся подозрительными.  

Новые директивы и правила действительно обязывают банки предоставлять «Tracfin» информацию о подозрительных операциях, переводах или фондах, создаваемых их клиентами, при этом банк имеет право не информировать клиента о том, что информация о нем была передана соответствующим властям. В 2007 году в «Тracfin» была передана информация о 12 000 подозрительных операциях. Для сравнения, в 2000 году подобных операций было 2 500. Из этих 12 000 отчетов о сомнительных операциях приблизительно 410 дел переданы в прокуратуру для проведения полномасштабного расследования и последующего предъявления обвинения и преследования виновных.  

Поль Фалькон подробно остановился на этой теме, приведя в пример известных сегодня людей, чья деятельность в данный момент подвергается полномасштабному расследованию прокуратурой из-за подозрительных переводов на их банковские счета, о которых сами банки сообщили «Tracfin».  

К сожалению, подобные дела сами по себе часто изобилуют нарушениями, особенно это касается несоблюдения тайны следствия: часто данные просачиваются в прессу еще на этапе расследования, в то время как закон требует, чтобы материалы дела держались в секрете до момента передачи их обвинением судье-следователю, который проводит более тщательный анализ дела, прежде чем оно будет передано в суд.  

Фалькон отметил особую важность фигуры судьи-следователя (le juge d’instruction) для пенитенциарной системы Франции.

В отличие от российской или англосаксонской судебной практики, во Франции судья-следователь – независимое должностное лицо, которое на основе предварительного расследования, проведенного прокуратурой, собирает информацию в пользу защиты и обвинения. Его заключительный доклад имеет решающее значение для передачи дела в суд.

Во Франции судьи-следователи доказали свою независимость от политических властей и провели значительное число довольно деликатных расследований в политическом кругу, которые привели к осуждению в уголовном порядке представителей высшего руководства государственных корпораций, высших чинов местной исполнительной власти и даже самих министров. Этот институт часто критикуется в практике судов общего права за слишком широкие полномочия, которые, как кажется, он предоставляет государству, однако г-н Фалькон встал на его защиту, заметив, что в большинстве случаев судья-следователь абсолютно независим как от политической власти, так и от прокуратуры. По мнению Фалькона, такая система была бы предпочтительной и для США и Британии, где ведением расследований занимается полиция, а не судейский аппарат, и где адвокат должен исполнять роль судьи-следователя, проводить собственное расследование и опротестовывать улики и выводы полиции. В подобной системе стоимость услуг адвоката становится для подсудимого невероятно высокой.  

Перевод – Дарья Ванчкова 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.