Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 июля 2024
АТЭС: избирательная интеграция

АТЭС: избирательная интеграция

Полноправным членом организации СССР стал в 1991 году, а Россия - лишь в 1998-м
Алексей Чичкин
07.09.2012
             АТЭС: избирательная интеграция

Во Владивостоке открылся форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). В его рамках начинается и Деловой саммит глав государств и правительств стран-участниц АТЭС. Эти события имеют стратегическое значение для России, так как дальневосточный, а в более широком контексте – азиатско-тихоокеанский вектор торговой и инвестиционной политики РФ становится основным. Во всяком случае, объемы торговли и инвестиционного обмена России со странами этого региона растут более быстрыми темпами чем со странами других регионов.

Как следствие, намечено, например, создать в 2013-2016 гг. зоны свободной торговли России с Новой Зеландией, Вьетнамом, Монголией и с такой межправительственной организацией стран Юго-Восточной Азии, как АСЕАН.

Но это – лишь одна сторона тенденции.

С другой стороны, далеко не все страны и территории региона привлечены в АТЭС, и его расширения пока не планируется.

Саммит во Владивостоке тоже не предусматривает приема новых участников, хотя соответствующие заявления поданы, например, правительствами Монголии и Индии. Предварительные переговоры с США, Японией, Австралией и Канадой по вступлению в АТЭС проводили страны тихоокеанского побережья Центральной Америки, Эквадор, Колумбия, Фиджи. Не предвидится пока включения в эту структуру и Франции, притом что она владеет почти половиной тихоокеанских островов (в статусе заморских территорий и департаментов).

Дело в том, что Вашингтон, Токио, Оттава и Канберра обладают наибольшим политическим и административным влиянием в АТЭС. Собственно, по их инициативе и совместному проекту и была создана эта организация в 1989 году. И провозглашена, отмечу, в австралийской столице Канберре. Вполне очевидно, что создание такого объединения планировалось в качестве своего рода «противовеса», прежде всего, Китаю и СССР. В этом смысле показателен такой факт: в 1989 году в АТЭС вошли США, Канада, Австралия, Япония и их союзники – Новая Зеландия и Южная Корея. Среди «первенцев» оказались и другие страны Юго-Восточной Азии, но без «непроамериканских» Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

Вьетнам был принят в АТЭС только в 1998 году – через восемь лет после подачи заявки. А Камбоджа с Лаосом до сих пор вне АТЭС, хотя по этому вопросу их правительства запрашивали официальное мнение Китая, Австралии, Японии, Канады и Новой Зеландии еще в конце 1990-х и в начале 2000-х. Пекин одобрил вступление Пномпеня и Вьентьяна в АТЭС, другие государства четких официальных ответов не дали и пока не дают.

Что касается самого Китая, то он подал заявку в 1989-м, но приняли его в АТЭС только в 1991 году.

И при условии, что Пекин не будет возражать против самостоятельного членства в этом блоке Тайваня (самопровозглашенной в 1950 году Китайской Республики на Тайване) и Гонконга (особого административного района КНР), которые были приняты в АТЭС тоже в 1991 году. Кстати, на тех же условиях КНР, Тайвань и Гонконг участвуют во Всемирной торговой организации, Международном валютном фонде.

СССР тоже не планировался в числе первых участников АТЭС. Хотя советские МИД и Минвнешторг в 1988-1989 гг. запрашивали США, Австралию, Канаду и Японию относительно организации соответствующих переговоров. Оттава высказала положительное мнение, Вашингтон, Канберра и Токио согласились только на предварительные консультации. В результате СССР приняли в АТЭС… в 1991году, когда Советский Союз перестал быть влиятельной державой в Тихоокеанском регионе. Но сегодня более интересно другое: «четверка» организаторов АТЭС добилась того, что после развала СССР Россия не стала его полноправной правопреемницей в этой организации, оставаясь там ассоциированным наблюдателем. Лишь в 1998 году Россию приняли в эту структуру. Одновременно с Перу и Вьетнамом. Вместе с тем, например, Мексика, Чили и даже Папуа-Новая Гвинея стали полноправными участницами АТЭС в 1993-1994 годах.

По настоянию той же «четверки» в 1998-м был введен 10-летний мораторий на расширение АТЭС. Но и по его окончании многие страны и территории региона не привлекаются к участию в этом экономическом форуме.

Например, Вашингтон и его союзники изначально были против членства Франции в АТЭС. А проистекает это из давней американско-британской стратегии вытеснения Франции из азиатско-тихоокеанского региона.

Еще в середине 1940-х Рузвельт, Черчилль и тогдашний глава Китая Чан Кайши однозначно высказывались за «удаление» Франции не только из Индокитая и с Тихого океана, но также из Западной и Северной Африки. И, естественно, встречали противодействие со стороны Франции.

Так, в середине 1960-х, во время войны США против Северного Вьетнама, президент Франции Шарль де Голль в ходе официальных визитов в Камбоджу и Северный Вьетнам высказывался не только против этой войны, но и за создание именно азиатско-тихоокеанской экономико-политической организации, то есть без участия США и других американских стран, зато с участием СССР, КНР и Тайваня. Этот проект резко осуждали в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Южной Корее и особенно в США. Вдобавок ко всему в марте 1966 года де Голль сообщил президенту США Л. Джонсону и проинформировал другие страны НАТО о том, что Франция прекращает участие в военной структуре этого блоке и впредь не будет предоставлять свои вооруженные силы в его распоряжение. К осени 1967-го эти решения были реализованы. Такая внешнеполитическая деятельность не могла не усиливать антифранцузское направление азиатско-тихоокеанской политики США и их региональных союзников.

В последующие десятилетия Франция, хотя и возобновила свое участие в военной структуре НАТО, однако укрепляла свои экономико-политические позиции в Индокитае и в КНР, активно развивала отношения с СССР. К тому же, Франция сохранила и сохраняет в своем составе обширные островные территории на Тихом океане (и в других регионах мира). Вопреки, заметим, поддержке там местных сепаратистов со стороны тех же США, Австралии, Новой Зеландии.

Понятно, такая линия Парижа в регионе вызывала и вызывает неприятие у инициаторов создания АТЭС. Тем более что позиции Франции и поныне укрепляются в ее бывших протекторах в Индокитае (Вьетнам, Лаос, Камбоджа). А социально-экономическое развитие «тихоокеанской» Франции куда более успешное, чем ряда стран-членов АТЭС. Плюс к тому, в этом же регионе Франции сохраняет и свои военные базы.

В ходе моей недавней встречи в Москве с министром торговли Новой Зеландии Тимом Гросером я спросил о том, планируется ли вовлекать «тихоокеанскую» Францию к участию в АТЭС. Этот вопрос, как мне показалось, вызвал у министра некоторое неудовольствие. Он ответил, что «здесь нет чего-либо определенного. Вообще, на Тихом океане так много французских островов, что можно потеряться и потерять время». Оценка, думаю, весьма характерная. Отметим также и тот факт, что французские территории в Южной и Центральной Америке до сих пор не включены в зоны свободной торговли, инициированные США и Великобританией в 1980–1990 годах, вместе с тем, британские острова в том же регионе участвуют в этих зонах. Понятно: чтобы не быть униженной, Франция не подавала официальной заявки на участие в АТЭС.

Выходящие к Тихому океану Колумбия, Эквадор и страны Центральной Америки тоже, повторим, остаются за пределами АТЭС.

Хотя, к слову, проекты межокеанского судоходного канала в Никарагуа, а также в Гондурасе, Гватемале и Коста-Рике непосредственно касаются экономических тенденций в Тихоокеанском бассейне.

Наряду с этими государствами не привлечены в АТЭС и почти все островные страны Тихого океана. Как и Макао – соседний с Гонконгом специальный административный район КНР, а также Республика Восточный Тимор (расположенная между Индонезией и Австралией). Вне АТЭС и Британская тихоокеанская территория (острова Питкэрн). А состоявшаяся в конце августа заявка Северной Кореи на участие в саммите во Владивостоке только в качестве делегации-гостя была в целом негативно воспринята в США, Японии и Австралии. Притом что КНДР участвует во многих региональных проектах, например, российско-транскорейских газопровода, железной дороги, в Программе развития района (зоны) Туманган, включающей приграничные районы РФ, КНР и КНДР.

В этой связи ряд СМИ высказывают мнения о том, что, во-первых, общерегиональная экономическая интеграция рискует оказаться дискриминационной. А во-вторых, - что США и их союзники не хотят усиливать «европейский вектор» в АТЭС.

Как следствие, страны и территории, которым отказывают в участии в АТЭС, уже объединяются в иные структуры.

В частности, с 2000 года действует, причем с участием Франции, Форум тихоокеанских островов. Намечено сформировать Ассоциацию центральноамериканских стран бассейна Тихого океана.

Тем временем, Франция выступает за развитие двухсторонних связей ее тихоокеанского региона с Россией. В недавней беседе со мной посол Франции в РФ де Глиниасти отметил, что «департаменты и заморские территории Франции привлекают все больше и больше российских туристов, в частности, острова Французской Полинезии (одна из трех тихоокеанских территорий Франции. - А.Ч.). Но нам хотелось бы расширить сотрудничество и в других областях: заморские территории Франции богаты рыбными и сельскохозяйственными ресурсами и располагают огромным биологическим разнообразием, которое еще не до конца изучено. Мы с удовольствием приглашаем российских инвесторов и ученых к сотрудничеству с этими регионами Франции».

Таким образом, в Азиатско-Тихоокеанском регионе вполне могут усиливаться, если уже не усиливаются, межгосударственные противоречия. И, как следствие, - создаваться взаимно конкурирующие объединения.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.06.2024
Максим Столетов
В подготовке ударов по Крыму могли принимать участие агенты украинских спецслужб
Фоторепортаж
17.06.2024
Подготовила Мария Максимова
1000-летию Суздаля посвящена грандиозная выставка


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.