Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Отразивший эпоху

Отразивший эпоху

Новая Третьяковка открыла осенний сезон масштабной выставкой Юрия Пименова
Подготовила Мария Максимова
13.09.2021
Отразивший эпоху

На выставке представлено 170 произведений, среди которых 85 живописных работ, 73 листа графики и 8 воспроизведений на металле несохранившихся работ из22 музейных и частных собраний России, Белоруссии и Латвии. Проект заново открывает классика, чье имя гремело с 1920-х годов.

Это — погружение в мир, полный легкости и радости. Не верится, что у такого мастера был период, когда он после радикального творческого перелома уничтожал свои работы. Но даже их теперь можно видеть на выставке. Так, произведение «В Сталелитейном цехе» удалось воспроизвести по обложке журнала «Красная Нива»,где оно было когда-то опубликовано.

...Их даже не сразу и заметишь. Две нежные, трепетные гвоздики: одна — красная, другая — белая, прикрепленные к лобовому стеклу кабриолета, которым управляет девушка с короткой стрижкой. Хрестоматийная картина «Новая Москва», знакомая всем еще со школьных учебников.

Поездка в счастливое будущее. Не картина, а признание в любви новой Москве, в которой только-только появились гостиница «Москва», вестибюль метро на Театральной площади, здание Госплана (сейчас это Госдума). За рулем жена художника в ожидании первенца. Вся жизнь словно окутана счастьем.«Картина "Новая Москва" — это абсолютный шедевр второй половины 30-х годов. Это удивительно чистое, прозрачное, искреннее полотно. Здесь ты видишь и чувствуешь, что художник старался видеть в жизни, которая его окружала только красоту и радость», — подчеркнула на открытии генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

В начале карьеры Пименова в центре внимания — ярость и энергия человека труда. На фоне мощи советского человека все меркнет: земля лишь маленькая полоска, деревья — небольшие точки.

В 30-е все меняется. На первом плане картин Пименова по-прежнему человек, только уже не мужчина, а женщина. Но если художник изображает работниц «Уралмаша» за работой, то даже на заводском станке непременно бросается в глаза заботливо пририсованная романтичная деталь — букет цветов. 

И будучи в командировке в Италии, мастер не пишет пейзажи как все. Его вдохновляют люди, он ищет сходство их с советским человеком. И оно ему видится буквально на каждом шагу: вот женщина, как и у нас, развешивает белье во дворе, вот продавщица предлагает цветы…

А это полотно очень символичное, оно показывает, что для Пименова по-настоящему важно: он изображает себя на заднем плане в работе над картиной «Футбол». Но что у нас на первом плане? На первом плане жена моет голову. Что художнику важно? Жена, которая моет голову, — вот что для него самое важное! Кем он видит себя? Тем, кто на фоне что-то там делает…

«Пименов — удивительный художник. Он очень точно отражал эпоху, будь то НЭП, на который пришлась его молодость, или "оттепель", когда ему было уже около шестидесяти. Его отличала сила темперамента, он умел ловить красоту момента», — подчеркивает директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Интересно, что у «Новой Москвы» есть сиквел: «Фронтовая дорога» (1944). Только здесь та же самая блондинка ведет не кабриолет, а грузовик, и едет он к освобожденному Красной армией городу. Полотна висят в разных залах, но расположены так, что встав напротив дверного проема, можно увидеть сразу оба, оценив их диалог.

На Пименова смотреть интересно— художник не застывал в одном стиле, искал, менялся. Ранние работы в 1930-х он настолько потом возненавидел, что уничтожил. И, говорят, даже забрал многие из музеев, предложив взамен новые. Он хотел радикально «отредактировать» свое творчество: возможно, они слишком напоминали ему о тяжелой депрессии, которую он пережил в начале 30-х.

Впрочем, теперь в Третьяковке можно увидеть реплики восьми из 12 пропавших полотен — например, «Теннис». Воссоздали их по фотографиям 1920-х, но на металлических пластинах.

Другой реконструкции, уже мультимедийной, посвящен целый зал: это панно «Физкультурный парад», которое, хоть и сохранилось, но из-за размеров (девять на 14 метров) и плохого состояния не подлежит транспортировке. В России его представили публике только однажды, в Русском музее в 1994-м, где панно до сих пор хранится.Интересно, что эта монументальная работа была лишь фоном для «проекта века»: модели Дворца Советов Бориса Иофана со стометровой фигурой Ленина. Небоскреб должен был стать центром новой Москвы и самым высоким зданием в мире (415 метров).

Для выставки в Третьяковке сделали подробную съемку «Физкультурного парада», позволяющую рассмотреть все детали. Вот она, новая реальность: если произведение нельзя привезти, можно показать его цифровую копию.

Пименов, наверное, оценил бы, что его панно стихийно стало видеоартом — то, что он выступал за прогресс, особенно заметно в разделе «Москва и москвичи».Художник находит очарование и в типовых квартирках («Лирическое новоселье»), и в недостроенных спальных районах («Свадьба на завтрашней улице»). Кстати, обе картины были на выставках, посвященных эпохе «оттепели» в Музее Москвы и ГТГ.

«Сколько потом разной жизни приходит в эти дома — смех и плач детей, усталые шаги после работы, утренняя глазунья на сковородке, пестрый букет полевых цветов на фоне чистой голубоватой стены!» — отмечал сам Юрий Пименов.

По оптимизму Пименов предвосхищает шестидесятников: не зря его картину «Бегом через улицу» четыре года назад выбрали для постеров выставки «Оттепель» в Третьяковке. Хотя к присущей этой эпохе вере в светлое будущее художник пришел еще в непростые 30-е.

«Я страстно, органически не люблю абстрактных вещей. Они мне кажутся скучными», — писал он. Ему были интересны не бездушные квадраты и круги, а линии человеческих судеб. «Видимая легкость его произведений — итог кропотливой работы: наблюдений, встреч, разговоров, путешествий», — говорит Елена Воронович.

Была у Пименова и другая страсть. «Еще я очень люблю писать дождь… Ливень заливает асфальтовые улицы и дома… Люди отражаются в зеркалах мостовых и тротуаров. Этот же ливень покрывает стекла автобусов и квартир огромным количеством мелких капель, в которых живут свет и тень, блеск и влажность. Городской дождь полон разных образов и настроений. Он приносит художнику не меньшее богатство ощущений и чувств, чем поля, затянутые серой пеленой осени, чем лужи в колеях черного проселка, сверкающие капли на сосновых ветках и солнце сквозь парной воздух мокрого леса».

Читать Пименова — отдельное удовольствие, и на выставке в Третьяковке большинство текстов как раз принадлежит ему. «Он пишет прозу как художник и рисует как поэт», — очень точно сказали о нем на открытии.

Названия некоторых разделов экспозиции взяты из книг Пименова. Например, заключительный — «Таинственный мир зрелищ», где собраны работы для театра и кино. Художник более 50 лет создавал театральные декорации, костюмы и эскизы занавеса.

Здесь его самая первая афиша — к фильму «Пышка», который стал дебютом и для режиссера Михаила Ромма, и для сыгравшей в картине Фаины Раневской (она прежде не снималась в кино). А рядом «Кинокатя» (1934)— иллюстрация к одноименному рассказу Вадима Шершеневича про бездарную, но пробивную старлетку. И поздняя работа 1971 года, впечатления от закулисья лондонского балета: портнихи шьют воздушные пачки для танцовщиц, покуривая сигаретки.

Пименов много путешествовал по Европе, бывал в Индии. За границей пользовался успехом: его картина «Даешь тяжелую индустрию!» (1927) выставлялась на XVI Биеннале в Венеции, в 1937-м он получил Золотую медаль Всемирной выставки в Париже.


По материалам СМИ


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.