Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 августа 2022
Медный всадник на гребне эпохи

Медный всадник на гребне эпохи

В Москве проходит выставка, посвященная 350-летию со дня рождения Петра I
Подготовила Мария Максимова
04.05.2022
Медный всадник на гребне эпохи

В Выставочном зале федеральных архивов впервые представлено более 250 экспонатов – подлинные архивные документы петровской эпохи, анимированный мультимедийный контент, а также оригинальные рукописи Петра I, расшифрованные с помощью искусственного интеллекта в рамках проекта «Digital Петр».

Указ Петра I о праздновании Нового года, распоряжения о переходе на новое летоисчисление, о введении гражданского шрифта, документы о школьном образовании, создании Академии наук, курортов, первого общедоступного музея (Кунсткамеры), об учреждении ассамблей, материалы о введении подушной подати, развитии промышленности, внутренней и внешней торговли – все это могут видеть посетители историко-документальной выставки «Петр I и его эпоха». Многие законодательные документы по преобразованию госаппарата и госслужбы – автографы Петра Великого, все они созданы при его личном участии.            

Проект поражает своим масштабом и уникальностью. Впервые в экспозиции представлены подлинные архивные документы петровской эпохи, грамоты, графика, гравюры, автографы, мемориальные вещи Петра I. На мультимедийных экранах детально показано, какие города посещал цесаревич, а затем император, памятники, установленные в его честь в России и Европе.

Не остался в стороне и актуальный ныне сюжет отношений Москвы и Мазепы. Среди документов привлекает внимание Манифест Петра «Малороссийскому народу» от 28 октября 1709 года, в котором говорится об изменнике гетмане Мазепе, который, нарушив крестное целование, перешел на сторону шведского короля Карла XII – главного врага России. В манифесте царь освобождал малороссов от подчинения гетману и заявлял, что сопротивление шведским войскам является священным долгом всех его подданных.

«Обратите внимание, – замечает куратор выставки, историк Наталья Болотина, – везде Петр Алексеевич подписывается "Петр", а здесь он пишет "Царь", чтобы усилить значимость и подлинность этого документа».

Новая экспозиция полна не только побед (одну из них засвидетельствовала запись в походном журнале Петра о закладке «Санкт-Питербурха»), но и поражений, которых великий преобразователь и реформатор России хлебнул сполна. Особенно драматично звучат в этом контексте его письма к сыну Алексею: «Мой сын! Ты непослушание и презрение воли моей делал…». Здесь же под стеклом – манифест о лишении царевича Алексея права на престол и холодящие душу вопросы, составленные Петром I для допроса сына…

«Один из самых распространенных мифов о Петре I сводится к тому, что во время его знаменитого заграничного путешествия 1697-1698 годов в России, в первую очередь в старообрядческой среде, стали распространяться слухи о том, что царя в Европе подменили, – рассказывает директор Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Владимир Аракчеев. – И что в Россию приедет не он. Настоящий царь якобы был заточен в бочку и брошен в море-океан, а у нас – самозванец. Потому что только самозванец, с точки зрения старообрядцев, мог рушить основы русской жизни. И как ни странно, этот миф до настоящего времени циркулирует в среде людей, мало осведомленных в истории».

За архивными документами, картами, манифестами, музейными экспонатами, такими уникальными, как бережно хранимый Петром локон его дочки Елизаветы, встает сложная фигура русского царя со всеми его человеческими слабостями.

Отдельная часть экспозиции посвящена Санкт-Петербургу: на примере архивных документов рассказывается о постройке укреплений Петропавловской крепости, Петропавловского собора, дворцов Петра I, жителях города. Наглядно представить, как выглядел город на Неве, позволяют гравюры с видами первых построек северной столицы, рисунок фигуры медного ангела на шпиле Петропавловского собора, ставшего покровителем города.

Если первый раздел выставки посвящен личности Петра I, важнейшим событиям его биографии и семейной жизни, которые повлияли на формирование мировоззрения неугомонного царя-реформатора и отразились на истории России, то центральное ее место отведено событиям Северной войны и развитию внешнеполитических связей России.

Дипломатия петровской эпохи представлена грамотами монархов Священной Римской империи, Великобритании, Франции, Голландии. На выставке демонстрируется знаменитый Ништадтский договор, заключенный после победы России со Швецией о вечном мире — это один из важнейших документов эпохи, предопределивший дальнейшее международное развитие Европы.

По словам Натальи Болотиной, «основной посыл выставки – чтобы посетители сами подумали над тем, кем был Петр, что происходило в его эпоху, что он лично сделал. Чтобы они освободились от стереотипов, от залакированной монументальности этого человека, поняли, что это человек со страстями, с желаниями, с интересами и с любовью. Чтобы школьники и студенты, посетив выставку, понимали, что написанное в учебниках взято из этих документов».

Третий раздел выставки посредством архивных документов рассказывает о возведении каменных укреплений Петропавловской крепости и Петропавловского собора, дворцов Петра I и его сподвижников, о первых жителях города.

В экспозиции также представлены документы из кабинета Петра I: указы о создании губерний, Сената, коллегий, прокуратуры, борьбе со взяточничеством, Генеральный и Духовный регламенты, Табель о рангах, Устав о праве наследования престола.

«Мы пытаемся донести до зрителя несколько очень важных идей, одной из которых является то, что Петр Великий получил известность, признание и место в истории в результате того, что, получив в свои руки в качестве наследства страну с неисчерпаемыми людскими и материальными ресурсами, смог наилучшим образом распорядиться ими. Потому что его преобразования были нацелены не на реформы сами по себе, а на то, чтобы государство и общество были процветающими и динамично развивающимися», – отметил Владимир Аракчеев.


В подготовке экспозиции принимали участие Государственный архив РФ, Российский государственный исторический архив, Государственный архив Дании, Государственный исторический музей, Институт Петра Великого и другие федеральные архивы.

Выставка продлится до 19 июня 2022 года. Вход свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность.


По материалам СМИ


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Е. Д.
05.05.2022 15:57
Упразднение патриаршества и чрезмерное увлечение западничеством сыграло, конечно, свою роль в постепенном угасании тех самых духовных и национальных скреп, о которых модно говорить и сегодня. Где-то Петр I, конечно, «перегнул палку», но сгибать её всё-таки следовало при намерении строить ВЕЛИКУЮ Империю.
Воспитанные Пушкиным люди не посмели бы втаптывать Петра в грязь, не посмели бы оскорблять питерцев, беззаветно любящих Петра творенье, блокадников и защитников Ленинграда...

Александр из Од
05.05.2022 11:05
Да, личность была демоническая. Ему не жилось в православной Москве.
Уж очень хотелось жить по-европейски. Ну и жил бы сам, так нет всю знать переделал на немецкий стиль...

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.