Женское лицо эпохи
Здесь собрано около двух тысяч экспонатов из более чем 30 российских музеев и частных коллекций. В их числе произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова и других выдающихся художников прошлого столетия.
Москва в 1920-1930-е годы была местом стремительной смены социальных ролей. Главной героиней произведений искусства тех лет становится новая женщина, преобразующая город. Это работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроитель и художница, пролетарская писательница и просто жена инженера…
Каждая из них – не только реальный человек, но сегодня и аллегория советской истории. Этот многогранный образ москвички в экспозиции представлен живописными портретами, скульптурой, графикой, плакатами и монументальными панно.
Искусствоведы Ксения Гусева и Надежда Плунгян бережно собирали художественные и документальные свидетельства жизни этих женщин в музеях по всей России. Посетители на выставке погружаются в мир москвичек столетней давности, с их чаяниями и надеждами, их бытом и пониманием окружающего мира.
Конечно, некоего универсального образа советской женщины не существовало. Она могла быть и хрупкой, и мужественной как, например, лётчица или стахановка. Москвичка – это скорее собирательный образ. Москвичка тех времён не только доблестно служит делу революции, не только трудится на благо светлого советского будущего, но она и выписывает модные французские журналы, стильно одевается, экспериментирует в области живописи, дизайна, моды. Московские советские художницы не оторваны от мировых тенденций – они учатся в европейских столицах, в их картинах, рисунках, акварелях очевидны отсылки к французским мастерам, интернациональному ар-деко, а эскизы нарядов кажутся и сегодня стильными и актуальными.
Экспозиция показывает, как менялись жизнь и образ горожанки через призму художественных произведений первой половины XX века, где портреты москвичек чередуются с замечательными московскими пейзажами.
Опираясь на исследование Надежды Плунгян «Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, лётчица, "бывшая" и другие в искусстве 1917-1939 годов», выставка даёт понимание тех изменений, которые произошли в женщине после Октябрьской революции 1917 года.
Выставка масштабная и на ней действительно есть что посмотреть! Она открыта до 25 августа.