Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 октября 2024
Европа на перепутье

Европа на перепутье

Европейскому союзу исполнилось 60 лет
Александр Лопухин
01.04.2017
Европа на перепутье

25 марта 1957 года Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ подписали в Риме два договора, положивших начало современной евроинтеграции, – о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, или договора об общем рынке) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). С годами ЕЭС переросло в сегодняшний Европейский союз.

На юбилейный саммит в столице Италии собрались главы государств и правительств 27 стран – членов ЕС. Празднование 60-летнего юбилея было омрачено отсутствием премьер-министр Великобритании Терезы Мэй, поскольку 29 марта Лондон запускает официальную процедуру выхода из Евросоюза, первый такой случай в истории этого крупнейшего европейского объединения.

«Будет ли и дальше Евросоюз единым или его не будет вообще?», – так глава Европейского совета Дональд Туск одной этой фразой резюмировал настроения участников юбилейного саммита ЕС в Риме.

Лидеры стран ЕС подтвердили свою приверженность общему будущему в составе Евросоюза. Кульминацией саммита стало подписание Римской декларации по будущему Евросоюза без Великобритании.

Участники объявили четыре приоритетных цели следующего десятилетия: Европа должна быть безопасной, процветающей, социально справедливой и стать сильнее на мировой арене. В декларации также есть обещание сделать ЕС «более сильным и стабильным путем укрепления солидарности и единства в защите общих интересов и ценностей».

Нынешний саммит проходит на фоне растущего евроскептицизма и в странах – учредителях Евросоюза, прежде всего в таких, как Франция и Германия, и в некоторых более поздних членах ЕС, таких как Польша и Венгрия. Канцлер Германии Ангела Меркель вынуждена была признать некоторые ошибки, допущенные в процессе европейской интеграции: «Мы позволили себе свободу передвижения, но не подумали о защите внешних границ. А когда мы создали единую валюту, мы не сделали ее способной выдерживать кризисы, но сейчас мы создаем банковский союз и механизмы стабилизации».

Председатель Европарламента Антонио Таяни был еще более откровенен: «Нет, мы не устали от нашей Европы. Но мы хотим, чтобы она функционировала эффективнее. К сожалению, были допущены многочисленные ошибки. Наш союз порой, особенно во времена испытаний, кажется не завершенным, слишком единообразным, не эффективным, чересчур бюрократическим. Как председатель Европарламента я очень озабочен ростом разочарования, которое эти проблемы вызывают в сознании наших многих граждан. Но мы не можем сдаться и не вернуть людям их Европу».

Европейский союз столкнулся с вызовами, которые вынуждают его меняться. Оставшимся в нем 27 странам необходимо выработать общую стратегию развития после «Брексит» (Brexit), который запустил процесс выхода Великобритании из ЕС. Кроме того, ЕС не удается решить многие проблемы экономики, миграции и терроризма, способные изменить политическую ситуацию в ряде стран Европы, где растет популярность радикалов и евроскептиков.

В Брюсселе выявились глубокие разногласия между европейскими лидерами относительно будущего устройства Евросоюза, в частности его интеграционной модели, которая перестала отвечать требованиям меняющейся ситуации в мире.

«Брексит» обнажил два противоположных подхода к модели интеграции в ЕС. Германия, Франция, Бельгия, Италия, Испания и некоторые другие государства выступают за ее углубление, в том числе в сфере европейской обороны, а страны Вышеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия и Польша) плюс Ирландия, Нидерланды, Швеция и Дания желают возвращения части полномочий национальным правительствам.

Поэтому в подписанной на саммите в Риме декларации обозначены цели ЕС, но нет стратегии их достижения. Пока идет обсуждение пяти сценариев будущего развития Евросоюза. Их представил 1 марта в Европарламенте глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер под названием «Белая книга будущего Европы. Размышления и сценарии для ЕС-27 до 2025 года». В этом документе на 32 страницах конспективно изложены пять стратегических сценариев развития Евросоюза после выхода из него Великобритании.

Первый сценарий («Продолжаем работать») предусматривает «продолжение прежнего курса» – оставшиеся 27 стран союза будут, как и прежде, концентрироваться на реформах, проблеме рабочих мест, экономического роста и инвестициях. В то же время опыт миграционного кризиса показывает, предупредил Юнкер, что «в случае серьезных разногласий единство может быть вновь нарушено».

Второй сценарий («ЕС концентрируется на общем рынке») исходит из того, что главные усилия ЕС приложит в направлении развитии общего внутреннего рынка при остановке интеграционных политических процессов. При этом сохраняется только свободное перемещение товаров, но не рабочей силы и услуг. Совместные действия в таких областях, как миграция, безопасность или оборона остаются за рамками такого сотрудничества.

Третий сценарий («ЕС разных скоростей») предусматривает «многоскоростную Европу», работающую по принципу «кто хочет большего, тот делает больше». Интеграционные процессы станут развиваться в группе стран внутри ЕС, а страны, не желающие принимать в них участие, будут предоставлены сами себе.

Четвертый сценарий («Концентрация на главном») предполагает совместные усилия Евросоюза на нескольких направлениях по принципу «меньше, но эффективнее». Технологические инновации, безопасность, миграция, защита границ и оборона останутся приоритетными направлениями, в то время как поддержка регионов, рынок труда, медицина и социальная политика вернутся в компетенцию государств. Еврокомиссия считает, что таким образом по ряду направлений можно будет достичь существенного прогресса.

И, наконец, пятый сценарий («Больше сотрудничества») исходит из предпосылки, что страны ЕС «будут разделять полномочия, ресурсы и ответственность за решения», то есть, наращивать совместную активность. Основное направление – усиление еврозоны под лозунгом «что хорошо для стран еврозоны, то хорошо для всех». Соответственно будут расширяться юрисдикция и полномочия Евросоюза. «Это испортит настроение той части общества, которая сомневается в легитимности ЕС и считает, что он забирает у национальных правительств слишком много власти», – предупредил Юнкер. Шестой сценарий – роспуск ЕС – не рассматривался.

В этих сценариях учтены многие пожелания стран – членов Евросоюза. Но нет самого главного - новой идеи, которая должна объединить Европу.

Не определены и приоритеты развития ЕС, где будут учитываться национальные интересы, резюмирует австрийская газета «Фольксштимме», а французская «Мод» считает, что в Брюсселе слишком поздно отреагировали на процессы, которые происходят в различных странах Евросоюза.

Основные разногласия в ЕС вызывает третий сценарий. 6 марта этого года президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер Испании Мариано Рахой и председатель Совета министров Италии Паоло Джентилони встретились в Версальском дворце под Парижем, чтобы обсудить идею создания «суперевросоюза».

Лидеры «четверки» сошлись во мнении, что основными вызовами для Европы являются (в порядке возрастания значимости): 4. экономические проблемы; 3. утрата веры многих представителей дружной семьи европейских народов в светлое будущее ЕС и связанное с этой утратой наступление национал-популистов; 2. миграционный кризис; 1. проблемы безопасности.

Выбранное место для проведения этого неформального мини-саммита символизирует историю не только Франции, но и всей Европы: в Версальском дворце был подписан мирный договор по окончании Первой мировой войны, который называют версальским.

На это раз в Версале шла речь о строительстве так называемой «многоскоростной Европы» или «Европы разных скоростей». Эта идея предусматривает разную степень интеграции для стран ЕС, которые будут самостоятельно решать, участвовать или не участвовать в тех или иных программах Евросоюза в зависимости от своих национальных интересов.

Концепция «Европы разных скоростей» предполагает, что страны с более сильной экономикой будут интегрироваться быстрее, нежели другие члены союза, которым экономические и политические факторы не позволяют принимать участие во всех интеграционных проектах.

Это позволит сделать европейский проект более гибким.

Большинство европейских лидеров понимают, что эта интеграционная модель – единственное реальное будущее Евросоюза, хотя она и ставит крест на давней мечте о монолитной общности стран, в равной степени интегрированных в общеевропейское пространство. Кроме того, она исключает возможность реализации мечты наиболее радикально настроенных еврооптимистов о создании в будущем единой европейской сверхдержавы.

С одной стороны, идея «Европы разных скоростей» привлекательна тем, что предоставляет каждому члену ЕС свободу выбора в зависимости от собственных приоритетов и внутриполитических реалий присоединяться или не присоединяться к тем или иным интеграционным шагам. С другой – она таит в себе опасность дезинтеграции ЕС, а потому многим явно не по душе.

Ряд стран Восточной и Южной Европы, по словам французской газеты «Фигаро», почувствовали себя «изгоями», не допущенными к великим решениям, и боятся, что станут членами второго сорта, отодвинутыми странами-основателями ЕС.

Польское правительство считает это интеграцией сильных стран за счёт более слабых и опасается, что материальная поддержка со стороны стран Запада, которая сильно помогает экономике Польши, может сократиться. Премьер-министр Польши Беата Шидло заявила, что нельзя допустить развитие разных частей Европы на разных скоростях.

«Эту попытку расколоть Европейский союз отвергают те регионы, которые внутри него хотят сплочения, взаимного уважения, равных шансов, – сказала Шидло. – Это касается стран Центральной и Восточной Европы». Она заявила о недопустимости неравномерного развития разных частей ЕС, видя в этом опасность возможного будущего раскола. Её поддержали другие страны Вышеградской группы.

Глава внешнеполитического ведомства Польши Витольд Ващиковский сообщил, что Варшава в качестве ответа на версальскую встречу пригласит к себе лидеров восточной части ЕС.

Он объявил, что Польша будет участвовать в параллельных дебатах в региональных группах, например Вышеградской четверке или Бухарестской девятке (где помимо стран Вышеградской группы присутствуют Болгария, Эстония, Латвия, Литва и Румыния).

На следующий день после встречи в Версале президент Франции Франсуа Олланд весьма откровенно высказался перед журналистами в том духе, что Евросоюз будет либо «многоскоростным», либо «взорвется». В будущем, по словам Олланда, «будет единый пакт, внутренний рынок с единой валютой для некоторых». Выгоды от единого рынка будут получать не все равномерно, а в большей степени те, кто будет определять его правила, то есть члены ЕС с более сильной экономикой.

Канцлер Германии Ангела Меркель не менее откровенно заявила в бундестаге, что для дальнейшего развития Евросоюза необходимо придерживаться стратегии «Европы разных скоростей»: «Лежащие перед нами задачи слишком масштабны, чтобы мы могли сосредоточиться только на поиске компромиссов».

Это означает, что Германия намерена продвигать свою модель интеграции в Евросоюзе, не оглядываясь на несогласных партнеров, не все из которых готовы вместе преодолевать общие трудности.

Единство Европы «не тождественно единообразию», считают главы «четверки». Идея «дифференцированной кооперации» не лишает все страны возможности участия в совместных программах, но они не должны иметь возможности чинить препятствия этому процессу.

Чтобы успокоить тревоги младших партнеров по ЕС, канцлер Германии Ангела Меркель призвала не воспринимать «Европу разных скоростей» как путь к формированию некоего эксклюзивного клуба для избранных внутри Евросоюза. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер также попытался развеять опасения в том, что реализация этой идеи приведет к созданию подобия «железного занавеса» между Востоком и Западом в рамках ЕС. Однако польский премьер Беата Шидло осталась на своей позиции и заявила, что ее страна «никогда не согласится на "Европу разных скоростей", поскольку это приведет к дезинтеграции ЕС».

Впрочем, напоминает «Немецкая волна», различные скорости интеграционных процессов в Евросоюзе наблюдаются на протяжении вот уже нескольких десятилетий. Не все члены ЕС, к примеру, приняли участие в валютном союзе (еврозона), в режиме свободного перемещения без пограничного контроля (Шенгенская зона) или в социальном протоколе Маастрихтского договора.

Поэтому вполне можно себе представить, что и в перспективе ЕС будет иметь ядро (страны еврозоны или страны – основательницы ЕЭС) и периферию из стран Южной и Восточной Европы.

Напомним, что предыдущий саммит ЕС в Брюсселе 9-10 марта завершился без совместного итогового заявления. В первый день саммита, когда во встречах принимали участие все 28 его членов, включая Великобританию, экс-премьер Польши Дональд Туск был переизбран на пост председателя Европейского совета, и за него проголосовали все лидеры ЕС кроме главы польского правительства Беаты Шидло, которая выдвигала другую кандидатуру.

Позиция Польши объясняется тем, что Дональд Туск ранее высказался в поддержку введения Брюсселем санкций против Варшавы за отказ от «верховенства закона и стандартов демократии». За второй срок Дональда Туска высказались 27 стран – членов, против была только Польша. Это вызвало среди европейских лидеров дискуссию на повышенных тонах.

Президент Франции Франсуа Олланд напомнил польскому премьеру Беате Шидло, что ее страна является самым крупным получателем финансовой помощи из бюджета Евросоюза. Польша расценила это заявление как политический шантаж. В своем выступлении на заключительном заседании саммита Беата Шидло заявила, что угрозы Франсуа Олланда прекратить выплату субсидий Польше являются неприемлемыми.

В знак протеста Польша, оказавшаяся в одиночестве, отказалась подписывать итоговое заявление, где речь также шла о вопросах миграции, занятости и коллективной обороны. В результате документ, обобщающий повестку первого дня переговоров, был обнародован от имени председателя Европейского совета и поддержан 26 странами из 27.

Таким образом, Польша оказалась в изоляции в Европейском союзе и испортила атмосферу саммита. Символическим знаком политических разногласий в ЕС стало решение отказаться от традиционного совместного фото лидеров стран Евросоюза.

При этом Польша не может идти на новое резкое обострение конфликта, поскольку может лишиться части помощи, которую ей оказывал и продолжает оказывать ЕС. За шесть лет – до 2013-го года Польша получила 81 с половиной миллиард евро дотаций от ЕС. За текущий период – вплоть до 2020-го года она предполагает получить еще 82 с половиной миллиарда евро. Таким образом, Польша станет чемпионкой по общеевропейским субвенциям, опередив Францию и Испанию, хотя вклад Польши не сопоставим с тем, сколько отдают в бюджет эти две страны. Благодаря дотациям от Евросоюза ВВП Польши увеличился за десятилетие вдвое, сегодня его рост составляет 3,5% в год.

На этот раз лидеры Евросоюза демонстрировали на юбилейном саммите в Риме стремление к единству и подписали совместную декларацию, хотя пришлось делать поправки и смягчить спорные моменты. По некоторым данным, в проекте документа говорилось и о том, что страны Евросоюза могут идти к общим целям с разной скоростью. Ряд государств Восточной Европы, в том числе Чехия, Польша, Словакия и Венгрия, выступали против упоминания этого принципа в итоговой декларации, поскольку опасаются, что он позволит странам Западной Европы без их участия принимать решения.

Премьер-министр Польши Беата Шидло заявила, что для Варшавы приоритетными являются четыре момента: 1) единство ЕС; 2) дальнейшая приверженность курсу тесного сотрудничества с НАТО; 3) усиление роли национальных парламентов; 4) общий рынок, который должен «не разделять, а объединять» страны ЕС. Она предупредила, что ее страна может не подписать итоговую декларацию саммита ЕС в Риме, если текст не будет содержать приоритетные для Польши положения. Поэтому в финальном тексте декларации наряду с положением о допустимости развития двухскоростной Европы, по настоянию Польши, появилось важное пояснение: «продолжим двигаться в том же направлении, что и в прошлом».

В тексте римской декларации основной акцент делается на стремление к «большему единству и солидарности» в вопросах, касающихся безопасности, процветания и экономического роста европейского континента, а также в социальной и международной политике.

Председатель Еврокомиссии (ЕК) Жан-Клод Юнкер отметил, что подписанная Римская декларация — хороший пункт для начала широких дебатов по «Белой книге», предлагающей пять стратегических сценариев развития Евросоюза. При этом он подчеркнул, что ЕК не навязывает того, что должно быть сделано, а всего лишь предлагает.

Очевидно, что после решения Великобритании о выходе из ЕС Европа проходит испытание на прочность.

Причинами разногласий стали последствия мирового финансового кризиса, массовая нелегальная миграция, кризис доверия к структурам Евросоюза и брюссельской бюрократии. По данным Еврокомиссии, лишь 35% граждан стран – членов ЕС положительно относятся к союзу.

Особенно остро стоит проблема массовой миграции. Страны Вышеградской группы плюс Австрия и Италия выступают против миграционной политики Германии, а страны юга (Италия, Испания, Греция, Кипр и Мальта) при поддержке Франции — против политики жёсткой бюджетной экономии. Есть и другие разногласия, а находить общий язык становится труднее.

На карту вновь поставлено европейское единство, которому угрожают усилившиеся разногласия между странами Западной, Восточной и Южной Европы внутри Евросоюза.

Накануне юбилейного саммита ЕС папа римский Франциск обратился к лидерам 27 стран ЕС: «Европа вновь обретет надежду только тогда, когда человек будет в центре ее институтов. Я убежден, что для этого необходимо внимательно прислушаться к чаяниям и надеждам каждого человека, общества и народов, проживающих в Европейском союзе. К сожалению, часто возникает ощущение, что между гражданами и европейскими институтами растет раскол».

Юбилейный саммит Евросоюза в Риме показал, что Европа готова меняться, но какой она должна быть, европейцы пока не определились.


Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках проекта с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведённого Национальным благотворительным фондом.



Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.