Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
21 марта 2023
Ретропоезд в будущее

Ретропоезд в будущее

На вокзале в Костроме открыта мемориальная доска памяти Фёдора Чижова и Саввы Мамонтова
Инна Симонова
01.03.2018
Ретропоезд в будущее

В честь 130-летия открытия железнодорожного сообщения между старинными русскими городами Ярославлем и Костромой по этому маршруту прошёл ретро-поезд на паровозной тяге. Его пассажирами стали ветераны и молодёжь Северной железной дороги, представители Всероссийского общества железных дорог, Общества и лаборатории транспортной истории «Северный вокзал», историки, журналисты.

На сегодняшний день в нашей стране остались всего два дореволюционных паровоза, и то, к сожалению, в нерабочем состоянии, – они представлены в музейных экспозициях Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому юбилейный состав в Кострому возглавил один из лучших паровозов советского времени серии Л-2331 1953 года выпуска, который железнодорожники ласково прозвали «Лебедянка» по имени его главного конструктора Валерия Лебедянского. Этот паровоз был популярен в Советском Союзе в послевоенные годы, вплоть до 1970-х, когда железные дороги были электрифицированы. Для «Лебедянки» рельсовый путь из Ярославля в Кострому по особому родной, поскольку это был практически последний участок в СССР, который он обслуживал.

Праздничный поезд отправился с вокзала Ярославль-Московский – того самого, с которого в канун 1888 года по однопутной ветке протяженностью в 136 вёрст (100 км) пошли в Кострому первые поезда. За исторической огнедышащей «колесницей» из прошлого, выбрасывающей в морозный воздух вместе с дымом белые клубы отработанного пара и мощные приветственные гудки, следовал вагон-музей. В нём была представлена экспозиция, приуроченная к юбилею и рассказывавшая об инициаторах строительства — первых председателях правления Московско-Ярославской железной дороги: костромиче по рождению, профессоре математики, славянофиле, искусствоведе, предпринимателе, издателе, благотворителе Фёдоре Васильевиче Чижове (1811–1877) и его ученике легендарном меценате Савве Ивановиче Мамонтове (1841–1918).

Также на выставке можно было увидеть макеты паровозов, форму железнодорожных служащих, инструменты монтёров путей и машинистов, станционный колокол, нагрудные знаки, редкие архивные документы и фотографии.

Ретро-состав делал часовые остановки на промежуточных станциях: Бурмакино, Нерехта, Космынино, – и сотни жителей этих населённых пунктов воспользовались возможностью посетить музей на колёсах, познакомиться с историей создания этой важной для их края рельсовой дороги, пришедшей на смену гужевому сообщению.

На платформах энтузиасты общества «Северный вокзал» к восторгу местных ребятишек – учащихся школ проводили своеобразные костюмированные «флешмобы»: прогуливались в нарядах конца XIX – начала XX веков, представляя железнодорожных служащих и пассажиров той далёкой эпохи.

На перроне станции Кострома-Новая после митинга с участием начальника Северной железной дороги Валерия Танаева, губернатора Костромской области Сергея Ситникова, ветеранов-железнодорожников и историков была открыта мемориальная доска в память Ф.В. Чижова и С.И. Мамонтова. Выступавшие в своих речах подчёркивали, что эти два великих имени вписаны золотыми буквами в историю Северной железной дороги; линия от Ярославля до Костромы стала важной частью магистрали, соединившей этот отдалённый русский край с центром страны, её столицами. В результате прихода сюда железной дороги произошёл резкий экономический скачок в регионе: развилась промышленность губернии, и прежде всего его текстильная и мукомольная отрасли, требовавшие новых путей подвоза сырья и сбыта готовой продукции, — до этого гружённый товаром обоз ехал до Москвы неделю, а в распутицу — и того дольше; отныне же груз доставлялся заказчику в считанные часы — меньше суток. Увеличилась численность населения Костромы, появились новые производства, фабрики, а впоследствии, с открытием Транссиба, было налажено устойчивое сообщение между европейской частью России и Дальним Востоком.

Сегодня, спустя 100 лет, железная дорога Ярославль-Кострома по прежнему используется для перевозки грузов и пассажиров. Ежедневно по ней проходят 32 состава.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.03.2023
Валерий Панов
В прошлом году в России ежедневно происходило до тысячи возгораний. Кто стоит за ними?
Фоторепортаж
20.03.2023
Подготовила Мария Максимова
В петербургском «Манеже» открылась выставка, посвященная 350-летию русского балета.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..