Московский год императрицы

Большой проект «1775. Триумф Екатерины II. Московский год императрицы» приглашает посетителей прогуляться по девяти залам с уникальными артефактами, которые раскрывают личность государыни.
25 января 1775 года вереница карет императорского поезда въехала в Москву. Екатерина Великая, отмечая победу в Русско-турецкой войне и заключение Кючук‑Кайнарджийского мира, на целый год перевезла свой двор в Москву, практически превратив на время город в столицу империи. Первопрестольная встретила матушку Екатерину колокольным звоном и пушечной пальбой, но настроение в городе было тревожным: всего две недели назад казнён на Болотной площади Емельян Пугачёв.
В экспозиции представлено свыше 600 экспонатов: от редких документов, личных вещей и турецких даров до реконструкции кареты. На выставке впервые демонстрируются материалы из собрания Музея архитектуры, Исторического музея, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива.
Экспозиция напоминает о главных событиях 1775 года. Это и грандиозные празднования на Ходынском поле в честь Кючук-Кайнарджийского мира (тут эскизы фейерверков, ключи от важного форпоста – города Керчь, дары послов побежденной Османской империи), и многочисленные дипломатические выезды императрицы в подмосковные усадьбы и отдаленные губернии; и «медовый месяц» с Григорием Потемкиным в селе Черная грязь, которое было 250 лет назад переименовано в Царицыно (музей впервые экспонирует указ о переименовании).
Жители Москвы тепло встречали Екатерину II. Среди них и верная «старая гвардия», удалившаяся сюда на покой, и молодые «орлы», возводившие императрицу на престол.
Это Александр Фёдорович Талызин — владелец усадьбы, где сегодня располагается Музей архитектуры; и скромное дворянство, служившее императрице верой и правдой во времена пугачёвщины; и купечество, и городские крестьяне, чьи характерные портреты выполнил французский рисовальщик и гравер Жан-Батист Лепренс. История жизни русского императорского двора очень многогранна.
Фоном повествования стал на выставке архитектурный облик первопрестольной столицы, что помогло создать более объёмный образ эпохи и облик Москвы времени барокко и раннего классицизма, памятников которых до наших дней сохранилось, увы, не много.
В июне 1773 года в сердце Москвы произошло событие, которое могло изменить облик столицы раз и навсегда: торжественная закладка Большого Кремлёвского дворца по проекту Василия Баженова. Проект Баженова был поистине грандиозным: 20 тысяч комнат, парадная лестница к Москве-реке. Новый дворец, по своим масштабам и великолепию должен был затмить Колизей и египетские пирамиды. Но в 1775 году Екатерина II повелела остановить работы и уничтожить все следы грандиозного замысла. Причины такого решения остаются предметом обсуждений до сих пор. Официальной причиной называли осадку стен Архангельского собора. Свидетельством же этого грандиозного замысла осталась авторская модель дворца.
Сложилась парадоксальная ситуация: при наличии нескольких старых императорских дворцов – Старого Кремлёвского дворца, Головинского дворца в Покровском-Рубцове, — остановиться Екатерина II не могла ни в одном из них. Все они либо находились в состоянии упадка, либо были не достроены. Лишь великолепные сады свидетельствовали о былом величии императорских усадеб. Каждому из этих дворцов и садов эпохи барокко на выставке посвящен отдельный раздел.
Для пребывания Екатерины II в Москве в 1775 году пришлось возвести в кратчайшие сроки новый деревянный дворец. Он был построен по проекту Матвея Фёдоровича Казакова на Волхонке (сейчас на этом месте АЗС напротив храма Христа Спасителя). Он получил название Пречистенского — по названию улицы Пречистенки, частью которой в то время ещё была современная Волхонка.
В состав дворца вошли также три близлежащих дома: Михаила Михайловича Голицына, где проживала сама императрица; Лопухиных, где жил Григорий Александрович Потёмкин; Долгоруких, где расположился великий князь Павел Петрович с супругой и свитой.
Последний зал выставки рассказывает о драматичной судьбе Пречистенского дворца. Вскоре после отъезда Екатерины II в Петербург он был разобран и перенесён на фундаменты старого царского дворца на Воробьёвых горах, но и там быстро обветшал и в начале XIX века сдавался в аренду под постоялый двор и бильярд.
Отдельная часть экспозиции посвящена внутренней политике Екатерины II. В 1775 году она разработала проекты, которые положили начало важнейшей Губернской реформы, изменившей управление страной. Также императрица много сил уделяла системе образования, общалась с просветителями и религиозными деятелями, вела переписку с ведущими философами того времени, такими как Шарль Монтескье. На выставке рассказывается о ее увлечениях и предпочтениях.
В одном из залов воссоздано подобие кабинета императрицы, где она не только работала, но и проводила свободное время с неизменным атрибутом — кофейным сервизом.
«Для нас было особенно важно связать нашу, царицынскую историю, с историей Москвы и всей России. Так родился проект, посвященный самому долгому пребыванию Екатерины Великой в столице, — рассказала на открытии генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Главным героем выставки, наряду с Екатериной II, становится и Москва — город, в который приехал весь императорский двор, город, который принимал торжества, реформы, частные визиты и великие преобразования».
Выставка в «Царицыно» будет работать до 17 августа 2025 года.