Москва живописная

В экспозиции представлено более 300 художественных произведений из фондов «Росизо», Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного исторического музея, Музея архитектуры им. Щусева и частных коллекций, а также редкие документы из ведущих российских архивов, фотографии и кадры кинохроники. Всё это даёт представление о развитии монументально-декоративного искусства Москвы с 1918 года по 1980-е годы.
Можно сказать, это история в деталях уникальных произведений монументального искусства — скульптуры, барельефы, мозаики, фрески которые украшают станции метро, фасады домов и площади города. Словом, всё, что делает монументальное искусство монументальным.
Поворот каждого кусочка смальты создает новые преломления света и тени, материал диктует художнику воплощение сюжета, а потому интересно сопоставить предварительный эскиз и готовую мозаику. Монументальная живопись требует много подготовительной работы, в залах музея демонстрируются разные этапы ее создания.
Впервые на выставке показаны мозаичные пробы для Мавзолея Владимира Ленина, созданные под руководством русского художника-мозаичиста первой половины XX века Владимира Фролова, фрески народного художника СССР Владимира Фаворского для Музея охраны материнства и младенчества, а также сохраненные фрагменты мозаики с фасада плавательного бассейна ЦСКА.
Особое внимание привлекают эскизы маскировки Московского Кремля, разработанные в первые годы Великой Отечественной войны, полностью изменившие его привычный архитектурный образ.
Среди экспонатов произведения Александра Дейнеки, Евгения Лансере, Павла Корина, Андрея Васнецова и других советских художников, а также эскизы Народных художников России Леонида Полищука и Светланы Щербининой.
Директор департамента музеев и поддержки циркового искусства Минкультуры России Елена Харламова на открытии сказала: «Многие из представленных здесь произведений стали визуальными символами своего времени, определив облик целой эпохи. Важно, что такие проекты позволяют заново обратить внимание на уже ставшие привычными объекты, по-новому познакомиться с тем, что окружает нас каждый день, и прочувствовать значение этого уникального пласта нашего наследия для истории и современности».
Изюминка выставки — карта «Индустрия социализма», масштабное мозаичное панно из СССР, которое стало самой дорогой географической картой в мире: рубины и изумруды, топазы и опалы… Творческий замысел художников когда-то очень впечатлил зрителей — сначала на международной выставке в Париже, а потом на всемирной выставке в Нью-Йорке.
Самую большую мозаику столицы из-за габаритов транспортировать из Санкт-Петербурга в Москву не удалось, но для выставки создали ее точную цифровую копию. Современные технологии помогают рассмотреть масштабные произведения искусства, которые трудно экспонировать в залах музея.
Цифровые реконструкции дают возможность посетителям глубже погрузиться в мир монументального искусства, позволяя разглядеть исторические панно и мозаики в мельчайших деталях.
Монументальное искусство настолько органично вписано в городское пространство, что даже, несмотря на свои внушительные размеры, глазу порой незаметно. Один из самых ярких примеров монументального искусства в столице — это фасады библиотеки имени Пирогова. На выставке впервые представили полный корпус эскизов, макетов и подготовительных работ. Мозаика является одной из самых больших в Москве — 2 тысячи квадратных метров. И это тот случай, когда монументальное искусство буквально меняет саму архитектуру.
Многое из того, что представлено на выставке в виде эскизов, можно видеть сегодня «вживую». Посыл выставки — после посещения экспозиции, выйти в город и взглянуть по-новому на окружающую архитектуру. Ведь монументальное искусство — это не просто украшение городской среды, это история, запечатленная в камне, стекле и металле. Оно отражает дух времени, сохраняет память о важных исторических событиях и формирует эстетическое восприятие пространства.
Выставка продлится до 13 апреля.