Передвижники

В 1863 году 14 лучших студентов Академии художеств отказались писать экзаменационные картины на заданный мифологический сюжет. Жаждая свободы творчества, и в знак протеста они покинули учебное заведение. «Теперь будем писать правду жизни», — заявил Иван Крамской своим друзьям художникам. Семь лет спустя они основали Товарищество передвижных художественных выставок и начали показывать искусство жителям разных уголков империи, изображая на картинах российскую действительность.
За свою более чем полувековую историю Товарищество организовало 48 передвижных выставок, в которых приняли участие более 500 художников, было представлено более 10000 картин.
Передвижники должны были специально готовить картины для каждой экспозиции. Согласно Уставу, картина, показанная где-нибудь раньше, на выставку не принималась. Следуя закрепленному в Уставе принципу «доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством», передвижники организовали выставки в 18 городах.
Расцвет товарищества совпал с наиболее активным периодом деятельности Павла Третьякова как собирателя искусства. Работы Сурикова, Крамского, Репина, Васнецова и других составили основу его коллекции, а позднее — и главной художественной галереи Москвы.
Здание на Кадашевской набережной, новый корпус Третьяковской галереи, строили почти 30 лет. «Передвижники» — первая масштабная выставка по новому адресу. Больше ста пятидесяти картин в Третьяковку на время передали пятнадцать музеев России.
Картины заняли целый этаж нового футуристического здания, с витражами- шедеврами на фасаде и огромным стеклянным куполом.
В экспозицию вошли как известнейшие полотна, так и малознакомые картины передвижников, а документы, письма и другие свидетельства времени позволяют увидеть работы глазами современников, оценить их новаторство.
Собранные вместе, эти материалы раскрывают круг проблем, волновавших художников и общество того времени, рассказывают об особенности творческого метода и деятельности Товарищества как независимого просветительского объединения художников.
Выставка открыта для посетителей до 6 апреля 2025 г.
Среди представленных полотен - картина изумительного, необыкновенного художника - Николая Петровича Богданова-Бельского "Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского".
Крестьянские дети разного возраста считают в уме сумму квадратов чисел от 10 до 14, деленную на 365. Какие умные, сосредоточенные лица детей! Вот один мальчик уже шепчет ответ учителю!..
И замечательный пример упрямцам, бездумно твердящим о 80%-х безграмотных в России до революции!
Всем, любящим русскую живопись, советую прочесть и о художнике Н.П. Богданове-Бельском, и о профессоре С.А. Рачинском.